Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
ФГОС НОО ставит перед педагогами задачу подготовки активной, творческой и ответственной личности ученика. Ориентация на результаты образования и требования к результатам освоения общей образовательной программы представлены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Методика изучения темы «Глагол»
В свете требований к современной школе, перед учителем стоит задача научить каждого ребенка учиться самостоятельно, вопрос формирования навыков грамотного письма учащихся приобретает особое значение.
Учитывая требования общества, в настоящее время одной из важных задач является работа над грамматикой родного языка.
Методика изучения темы «Глагол»
Работа над глаголами в I классе. Подготовительный этап работы над глаголами условно относится к периоду обучения грамоте [4].
Подготовка к изучению глагола заключается в развитии внимания учащихся к лексическому значению слова и, в частности, к глаголу. Происходит накопление специфического материала, на основе которого становится возможным обобщение типичного лексико-грамматического значения глагола: они обозначают действие объекта. Упражнения на глаголах не являются самоцелью отдельных уроков, а проводятся в связи с чтением алфавита, составлением предложений по картинкам и т.д.
Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, при выборе слова, подходящего по значению, учащиеся устанавливали связь между тем, что означает это слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, ученики дополняют предложения соответствующими словами: что делают птицы осенью? они улетают, покидают (родные места), улетают (стаями).
Более конкретная работа над глаголами начинается во втором семестре I класса в процессе изучения темы "Слова, отвечающие на вопрос, что делать?" В части глаголов, как известно, лексическое значение совпадает с грамматическим (бегать, летать, прыгать, ходить, бросать и т.д.). С такими глаголами и желательно начинать работать. На примере действий, которые выполняют сами ученики, они четко убеждаются в значении глаголов. Важным условием является подбор глаголов, значение которых не соответствует повседневному пониманию "действия" объекта. Постепенно у детей начинает формироваться расширенное представление о действии объектов, в том числе о состоянии (заболеть, уснуть и т.д.), отношении к другому объекту (удивляться, гордиться, уважать и т.д.), изменении качества (зеленеть, желтеть и т.д.) [10].
В качестве одного из основных навыков, формируемых первоклассниками, постановка вопроса. Учитель специально обучает этому учеников, используя глаголы разных форм и типов времени (тексты широко представлены в учебнике). Слова, которые отвечают на вопрос что? их сравнивают со словами, которые отвечают на вопрос, что делать? При этом отмечается, что слова первой указанной группы – это названия объектов, а слова второй группы – это названия действий объектов. Сопоставление позволяет не только различать глаголы и существительные, но и устанавливать их взаимодействие в речи.
Рассматривая постановку вопросов к глаголам, также необходимо подчеркнуть, что этот тип работы не должен быть формальным. Например, при распознавании вопросов, что делает? И что они делают? первоклассники практически знакомятся с заменой глаголов числами, их подводят к пониманию сути числовой формы глагола. Учащиеся 1 класса связывают вопрос, на который отвечает глагол, и формы числа глагола следующим образом: слова отвечают на вопрос, что делает? если обозначает действие одного объекта; слова отвечает на вопрос, что они делают? если обозначает действие двух или более объектов [4].
1.2 Особенности использования наглядных материалов на уроке русского языка
Наглядные материалы – это средства преподавания, которые используются на уроках для объяснения нового, закрепить, повторить то, что произошло и проверить знания детей [14].
Некоторые особенности использования наглядных материалов, на уроке русского языка:
• Выбор наглядных пособий с учетом целей и задач урока.
• Использование наглядности на всех этапах обучения:
1. на этапе объяснения нового материала;
2. на этапе получения и формирования навыков;
3. на этапе контроля за приобретением знаний и формированием навыков (оценка успеваемости учащихся);
4. на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изученного материала).
• Организовать работу с визуальными подсказками для учащихся действуют они же и сопровождали действия с пояснениями.
• Мотивировать учеников самостоятельно использовать наглядности. Самостоятельное изготовление наглядных пособий вызывает интерес учащихся, что повышает понимание и усвоение учебного материала.
• Оптимальное количество визуального материала. Урок не должен быть перегружен, количество вспомогательных средств должно быть достаточным для качественного усвоения учебного материала.
Наглядные пособия по русскому языку – это учебные пособия, позволяющие опереться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие [8].
Использование различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым способствует их развитию, способствует более прочному усвоению материала, позволяет сэкономить время.
В обучении русскому языку используются различные виды наглядных материалов [15].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ»
Исходя из вышеизложенного в первом и втором параграфах, нами был проведен анализ и обобщение опыта педагогов по выявлению использования наглядных материалов на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» в начальной школе. В этом контексте рассмотрены методы работы, программы, по которым работают учителя, их стаж работы, тактика применения наглядностей на уроках русского языка, а также выявлены проблемы и даны рекомендации по их решению.
Волошина Т.Д., учитель начальных классов с 20-летним стажем, работает по программе УМК «Школа России». Анализируя опыт работы Татьяны Дмитриевны, можно отметить следующее. Применение наглядности на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» является систематическим и целенаправленным. В своей практике она четко применяет различные методы работы: иллюстрирует рассказ, объясняет значение непонятных слов, собирает истории из рисунков, иллюстраций и т.д. Использование наглядных материалов положительно влияет на успеваемость и дисциплину учащихся: повышает успеваемость, активность детей, дети становятся воодушевлёнными, они меньше устают на уроках, развивают любознательность, быстрее и лучше усваивают новый материал.
При самоанализе уроков, учитель отмечает, что наглядность на уроке необходима, потому что они развивают интерес, положительные эмоции, любопытство. И материал хорошо усваивается, когда подкреплен положительными эмоциями, представлен четко. Детям нравятся уроки с использованием наглядности, они позволяют им давать больше нового и интересного материала, активизируют познавательную активность детей и вызывают большой интерес к урокам.
Основными трудностями, с которыми сталкивается учитель при подготовке таких уроков, являются, нехватка времени, большой объем обучения, нехватка дидактических материалов, технических средств обучения, трудно умножить материал для урока. Но, тем не менее, учитель отмечает, что использование наглядных пособий на уроке необходимо, потому что это всегда интересно, но и увлекаться ими тоже не стоит, потому что обилие наглядности отвлекает ребенка, заставляет сосредоточиться на главном. Использование наглядных пособий позволяет развивать творческое мышление, выявлять индивидуальные способности, беречь здоровье детей, развивать высокий познавательный интерес.
Поэтому, понаблюдав за работой учителя начальных классов, мы пришли к выводу, что Татьяна Дмитриевна уделяет большое внимание наглядности на уроках. Чаще всего она использует такие наглядные методы, как:
- методы иллюстрации (алгоритм, плакат, справочное резюме, таблицы, карты, схемы, эскизы);
- методы демонстрации (фильмы, кинопленки).
Обобщая и анализируя опыт работы Софьи Валентиновны М. (учитель начальных классов с 14-летним стажем работы, работающая по УМК «Школа России»), далее с ее слов: «Наглядные методы обучения точно отражают характерные черты и свойства, изучаемых в то время предметов, наглядный материал не был излишне броским, красочным и ярким, в то время как пособие появилось только в период работы с ним, после чего было удалено. В результате дети приобрели богатый чувственный опыт, овладели способностью расширять и углублять его, научились воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений и использовали это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами было изучено использование наглядных материалов на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Наглядное пособие – одно из средств интеллектуального развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего курса обучения. Существует большой выбор наглядных материалов. Кроме того, совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными наглядные средства обучения для выполнения задач, поставленных учителем.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 29.10.2024 г.).
2. Атаджанова, Л. Ш. Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ / Л. Ш. Атаджанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 392-394
3. Батырханова, З. А. Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы / З. А. Батырханова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 136-139.
4. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие / Т. М. Воителева. М.: Дрофа, - 2013. – 320 с.
5. Волкова, Л. Г. Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников / Л. Г. Волкова, Н. Г. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 849-850.
6. Гакаева, А. Х. Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе и их роль в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 3 (3). — С. 8-12.
7. Диденко, С. Ю. Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе / С. Ю. Диденко, С. В. Потапова, М. Ю. Сипко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2019 г.). — Москва : Буки-Веди, 2019.— С. 133-136
8. Зубайраева, Р. М. Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся / Р. М. Зубайраева, Л. С. Лорсанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 96-99.
9. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А. А. Лорсанова, Л. С. Лорсанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 7-11.
10. Львов, М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, - 2013. – 464 с.
11. Скрыбыкина, О. И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы / О. И. Скрыбыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (63). — С. 1238-1240.
12. Тангрибергенова, Г. А. Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах / Г. А. Тангрибергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020— № 13 (117). — С. 711-713.
13. Томчани, Л. В. Словообразовательная характеристика качественных прилагательных русского языка / Л. В. Томчани. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (115). — С. 1716-1719.
14. Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса / Е. Р. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56.
15. Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 47
16. Штец, А. А. Особенности морфологического разбора в начальной школе / А. А. Штец, А. Ф. Лучко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (227). — С. 201-204.
17. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам : учебное пособие / А. Н. Щукин. – Москва : Филоматис, 2019. – 188 с.