Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универ-сальный характер. Права человека выступают одной из важнейших состав-ляющих практического решения вопросов взаимоотношений человека с гос-ударством и обществом.
Превращение прав человека из деклараций в жизненную реальность возможно только в условиях сильного правового социального государства и гражданского общества.
Проблема формирования и развития системы социальной защиты граждан является актуальной и по-прежнему остается недостаточно исследо-ванной. Она требует к себе такого же внимания, как и другие ключевые эле-менты общества.
Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприме-нительной практике, а зачастую и ее противоречивость. О необходимости обратить внимание на защиту права российских граждан на социальное обеспечение свидетельствуют многочисленные обращения получателей соци-альных выплат и услуг в различные государственные органы.
Одним из условий эффективной защиты социальных прав является проведение государством социальной политики, основанной на общепри-знанных принципах и нормах международного права и Конституции Россий-ской Федерации. Система нормативного правового обеспечения социальной политики основывается на приоритетных направлениях социально-экономического развития государства, определенных целевыми программа-ми, утвержденными Президентом Российской Федерации.
Социальная политика реализует принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания прав граждан, создание различных форм социальных гарантий, обеспечивающих равные условия для различных социальных, этнических, расовых групп населения, поддерж-ку малоимущих слоев за счет системы государственной поддержки.
Активная роль в защите социальных прав принадлежит государству, включая создание системы государственных органов и учреждений, приня-тие нормативных правовых актов, их реализацию и защиту.
Для формирования и реализации эффективной государственной соци-альной политики важное значение имеют общественные объединения. Обще-ственные организации представляют интересы определенных слоев населе-ния, содействуют в реализации прав граждан, осуществляют общественный контроль.
Коммерческие организации также играют важную роль в решении со-циальных задач; их устойчивое положение оказывает влияние на состояние занятости и уровень социального обеспечения граждан, а прибыль является источником дохода бюджетов и внебюджетных фондов от налоговых и соци-альных платежей. В свою очередь, государством устанавливается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих дея-тельность в сфере социального предпринимательства.
Эффективность защиты социальных прав можно определить посред-ством оценки процента исполнения заложенных бюджетных ассигнований на социальное обеспечение в определенный период, достижения плановых пока-зателей, увеличения числа субъектов малого и среднего предприниматель-ства, повышения уровня качества жизни и благосостояния населения.
На сегодняшний день зачастую всплывают случаи массового наруше-ния социальных прав наших граждан со стороны специализированных орга-нов, а также недостаточной результативности судебной защиты прав граж-дан. Грубые нарушения социальных прав представляют основной источник социальной напряженности в обществе.
И какие бы не предпринимало правительство меры и не проводило ре-формы в сфере социального обеспечения, однако единая концепция защиты основных социальных прав гражданина в нашем государстве на сегодняш-ний день все еще отсутствует.
Все эти и другие проблемы определили выбор данной темы исследова-ния.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с защитой социальных прав граждан.
Предмет исследования – правовое регулирование социальной защиты населения.
Целью работы является изучение внесудебных способов защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
– рассмотреть конституционную защиту социальных прав и свобод;
– проанализировать формы защиты права на социальное обеспечение;
– выявить органы, обеспечивающие реализацию и защиту конституци-онного права на социальное обеспечение;
– обозначить особенности защиты прав граждан на социальное обеспе-чение в административном порядке.
Методологические основы работы включают общенаучные методы: си-стемного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также ме-тод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (содер-жащая две главы и четыре параграфа), заключение и библиографический список.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Конституционная защита социальных прав и свобод
Положения ч. 2 ст. 55 Конституции РФ предусматривают запрет на из-дание в Российской Федерации нормативно-правовых актов, положения ко-торых умаляют права и законные интересы граждан.
В то же время противопоставление социальных прав иным правам че-ловека несет в себе высокую степень социального вреда. Конституционный Суд РФ придерживается позиции, согласно которой, при осуществлении правового регулирования законодатель должен основываться на требовани-ях разумной стабильности и недопустимости внесения произвольных изме-нений в правовую систему, он также должен предвидеть последствия совер-шения тех или иных действий, предвидеть юридические последствия. Содер-жание того или иного права, в том числе объем права, условия использова-ния права, а также возможные ограничения связаны с положениями текущего законодательства. Однако законодательство постоянно меняется, а отрасле-вые модели трансформируются, могут полностью заменяться новыми право-выми механизмами.
В отношении социальных прав возникают сложности в связи с тем, что государство не может безосновательно отказаться от взятых на себя обязан-ностей. Органы государственной власти не могут оставить невыполненными взятые на себя обязательства, связанные с обеспечением социальных прав граждан. Объем социальных гарантий, регламентированных законодатель-ством, не может быть уменьшен. Реализация отдельных социальных прав может занять время. Например, речь идет о получении пенсии по старости, выплата которой в качестве условия предусматривает наличие трудового стажа .
Государство принимает меры для осуществления защиты правомерных ожиданий граждан, а также для реализации принципа поддержания доверия граждан к государству. Это обеспечивается посредством действия принципа правовой определенности, что предусматривает, в том числе, установление переходных периодов при изменениях механизма правового регулирования, связанного, например, с условиями приобретения права. Принцип поддер-жания доверия к праву предусматривает применение мер, связанных с обес-печением стабильного правового регулирования, а также с обеспечением не-допустимости произвольного изменения законодательства. В случае внесения законодательных изменений необходимо предоставить период для адаптации граждан к таким изменениям.
В зарубежных странах, где Конституция была принята раньше по сравнению с Российской Федерацией, положений о социальных правах не предусмотрено, либо они отражены в незначительном объеме, поэтому об условиях их предоставления сложно что либо сказать. В то же время, не-смотря на отсутствие подробной регламентации в положениях Конституции, данные права защищаются и выполняются органами государственной вла-сти.
К примеру, изучение правовых позиций Конституционного суда Ав-стрии говорит о том, что несмотря на отсутствие упоминания о социальных правах в Конституции, имеются основания для существования таких прав. Основные социальные права, которые существуют в Австрии, говорят не только о том, что они реальны, но и о том, что имеется достаточно правовых механизмов, которые способствуют реализации таких прав, а также позво-ляют осуществлять контроль за соблюдением социальных прав, несмотря на отсутствие легального закрепления в положениях Конституции. В Конститу-ции Австрии, которая была принята в 1920 г., положений о социальных пра-вах вовсе не предусмотрено, поскольку данная Конституция рассматривается как «инструментальная» .
В то же время Конституционный суд Австрии в своих решениях не раз указывал о защите социальных прав, опираясь, в том числе, на положения законодательства, основанных на нормах Основного закона. Речь идет о принципе равенства при обосновании неконституционности закрепления разного пенсионного возраста по половому признаку. На принципе равен-ства основано требование фактичности, которое предусматривает, что нор-мативная дифференциация правового положения должна иметь под собой фактическое обоснование. Например, речь идет об осуществлении социаль-ных выплат в связи с уходом за ребенком не только женщинам, но и мужчи-нам.
С принципом равенства тесно связан принцип защиты доверия, кото-рый позволяет обеспечить правовую преемственность, установить пределы ухудшения социальной системы и уменьшить объем предоставляется соци-альных прав. Социальные права являются неумолимыми, поэтому можно го-ворить об определенной предсказуемости при осуществлении их защиты. При осуществлении защиты социальных прав Конституционный суд Австрии опирается не только на положения о равенстве социальных прав, но и на по-ложения о неприкосновенности собственности, рассматривая собственность как притязание на выплату пособия или пенсии.
Реальная защита социальных прав граждан обеспечивается посред-ством реализации полномочий Конституционного Суда РФ, которые основа-ны на таких принципах как равенство и справедливость. К примеру, можно рассмотреть положения ч. 1 ст. 153 Трудового Кодекса РФ, в которых предусмотрено, что выполнение трудовых обязанностей в выходной или ра-бочий день должно оплачивать в ином размере, не менее, чем в двойном, предусмотренном окладом по должности. Заявители работали в составе спа-сательных экипажей, однако плата за работу производилась без учета выхо-да на работу в выходные дни, без учета предусмотренных надбавок и стиму-лирующих выплат. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда за работу в выходной день размер оплаты был меньше по сравнению с работой в будние дни.
Конституционный Суд РФ при рассмотрении данного дела указал, что предусмотренный Основным законом принцип равенства предусматривает не только обеспечение равных условий оплаты, но и недопустимость приме-нения равных правил оплаты к работникам, которые находятся в разном по-ложении. Это говорит о том, что содержание социальных прав и свобод ос-новано не только на буквальном толковании конституционных норм, но и требует изучения конкретной ситуации. Изучить сложившуюся ситуацию может только правоприменительный орган .
Рассматривая социальные права, необходимо обратить внимание на поправки к Конституции РФ. Положения Конституции РФ предусматривают, что минимальный размер оплаты труда не должен быть меньше чем сумма прожиточного минимума. Кроме того, важным положением является достой-ное пенсионное обеспечение, в соответствии с которым необходимо постоян-но проводить индексацию пенсий. Если учесть имеющийся уровень социаль-ного обеспечения, данные нормы могут показаться излишними, однако речь идет о конституционных гарантиях.
Таким образом, специфика закрепления социальных прав в положени-ях Конституции гарантирует неприкосновенность данных прав. Величина прожиточного минимума зависит от размеров потребительской корзины. Положения о потребительной корзине регламентируются нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Регламентация социальных прав в нормах Конституции РФ ограничивает возможности федеральных и региональных органов законодательной власти вмешиваться в процесс правового регули-рования способов и порядка реализации и защиты социальных прав граж-дан. Законодательство РФ предусматривает положения, которые препят-ствуют снижению предусмотренного минимального размера оплаты труда.
Проблема защиты социальных прав граждан рассматривалась учёны-ми в различном контексте. Говоря о понятии социальной защиты, послед-нюю можно охарактеризовать как важнейшую функцию государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм. Такая функция представляет собой деятельность гос-ударства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, реализации совокупности экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социаль-ных прав .
В контексте финансово-бюджетных правоотношений, исследователи отмечают определенные несоответствия между социальным и бюджетным за-конодательством, затрагивающим соответственно провозглашение и реали-зацию социальных гарантий и прав. Можно обнаружить мнение, в соответ-ствии с которым предоставление социальных гарантий находится в прямой взаимосвязи с наличием и достаточностью собственных средств публично-правового образования, из чего делается вывод о невозможности регулиро-вания вопроса о предоставлении гарантий в ином акте, кроме как в законе о соответствующем бюджете .
Действительно, преследуя экономические цели, уполномоченные на ре-ализацию социальных гарантий органы иногда ставят вопрос о поиске огра-ничений, на их взгляд, объективно свидетельствующих об отсутствии необ-ходимости в осуществлении выплат.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Феде-рации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59–ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125–ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
6. О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должност-ных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц госу-дарственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государствен-ных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами пол-номочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфе-ре деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных ча-стью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также мно-гофункциональных центров предоставления государственных и муниципаль-ных услуг и их работников: постановление Правительства Российской Феде-рации от 16 августа 2012 г. № 840 (в ред. от 13.06.2018) // СЗ РФ. 2012. № 35. Ст. 4829.
Судебная практика
7. По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. № 26–П // СЗ РФ. 2018. № 28. Ст. 4286.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149–О // СПС «КонсультантПлюс»
9. Определение Верховного суда РФ № 16–КГ18–1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.–прав. системы «КонсультантПлюс». – (дата обра-щения: 02.11.2024).
Литература
10. Бекетова, Е.Н. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / Е.Н. Бекетова // В сборнике: Проблемы защиты прав: история и современность. Материалы XIV международной научно–практической конференции. Отв. редактор Е.Б. Гоголевская. – 2020. – С. 348–354.
11. Бекишиева, С. Р. Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми / С.Р. Бекишиева, А.М. Курба-нова // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6 (67). – С. 157–164.
12. Березуцкая, М.Е. Гарантии, способы и формы защиты права граждан на социальное обеспечение/ М.Е. Березуцкая, Е.А. Иванченко // В сборнике: Фестиваль права. Материалы Всероссийской молодежной научной конференции. Под редакцией А.А. Бирюкова. – Ставрополь, 2023. – С. 123–126.
13. Гусев А. Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере со-циального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2019. – № 7 (235). – С. 120–128.
14. Гусев, А.Ю. Защита социально–обеспечительных прав граждан: проблемы, перспективы, тенденции: монография / А.Ю. Гусев. – Москва.КНОРУС, 2022. – 324 с.
15. Гусев, А.Ю. Судебная защита права российских граждан на со-циальное обеспечение / А.Ю. Гусев. – Москва, 2023. – 387 с.
16. Зорькин, В. Д. Буква и дух Конституции / В.Д. Зорькин // Россий-ская газета. – 2019. – № 7689 (226).
17. Кириченко А. А. Защита социальных прав граждан как одна из форм деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ / А.А. Кириченко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринима-тельство; право и управление. – 2019. – № 12 (79). – С. 55–59.
18. Мидонова, Е.А. Форма защиты интересов в праве социального обеспечения / / Е.А. Мидонова // Трудовое право. – 2020. – № 8. – С.65
19. Петров С.М. Анализ деятельности ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России [Электронный ресурс]. URL: https://www.invalidnost.com/publ/sotrudnikam_sluzhby_mseh/konferencija_na_baze_fbmseh _11_12_12_2023/3–1–0–983 (дата обращения: 02.11.2024).
20. Скачкова, А. Е. Защита прокуратурой Российской Федерации со-циальных прав граждан в сфере бюджетного финансирования / А.Е. Скачко-ва // Актуальные проблемы экономики и права. – 2019. – № 2 (26). – С. 296–302.
21. Сошникова, Т. А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда / Т.А. Сошникова. – М., 2019. – С.54.
22. Темнов, Э. С. К вопросу о защите прав получателей государ-ственных социальных стипендий / Э.С. Темнов, М.А. Берестнев, Е.Д. Малах-вей // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2019. – № 3–2. – С. 107–114.
23. Трегубова, Е. В. Понятие «социальная защита граждан» в рос-сийском праве / Е.В. Трегубова, М.Т. Коридзе // Ямальский вестник. – 2019. – № 4 (5). – С. 83–87.
24. Тхабисимова, Л.А. Формы и способы защиты права индивида на социальное обеспечение / Л.А. Тхабисимова, Д.Г. Арутюнян // В сборнике: Пути повышения уровня правосознания и правовой грамотности в совре-менном гражданском обществе. Материалы II Международной научно–практической конференции. Отв. редактор Л.А. Тхабисимова. – Грозный, 2021. – С. 240–247.
25. Ходусов, А. А. Конституционная защита социальных прав и сво-бод / А.А. Ходусов // Евразийская адвокатура. – 2019. – № 2 (27). – С. 52–56.
26. Шабалин, Г. Ю. К вопросу о типологии образовательных орга-низаций / Г.Ю. Шабалин, О.Л. Шабалина // Вестник Марийского государ-ственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». – 2019. – Т. 4. – № 2. – С. 82–86.
27. Эсмантович, И. И. Социальная защита прав мигрантов как одно из направлений деятельности социального государства / И.И. Эсмантович // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2019. – № 3–2. – С. 221–224