Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Жизненный цикл является одним из наиболее широко используемых понятий в социальных науках. Его можно использовать просто для обозначения временности. Его можно применять метафорически или эвристически для начала анализа. Или он может включать в себя основные предположения исследовательской программы в процессах развития. Строго определенный, жизненный цикл относится к процессам созревания и поколения в естественных популяциях.
Историки и ученые заметили, что организации, как и живые организмы, имеют жизненные циклы. Изучение жизненного цикла организации привело к появлению различных прогностических моделей. Эти модели, которые стали предметом значительных академических дискуссий, связаны с изучением организационного роста и развития. Организации на любой стадии жизненного цикла подвергаются влиянию внешних обстоятельств окружающей среды, а также внутренних факторов.
Некоторые аналитики выделили до десяти различных стадий жизненного цикла организации, в то время как другие свели его всего к трем стадиям. Однако большинство моделей придерживаются мнения, что жизненный цикл организации состоит из четырех или пяти стадий, которые можно просто обобщить как запуск, рост, зрелость, упадок и возрождение. Каждая фаза характеризуется определенными факторами, которые влияют на эффективность организации в данный момент, помогая разрабатывать соответствующие стратегии для эффективного решения каждой ситуации.
Степень разработанности проблемы. В разработку основ теории организации, законов ее развития и управления значительный вклад внесли ученые и ведущие специалисты: В.Г. Алиев, И. Ансофф, А.А.Беляев, Э.М. Коротков, О.С. Виханский, Э. Кэмпбелл, Каплан Роберт С., А.И. Наумов, Нортон Дейвид П., Л.И. Лукичева, М. Мескон, Б.З. Мильнер, В.Н. Парахина, C.B. Рогожин, К. Саммерс Лачс, В.Н. Самочкин, В.И. Франчук, П.В. Шеметов и др.
Проблему изучения жизненного цикла организации и управления им поднимали такие отечественные и зарубежные авторы, как А.Аббата Дага, Н.Г. Агеева, Н.И. Кабушкин, Н.П. Масленникова, П. Милгром, Б.З. Мильнер, Э.С. Минаев, А. Радыгин, Дж.Робертс, В.Н. Самочкин, Э.А. Смирнов, H.H. Тренев.
База исследования – ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения организацией всех стадий жизненного цикла.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты управления организациями по стадиям жизненного цикла в современных рыночных условиях.
Цель работы – рассмотреть аспекты жизненного цикла организации.
Задачи работы:
- рассмотреть аспекты жизненного цикла организации;
- изучить модели жизненного цикла организации;
- рассмотреть жизненный цикл организации, управленческую деятельность ПАО «Сбербанк»;
-изучить методы и пути совершенствования управленческой деятельности ПАО «Сбербанк».
Гипотеза исследования заключается в том, что решение проблем образования и развития организаций требуют поиска новых форм и направлений управления ими по стадиям жизненного цикла, что позволит более точно и оперативно диагностировать воздействие внешней среды и обеспечивать инновационное обновление ресурсного потенциала развивающейся социально-экономической систем.
Методологию работы составили метод анализа, сравнения и классификации теоретических источников, а также наблюдение, анализ и обобщение данных.
ГЛАВА 1. Жизненный цикл организации
1. 1 Аспекты жизненного цикла организации
«На протяжении своего существования организации проходят через различные предсказуемые этапы, называемые организационным жизненным циклом. Современные источники обычно признают «Современную организационную теорию» Мейсона Хейра 1959 года первым исследованием, использующим биологическую модель организационного роста» . Организационные жизненные циклы являются продуктом человеческого поведения. В организациях это поведение имеет предсказуемые закономерности, которые приводят к предсказуемым кризисам. Подготовка к этим кризисам может определить, перейдет ли организация на следующую стадию развития или потерпит неудачу.
Изучение организационных жизненных циклов усилилось, и к 1970-м и 1980-м годам оно прочно утвердилось в качестве ключевого компонента общего организационного роста. Организационный жизненный цикл является важной моделью из-за ее предпосылки и ее предписания. Предпосылка модели заключается в том, что требования, возможности и угрозы как внутри, так и за пределами деловой фирмы будут различаться в зависимости от стадии развития, на которой находится фирма.
Большинство научных работ, посвященных организационным жизненным циклам, были концептуальными и гипотетическими по содержанию. Лишь небольшое меньшинство пыталось эмпирически проверить модель организационного жизненного цикла. Однако одна широко цитируемая концептуальная работа была опубликована в Harvard Business Review в 1972 году Л. Грейнером. Он использовал пять фаз роста: рост через креативность; рост через направление; рост через делегирование; рост через координацию; и рост через сотрудничество. Каждая стадия роста охватывала эволюционную фазу («длительные периоды роста, когда в практике организации не происходит никаких серьезных потрясений») и революционную фазу («периоды существенных потрясений в жизни организации»). Гипотетически эволюционные фазы длились от четырех до восьми лет, в то время как революционные фазы характеризовались как кризисные фазы. Грейнер предположил, что в конце каждой из пяти стадий роста, перечисленных выше, произойдет организационный кризис, и что способность бизнеса справляться с этими кризисами определит его будущее.
Прежде чем обсуждать пять фаз жизненного цикла управления бизнес-процессами, важно понять различные типы управления бизнес-процессами. BPM можно разделить на три основных типа, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики.
BPM, ориентированный на человека, вращается вокруг процессов, требующих значительного человеческого участия. Обычно это творческие процессы, где принятие решений человеком имеет решающее значение.
BPM, ориентированный на документы. Эта категория фокусируется на процессах, связанных с бумажными и электронными документами. Эти процессы должны управляться тщательно, следуя политикам компании, отраслевым стандартам и нормативным требованиям.
BPM, ориентированный на интеграцию. Этот тип управления бизнес-процессами, который иногда называют системно-ориентированным BPM, заключается в объединении и автоматизации систем, таких как приложения для управления ресурсами предприятия (ERP), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и систем управления человеческими ресурсами (HRMS).
Теория жизненного цикла организации Ицхака Адизеса представляет собой цикл организационных моделей, который помогает менеджерам понимать и прогнозировать проблемы, с которыми может столкнуться организация на протяжении своей жизни.
«Стадии считаются развивающимися в жизни фирмы, во многом как биологическая модель, и являются последовательными, кумулятивными, неизбежными, нелегко обратимыми и включают широкий спектр видов деятельности и структур. После достижения зрелости стадии могут стать более цикличными от зрелости к возрождению и, возможно, к упадку» . Дополнительным взглядом на эту модель является то, что каждый этап представляет собой стабильный период роста компании - эволюционную фазу - но достигнет точки, когда потребуются изменения, что приведет к революционному или кризисному периоду. Именно способность фирмы справляться с этими кризисными периодами соответствующим образом будет определять будущее направление и, возможно, выживание организации.
Различные модели жизненного цикла организации имеют разные этапы, проблемы и стратегии, но есть несколько важных шагов, которые есть во всех концепциях жизненного цикла.
Вот четыре основных этапа жизненного цикла организации:
Стадия запуска — это начальная фаза модели жизненного цикла. На этапе запуска организация выработает бизнес-идеи, сузит целевой рынок и наладит основные операции.
На этом этапе организация может столкнуться с некоторыми проблемами, такими как:
-Создание клиентской базы.
-Настройка организационных процессов и систем.
-Управление и распределение материальных и нематериальных ресурсов.
Стадия роста. Как следует из названия, организация действительно начинает расти и расширяться на этапе роста. Рост может включать в себя несколько факторов, таких как численность персонала, доход или клиентская база. За это время организация может масштабировать услуги или производство, инвестировать в маркетинговые усилия и нанимать дополнительных сотрудников.
Стадия зрелости. На стадии зрелости организация может стабилизироваться, а расширенный рост может замедлиться до более устойчивого уровня, оставляя организации возможность оптимизировать процессы и операции.
Стадия упадка или обновления. Заключительный этап — это этап упадка или обновления, на котором организации могут наблюдать снижение прибыльности или сбои на рынке.
На стадии спада организации могут столкнуться с уменьшением продаж и прибыли. На этапе обновления организации могут развернуться и внести стратегические изменения, такие как адаптация операций, внедрение инноваций в существующие продукты или улучшение культуры.
На этом этапе организации могут столкнуться с такими проблемами, как:
-Сопротивление сотрудников изменениям.
-Выявление основной причины замедления роста.
-Выявление новых возможностей для роста.
Фаза роста организации начинается, когда она закрепляется на рынке и разрабатывает свой продукт или предложение услуг. По мере того, как бизнес закрепляется в своей операционной среде, конкуренция усиливается, что приводит к зрелости, поскольку фирма стремится продолжать достигать более высоких уровней эффективности за счет минимизации затрат и контроля качества. На этом этапе некоторые фирмы могут искать возможности для диверсификации в новые продукты или услуги с целью увеличения своего текущего потока доходов или создания совершенно нового. Со временем рынки могут перенасытиться, так что дальнейший рост станет более затруднительным, даже создавая риск вхождения в период спада, когда нет никаких предвидимых перспектив для увеличения доли рынка. Это может привести к тому, что организации будут выступать за новые стратегии роста, даже если время еще не пришло, возможно, приводя к диверсификации в развивающиеся рынки или разработке новых продуктов до того, как они действительно понадобятся.
Фактически, на протяжении всего жизненного цикла бизнеса цикл прибыли отстает от цикла продаж и создает временную задержку между ростом продаж и ростом прибыли. Это отставание важно, поскольку оно связано с жизненным циклом финансирования, который объясняется в последней части этой статьи.
В фазе роста компании испытывают быстрый рост продаж. Поскольку продажи быстро растут, предприятия начинают получать прибыль, как только они проходят точку безубыточности. Однако, поскольку цикл прибыли все еще отстает от цикла продаж, уровень прибыли не такой высокий, как продажи. Наконец, денежный поток в фазе роста становится положительным, представляя собой избыточный приток денежных средств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берг, Д. Б. Модели жизненного цикла : учеб. пособие / Д. Б. Берг, Е. А. Ульянова, П. В. Добряк. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 74 с.
2. Демчук, О. Н. Теория организации : учебное пособие / О. Н. Демчук, Т. А. Ефремова. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 262 с.
3. Ицхак, А. Управление жизненным циклом компании: Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать / А. Ицхак. — Москва : Альпина Паблишер, 2022. — 514 с.
4. Кисель, А. И. Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций / А. И. Кисель // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 130-133.
5. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 388 с.
6. Мардас, А. Н. Теория организации : учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с.
7. Русецкая, О. В. Теория организации : учебник для вузов / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 391 с.
8. Фролов, Ю. В. Теория организации и организационное поведение. Методология организации : учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с.
9. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с.
10. Сокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 12М 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/2023 (дата обращения: 10.11.24).