Фрагмент для ознакомления
2
Законодательный процесс - это процесс создания законов законодательными органами, обычно закрепленный в Конституции и регламентах соответствующих представительных органов, состоящий из нескольких стадий. Законодательный процесс - порядок деятельности Федерального Собрания РФ по созданию законов.
Законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, осуществляющая соответствующими органами государственной власти и субъектами права, закрепленная в основном законе РФ (Конституции РФ) и других документах, которые обладают юридической силой. Иными словами, является определенным механизмом со своей структурой, порядками, строгими сроками и установленными правилами проведения. В разных странах нормотворческий процесс имеет свои особенности на тех или иных стадиях принятия правовых норм, но в то же время во всех странах есть одни общий момент в процессе принятия закона. Этот момент состоит в том, что вся законотворческая деятельность во всех странах регулируется и определяется основным законом данной страны.
Также O.В. Яценко в своей статье раскрывает понятие законотворческого процесса, как порядок осуществления юридически значимых действий, официально закрепленных в юридических актах. То есть подразумевает, что сам процесс должен закрепляться в нормах права и ими же регламентироваться.
В Российской Федерации правотворческий процесс служит одним из главных источником создания законов и принятия нормативно-правовых актов. Порядок проведения и организации этого процесса регулируется статьями 104-108 Конституции Российской Федерации и другими Федеральными законами. Процесс принятия закона не является единственным источникам нормотворческой деятельности. Также в России практикуется референдум, то есть «всенародное голосования по принятию законопроекта, где основными участниками являются граждане страны, другими словами ее многонациональный народ». Таким способом была принята Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 году. Участниками правотворческой деятельности являются в основном органы, которые относятся к законодательной, исполнительной, судебной ветви власти и имеют на то соответствующие функции. К таким органам относятся: Президент РФ, который в свою очередь является главой государства; Федеральное Собрание, состоящее из нижней и верхней палаты и Правительство Российской Федерации, которое является главным исполнительным органом власти. Как уже было сказано ранее правотворческий процесс имеет строгую процедуру принятия законопроекта и состоит из определенных и установленных стадий. К основным стадиям в зарубежной и отечественной литературе, принято определять 5 стадий: появление законодательной инициативы, внесение, непосредственно само обсуждение законопроекта, принятие и заключительная стадия процесс утверждение и обнародование или же опубликование его в официальных источниках.
Академик И.Н. Сенякин, например, выделяет в законодательном процессе четыре основные стадии: «законодательную инициативу; обсуждение законопроекта; принятие закона и его обнародование». Некоторые ученые считают еще одной стадией законодательного процесса подготовку проекта закона.
Советский ученый-правовед Ю.А. Тихомиров считает, что «следует выделять шесть стадий законодательного процесса: прогнозирование и планирование законодательства; внесение предложений об изменении закона; разработка концепций закона и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта закона; рассмотрение и принятие закона; опубликование закона и вступление его в силу». Приведенные выше точки зрения различных ученых-правоведов говорят о том, что, определяя количество и содержание стадий законодательного процесса, авторы исходят не только из различий в понимании процесса правотворчества, но и из различных понятий самой стадии такого процесса. Также использование множества различных терминов с одной стороны позволяет раскрыть понятие в полном объеме, а также его многоплановость во многих аспектах, но в тоже время затрудняет понимание самого явления. Также многие положения доказывают несостоятельность разных подходов к понятию законодательного процесса в современном мире, ввиду повышения усложнения состава процесса, включением в него множества органов законодательной власти и представителей других ветвей власти, включая множества общественных объединений, которые влияют на процесс создания закона в положительную, так и в отрицательную сторону. Путем включения в него разных поправок и высказывания различных идей по его совершенствованию.
§1.2 Стадии законодательного процесса
Законодательный процесс имеет ряд последовательных стадий:
1.Внесение законопроекта или законоположения (законодательная инициатива):
2.Рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
3.Принятие закона;
4.Промульгация (подписание закона главой государства).
Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:
-санкционирование (подписание главой государства);
-промульгация с официальным опубликованием.
Поскольку законодательный процесс в разных странах протекает по-разному, каждый его этап имеет свои особенности. В странах, где обе палаты равны в законодательной сфере, их участие в законодательном процессе основано на одинаковых принципах (например, такая система характерна для Италии, Бельгии, Бразилии и Швейцарии). В Российской Федерации статус двух палат не является равным. Законы, принятые одной палатой, должны быть обязательно приняты другой. Еще одна особенность законодательного процесса связана с порядком принятия Конституции РФ. Совет Федерации обязан рассматривать законы, принятые Государственной Думой по следующим вопросам:
1.федеральный бюджет;
2.федеральные налоги и сборы:
3.финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
4.ратификация и денонсация международных договоров РФ:
5.статус и защита государственной границы РФ;
6.вопросы войны и мира.
Реализация права законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов. В то же время на практике основной формой реализации права законодательной инициативы остается внесение законопроектов.
Принцип разделения властей, согласно которому законодательная власть принимает законы, а исполнительная и судебная власти их применяют, гарантирует беспристрастность, предсказуемость и гарантию закона, одновременно уточняя ведущую роль законодательной власти в законотворческом процессе. Представительный статус парламента действительно имеет первостепенное значение для законотворчества. Это связано с тем, что его продуктом является закон - основа правовой системы государства, форма стратегического управления и регулирования общественных отношений.
Законы, обладающие высшей юридической силой, - это акты, имеющие прямое регулятивное воздействие и принимаемые с целью решения и урегулирования конкретных проблем. Содержание законов должно отвечать объективным потребностям общества во всех сферах жизни, учитывать национальный характер и особенности российского правопорядка. Однако сегодня государственное регулирование правотворческой деятельности заключается в создании системы правовых и административных механизмов, которые должны гарантировать слаженную и эффективную деятельность органов государственной власти в сфере правотворчества.
В связи с этим необходимо совершенствование организационного, нормативного, правового, методического, материально-технического и ресурсного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации в правотворческой сфере.
Существующая законодательная база регулирования правотворческих процедур является достаточно четкой и проработанной. Однако детальная регламентация планирования законодательной деятельности не снимает всех проблем, связанных с законотворчеством. В практике принятия законов слабый контроль за качеством и соблюдением сроков, недостаточно глубокий лоббизм заинтересованных сторон из разных секторов и анализ планируемых инициатив.
Это связано с недостаточной и слабой теоретической, правовой и прикладной разработкой в данной области, подменой научно обоснованных подходов политическим прагматизмом и отсутствием систематизации, необходимой для формирования парламентского законодательного процесса. Поэтому необходимо закрепить положения, накопленные многолетним опытом законотворчества в российском государстве.
В настоящее время законотворчество проходит в условиях финансово-экономического кризиса, снижения уровня доходов населения и общественной дискуссии о положении и роли законодательных институтов. Это не может не сказаться на качестве законодательства, его систематизации, стабильности правовой системы и уровне правовой защиты граждан.
Следовательно, в процессе ускорения реформ законодатели вынуждены создавать новые правовые нормы, которые должны регулировать обновленные общественные отношения. Неудивительно, что добиться всесторонней полноты и совершенства правового регулирования крайне сложно, особенно учитывая наличие определенных пробелов в действующем законодательстве.
Ведь каждый день возникает множество новых социальных ситуаций, отношений и противоречий, требующих вмешательства государства.
В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли переход к усилению правотворческой деятельности включать в себя повышение эффективности уже существующих норм российского права. Перспективы развития правотворческой деятельности - это, прежде всего, модернизация и оптимизация российского права, которая происходит по двум основным направлениям: повышение эффективности правотворческой деятельности и правотворческих процессов, а также совершенствование самой системы российского права.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что состояние правотворчества в современной России не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня и влияет на дальнейшее развитие российского государства. Без учета и глубокого понимания содержания и значения правотворческой деятельности и ее современного состояния качество отечественного законодательства в ближайшем будущем может оказаться неадекватным, поскольку динамика развития общественных отношений в последние десятилетия превалирует над динамикой развития законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы, нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ - Дата обращения 31.10.2024.
Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, № 52 (Часть I), ст. 8585.
Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 28.07.2023) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 31.10.2023)"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ - Дата обращения 31.10.2024
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
Абашина, А. А. Вето президента в российском государстве / А. А. Абашина // Молодой ученый. - 2020. - № 43(333). - С. 147-148.
Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. - 864 с.
Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 484 с.
Аллахвердиева, Ф. Х. Политический процесс в России: проблемы и перспективы / Ф. Х. Аллахвердиева // Страховое дело. - 2024. - № 4-373. - С. 49-55.
Алонцева, Д. В. Конституция Российской Федерации 1993 г.: историко-правовой аспект (к 30-летию принятия Основного закона) / Д. В. Алонцева, О. Н. Гришаева, Р. В. Тихонов // Вопросы истории. - 2023. - № 7-1. - С. 76-87.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.
Березин, А. А. Государственная Дума в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации / А. А. Березин // Конституционализм и государствоведение. - 2021. - № 1(21). - С. 47-50.
Бирюков, Р. А. Государственная Дума в России как институт законотворчества: историческое измерение / Р. А. Бирюков // Аллея науки. - 2022. - Т. 1, № 11(74). - С. 625-628.
Борисова, И. В. К вопросу о сущности права вето президента / И. В. Борисова // Научный альманах. - 2019. - № 5-1(55). - С. 148-150. - EDN IGHAKJ.
Гудиева М.С. Право вето президента в развитии демократии // Перспективы интеграции науки и практики. 2014. № 1. С. 196-197.
Дегтев Г. В. Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. - М.: Социальные и гуманитарные науки. отечественная и зарубежная литература. серия 4: государство и право, 2003. - 241 с.
Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. - 2021. - № 11. - С. 147-169.
Залоило, М. В. Законодательный процесс в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития / М. В. Залоило // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2023. - № 1. - С. 45-57.
Захарцев, С. И. Летаргия законопроектов: доктрина, практика, техника / С. И. Захарцев, Е. В. Виноградова, В. П. Сальников // Юридическая техника. - 2023. - № 17. - С. 75-79.
Зенин С.С., Кутейников Д.Л., Япрынцев И.М. Большие данные в законодательном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 9. С. 19 - 31.
Золотухина, Т. А. О роли Президента РФ в российском законотворческом процессе / Т. А. Золотухина // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 2(165). - С. 65-68.
Кашапов, В. Р. Законодательный процесс: понятие, участники / В. Р. Кашапов, И. А. Кузнецов // Столица науки. - 2020. - № 6(23). - С. 173-177.
Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2001.
Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. N 1. С. 54 - 56.
Котенков А. А. На чем основано право Президента РФ возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения. - М.: Журнал российского права, 1997. - № 11. - С. 78.
Куликов, С. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. - 2023. - № 8-2(220). - С. 55-58.
Липатов, Э. Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - № 3. - С. 97-106.
Маслова, В. Н. Роль вето Президента Российской Федерации в законодательном процессе / В. Н. Маслова, В. С. Марцева // E-Scio. - 2023. - № 6(81). - С. 628-638.
Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. М.: Городец: Формула права, 1999. 347 с.
Петрова, Р. Е. Актуальные проблемы правового статуса Президента РФ и его место в системе разделения властей в свете конституционной реформы 2020 г / Р. Е. Петрова, В. В. Проценко // Российский правовой журнал. - 2021. - № 1(6). - С. 43-48.
Плигин В.Н. Право законодательной инициативы и легитимность // Российская юстиция. 2020. N 8. С. 2 - 5.
Сехин И.В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 2. С. 26 - 35.
Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2023.
Сотникова, Е. В. Как Конституционная реформа 2020 года преобразовала Конституционный Суд РФ / Е. В. Сотникова // Научный альманах. - 2020. - № 11-3(73). - С. 90-93.
Суранчиева, Г. Т. К вопросу о понятии и назначении парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти / Г. Т. Суранчиева, Н. Т. Нурпазылов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2023. - Т. 23, № 3. - С. 91-94.
Чубакова, Н. В. Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе / Н. В. Чубакова, У. И. Соболь // Молодой ученый. - 2021. - № 10(352). - С. 135-139.
Чепурнова, Н. М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. - 2020. - № 7. - С. 15-21.
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Статут, 2017. 624 с.
Яценко O. В. Правотворческий и законодательный процесс: Понятие и социальное назначение// Вестник Таганрогского института экономики и управления. - 2017. - С. 34-38.