Фрагмент для ознакомления
2
Одним из проявлений современных глобализационных процессов, наряду с активным международным движением капитала, товаров и услуг, является массовая миграция населения. К середине XX века значительно увеличилось не только количество стран-экспортеров мигрантов, но и изменились масштабы и направления миграционных потоков. Миграционные процессы затронули все континенты, включая Европу.
По данным ООН, более 258 миллионов человек проживают за пределами своих стран рождения, и в будущем эта цифра, вероятно, вырастет из-за быстрого роста населения и неравномерного экономического развития в разных странах, что приводит к социальному неравенству, а также из-за демографических проблем и изменений климата.
Эффективное управление миграционными потоками в настоящее время является одной из ключевых задач для стран-членов Европейского союза, для самого ЕС как объединения, а также в контексте его отношений с другими государствами. Миграционные процессы в Европе представляют собой новый вызов как для национальных государств, так и для Европейского союза в целом.
Италия является одним из наиболее «перегруженных» миграцией государств в Европе, что связано, в том числе, с ее географическим и геополитическим положением. Это положение не только способствует постоянным миграционным потокам, но и усиливает транзитные миграции из стран Африки, Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Ближнего и Среднего Востока. Граждане этих стран, стремясь улучшить свои жизненные условия, направляются на территорию Италии и, в более широком смысле, в Европейский союз.
Италия принимает обширные законодательные меры для регулирования миграции, а также реализует комплекс инициатив по легализации мигрантов и организации приема беженцев. Миграционная политика страны не ограничивается только запретительными мерами и ужесточением контроля на границах. Она характеризуется гибкостью и адекватностью в ответ на постоянно меняющуюся миграционную ситуацию. Тем не менее, проблема нелегальной миграции остается актуальной. Эта проблема затрагивает не только Италию, но и все европейское общество, влияя на расстановку сил на внутреннеполитических аренах государств ЕС. Вопрос миграции рассматривается как один из вызовов стабильности и безопасности стран. Однако политические лидеры Европейского Союза до сих пор не смогли выработать совместный и эффективный подход к борьбе с нелегальной миграцией.
В настоящее время Италия продолжает испытывать последствия европейского миграционного кризиса, и ее миграционная политика претерпевает изменения в соответствии с современными условиями и политическим курсом страны.
Цель данного исследования заключается в анализе влияния закона Босси-Фини на миграционную политику Италии в начале XXI века.
Цель достигается решением следующих задач:
- Провести анализ миграционной политики Италии в рамках развития политических и правовых подходов;
- Рассмотреть итальянскую позицию в контексте политики европейской солидарности в период обострения миграционного кризиса с 2015 по 2018 годы;
- Изучить позицию Италии по вопросам приема мигрантов.
Научных исследований, посвященных миграционной политике Италии, не так много. Они рассматривают её состояние и изменения в контексте европейского миграционного кризиса и последствий, связанных с его преодолением. В числе работ российских авторов, которые исследуют общие вопросы европейской миграции и её воздействие на страны-реципиенты, особое внимание уделяется научным исследованиям И.Г. Животовской, Е.А. Масловой, М.А. Потаповой, Т.П. Нестеровой, Т.В. Зоновой, Н.С. Примаковаой, Г.В. Терентьева и других.
Особую значимость в части изучения миграционных процессов и их демографических последствий для Европейского Союза в целом и для Италии, в частности, имеют работы таких иностранных авторов, как Дж. Фрэдли, Е. Томпсон, Д. Кравец, Р. Кинг.
При анализе общих тенденций миграционного развития в Европейском Союзе были использованы исследования таких ученых, как Ю.А. Борко, Е.В. Андреев, В.С. Малахов, С.В. Рязанцев, Л.С. Биссон и других. В этих научных работах содержится информация о прогрессе сотрудничества европейских стран в области формирования единой миграционной политики, а также анализируются особенности наднациональных и межправительственных механизмов регулирования миграционных потоков в рамках Евросоюза.
Исходная база исследования включает в себя договоры и соглашения, непосредственно касающиеся миграционной проблемы. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 года), Конвенция о статусе беженцев (1951 года), Шенгенское соглашение (1985 года), Дублинская конвенция (1990 года), Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, а также Регламент ЕС «Об оперативном проведении дактилоскопии перемещенных лиц».
Методологическая база исследования. В процессе выполнения работы применялись различные теоретические методы. Метод статистического анализа был использован для оценки объемов и структуры миграционных процессов, а также их влияния на социально-экономическую и демографическую ситуацию в Италии. В работе задействованы исторический и аналитический подходы, направленные на изучение итальянского законодательства в области миграции, а также нормативно-правовых актов Республики Италия, регулирующих миграционные процессы. В процессе выполнения работы применялись методы контент-анализа и ивент-анализа, касающиеся миграционной политики Европейского Союза и Италии. Также использовался проблемно-хронологический метод, который, в частности, помог установить временные рамки исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
- Эта работа представляет собой одну из немногих попыток комплексного анализа миграционной политики Итальянской Республики в условиях европейского миграционного кризиса.
- Исследование является одной из редких попыток научного изучения миграционной политики Италии на современном этапе, учитывающей как текущие последствия европейского миграционного кризиса, так и историческую перспективу.
- Автором работы была предпринята одна из немногих попыток глубокого анализа особенностей механизма политического регулирования миграционных процессов в современной Италии.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и литературы.
Миграция всегда играла ключевую роль в формировании населения и даже целых государств. Однако с середины девятнадцатого века миграционные процессы претерпели значительные изменения. Изменился характер миграций, а также направления и объемы миграционных потоков. Это в значительной степени было связано с развитием промышленности, распространением массового производства, усилением глобализации, международным разделением труда, а также с прогрессом в технологиях, средствах коммуникации и транспорте. Миллионы людей покинули свои привычные места жительства в поисках лучшей жизни. В начале этого процесса мигрировали, в основном, европейцы, направлявшиеся в Австралию, Канаду и Америку. В середине двадцатого века ситуация изменилась: потоки мигрантов из Африки, Азии и Латинской Америки хлынули в Европу. К концу века даже такие страны, как Испания и Италия, стали местом назначения для рабочих не только из Африки и Азии, но и из Восточной Европы. Более того, за последние пять лет Европа несколько раз сталкивалась с миграционными кризисами.
В связи с этими изменениями возникла необходимость теоретически осмыслить миграцию. В самом общем смысле миграция означает перемещение людей в пространстве, однако этого определения недостаточно для нашего исследования. Чтобы понять процесс, необходимо рассмотреть эволюцию теории миграции. Первые шаги в этом направлении сделал английский ученый Э. Равинштейн в конце 19 века. Он разработал теорию миграции населения, акцентировав внимание на демографических последствиях миграции и сформулировал 11 законов миграции в своем исследовании [13].
Однако его исследования носили описательный характер и не раскрывали причины миграции. В середине XX века Э. Ли разработал теорию, которая детально анализировала факторы, влияющие на миграционные процессы. В своей работе он выделил две основные группы факторов: выталкивающие и притягивающие. К выталкивающим факторам он отнес экономические условия в стране, такие как высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни и доходов, а также тяжелое налоговое бремя. Кроме того, он подчеркнул, что политическая нестабильность, диктатура, войны на территории или вблизи страны-эмигранта и другие негативные факторы также играют важную роль в принятии решений о миграции. Притягивающими факторами могут быть высокая заработная плата, высокий уровень жизни, безопасность, а также политическая и экономическая стабильность.
Кроме факторов притяжения и выталкивания, существуют промежуточные факторы, которые связаны с затратами на преодоление расстояния и процессом переезда. Чем больше расстояние, которое эмигрант намерен преодолеть, тем значительнее становятся эти промежуточные факторы. Следует отметить, что одни и те же факторы могут восприниматься как притягивающие для одних людей и как отталкивающие для других. Эли утверждает, что притягивающие факторы оказывают более сильное влияние на высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем жизни в стране исхода, в то время как выталкивающие факторы имеют первостепенное значение для неквалифицированных работников. Эконометрическая теория Э. Ли акцентирует внимание на экономических аспектах, не учитывая личные мотивы.
Фридман и Самуэльсон разработали неоклассическую теорию миграции, основанную на принципах свободного и конкурентного рынка. Они утверждают, что миграционные процессы определяются законом спроса и предложения, а основным фактором, способствующим миграции, является разница в уровне доходов между регионами. Направление миграционных потоков зависит от экономических условий: высокий уровень экономического развития привлекает иммигрантов, в то время как низкий уровень способствует эмиграции. Кроме того, данная теория опирается на принципы рационального выбора, согласно которым миграция происходит только в том случае, если затраты меньше ожидаемой выгоды. Эта выгода, в свою очередь, прямо пропорциональна уровню образования и квалификации мигранта. В результате, теория предполагает, что миграционные потоки в основном формируются из высококвалифицированных специалистов [7].
Основным недостатком данной теории является отсутствие идеальной конкуренции в реальной жизни, что также отражается на несовершенстве рынка труда. В 1979 году была предложена теория двойного рынка труда М. Пиоре, который утверждал, что международная миграция обусловлена спросом на труд мигрантов в развитых странах и отсутствием такого спроса в странах их происхождения. В 1989 году И. Валлерстайн представил теорию мир-системы, согласно которой мир делится на периферию и центр. Миграция рассматривается как закономерный результат неравномерного экономического развития. Теория мир-системы утверждает, что международная миграция подчиняется политической и экономической структуре расширяющегося глобального рынка, что приводит к формированию шести различных гипотез.
1. Международная миграция является естественным результатом капиталистической структуры рынка в развивающихся странах; внедрение глобальной экономики в периферийные регионы служит катализатором миграционных процессов.
2. Инвестиционные потоки из центральных стран способствуют увеличению мобильности населения в странах периферии. Укрепляются культурные и экономические связи между государствами, что в свою очередь приводит к транснациональным перемещениям.
3. Международная миграция особенно заметна в бывших метрополиях колониальных держав и их колониях, поскольку культурные, языковые, административные, инвестиционные, транспортные и коммуникационные связи были установлены давно, что способствовало развитию свободной конкуренции и формированию уникальных транснациональных рынков и культурных систем.
4. Международная миграция тесно связана с глобализацией рыночной экономики. Каналы, через которые правительства регулируют уровень иммиграции, включают контроль за зарубежными инвестициями корпораций и управление международными потоками капитала и товаров.
5. Политическое и военное вмешательство правительств капиталистических стран, направленное на защиту зарубежных инвестиций и поддержку иностранных правительств в их стремлении к расширению глобального рынка, часто приводит к возникновению беженцев, которые перемещаются в ключевые страны. Это представляет собой другую форму международной миграции.
6. В конечном итоге международная миграция имеет мало общего с различиями в заработной плате или занятости между странами; она обусловлена динамикой формирования рынка и структурой глобальной экономики.
Большинство ученых анализирует миграционные процессы с экономической точки зрения, поскольку причины и последствия миграции тесно связаны с экономическими факторами и характеристиками. Тем не менее, миграция является предметом мультидисциплинарного изучения. Ее невозможно рассматривать исключительно с экономической, социологической или культурной позиций. В этой области существует множество интерпретаций основных понятий, отсутствуют четкие определения, и необходим комплексный подход [21].
Именно поэтому возникают трудности в исследовании миграции в рамках такой дисциплины, как политология, где термин «миграция» обозначает «территориальные перемещения социальных групп, которые воспринимают себя как коллективный субъект, с целью реализации своих политических интересов, отличных от интересов принимающего общества». Однако политологический подход к изучению миграции становится все более актуальным.
Миграция становится одним из ключевых факторов, способствующих политическим, социально-экономическим и культурным изменениям как в странах, принимающих мигрантов, так и в странах их исхода. Кроме того, стоит отметить, что с ростом глобализации миграционные потоки значительно возросли.