Фрагмент для ознакомления
2
Административное право в условиях новых конституционных реалий представляет собой многоаспектную и динамичную область правовых отношений. Существующие изменения в конституционном поле могут оказывать значительное влияние на как нормы административного права, так и на практику его применения. Рассмотрим несколько ключевых аспектов этой темы.
Современные конституционные реалии могут подразумевать изменения полнейшего состава Конституции или её отдельных статей, что непосредственно затрагивает принципы административного права. В России, например, изменения 2020 года, касающиеся укрепления роли Конституционного суда, усиления контроля за соблюдением прав человека и граждан, приводят к необходимости пересмотра ряда актов и норм административного законодательства.
Новые конституционные реалии могут потребовать пересмотра действующих нормативных актов, связанных с административным правом. Это может включать как создание новых законов, так и внесение изменений в существующие.
Цель исследования: Рассмотреть административное право в условиях новых конституционных реалий.
Объект исследования: Административное право.
Задачи исследования: предмет административного права и современные тенденции правотворчества.
1. Рассмотреть трансформацию административного права.
2. Выделить определение предмета административного права и современные тенденции правотворчества и правоприменения.
3. Изучить принципы административного права: основы и их влияние на административную деятельность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Трансформация административного права — это процесс изменений, происходящих в этой области права под воздействием различных факторов, включая социальные, экономические, политические и технологические изменения. Рассмотрим основные аспекты и направления трансформации административного права, а также ее последствия и вызовы.
Современная действительность ставит перед сотрудниками органов внутренних дел всё более сложные задачи. При выполнении своих обязанностей сотрудник полиции сталкивается с ситуациями, где от него требуются навыки, связанные не только с его профессиональной сферой, но и требующие применения его фоновых знаний и анализа социокультурной составляющей его профессиональной деятельности. И здесь необходимо отдельно отметить навык общения и умение донести до собеседника информацию в том виде, в котором она способствует решению профессиональных вопросов.
Навыки профессионального общения предполагают умение пользоваться языком как инструментом для решения задач, поставленных перед сотрудником органов внутренних дел. Эти навыки формируются как при изучении родного языка, так и иностранного.
Сравнительное изучение родного (в нашем случае русского языка) и иностранного языков помогает сформировать аналитический подход к изучению и использованию обоих языков. Осознанное использование языка как инструмента для решения профессиональных задач показывает высокий профессиональный уровень специалиста. Языковая подготовка будущих специалистов базируется на формировании навыка осознанного использования языка при реализации своих обязанностей, и основой для данного навыка является терминологическая система по отраслям профессиональной деятельности специалиста[9].
Говоря о терминологической системе права, в частности административного права, следует начать с термина «право».
Термин «право» является системообразующим для всех отраслей права. Мы рассмотрим определение понятия «административное право» и, учитывая, что главным компонентом в номинативной конструкции, которой обозначено определение исследуемой отрасли права, является концепт «право», представляется логичным начать именно с рассмотрения данного концепта.
Термин «право» в русскоязычной правовой системе получил свою основу от слова «правь» (правый). Согласно славянским источникам, в IX-XIV веках в Киевской и Удельной Руси зарождается русская правовая культура, далее получила своё развитие в XIII веке в Великом Княжестве Литовском и с XV века в Русском государстве. Русская правда, являясь письменным источником - памятником русского права, включает в себя элементы скандинавского права (в 862 году на правление призвали «варяга» Рюрика), византийского права и обнаруживает церковное влияние (принятие православия князем Владимиром и крещение Руси в 988 году).
В английском языке термин «право» (law) появился примерно в V-XII вв. (Древнеанглийский период 450-1066 гг.) [12].
Этот период развития английской культуры ознаменован развитием права справедливости. С 1189 года берёт своё начало система английского права в качестве системы общего права. И причиной этого развития стало завоевание Англии норманнами. Они привнесли ряд явлений, характерных для норманнского права, в систему английского права, что повлекло за собой трансформацию последней. По мере укрепления парламентской власти всё больше и больше полномочий судов отходило Парламенту, и законотворчество стало исключительной прерогативой Парламента.
В настоящее время термин «право» является основополагающим понятием в современной правовой системе России. В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона указывалось: «Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем» [12, с. 385].
В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистско-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция): «Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия» [3, с. 349]. Общее толкование этого понятия уточняется каждой научной школой в зависимости от сферы применения, что позволяет изучить специфические характеристики данного концепта в применении к отдельным отраслям права.
Если сравнить определения концепта права в англоязычной и русскоязычной культуре, мы видим, что понятия очень схожи по ключевым моментам, а их три:
- это свод правил,
- правила эти установлены государством,
- эти правила обязательны к исполнению.
Все эти пункты мы наблюдаем в энциклопедических определениях концепта «право» в обеих лингвокультурах. Это говорит о некой унификации этого концепта в разных лингвокультурах.
И здесь следует обратить внимание, что в термине «административное право» значения компонентов «административный» и «право» просто дополняют друг друга, не переходя в иное состояние, предполагающее создание нового понятия, отличного от двух первичных.
Есть мнение, что административное право имеет дело с принятием решений административными подразделениями правительства (например, трибуналами, советами или комиссиями), которые являются частью национальной системы регулирования в таких областях, как полицейское право, планирование, окружающая среда, транспорт и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Административная реформа в России: науч.-практ. пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М. : Контракт : ИНФРА-М, 2016. 341 с.
2. Административное судопроизводство : проблемы и перспективы развития : сб. науч. трудов / отв. ред. С. В. Никитин. М. : РГУП, 2019. 236 с.
3. Административное судопроизводство в Российской Федерации : развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Вып. 7. Сер. : Юбилеи, конференции, форумы. / отв. ред. Ю. Н. Старилов. Воронеж, 2013. 1060 с.
4. Адмиралова И.А. Принципы административной деятельности полиции и их реализация в сфере обеспечения прав и свобод граждан // Государство и право. - 2019. - № 1.
5. Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы VI Всерос. науч. практ. конф. (г. Н. Новгород, 1 июля 2021 г.) / отв. ред. А. В. Мартынов. Н. Новгород : Изд-воНижегородского гос. ун-та имени Н. И. Лобачевского, 2021. 442 с.
6. Амелин Р. В., Чаннов С. Е. Тенденции и перспективы использования государственных информационных систем в государственном управлении : правовые аспекты. М. : ДМК Пресс, 2019. 172 с.
7. Веремеенко И.И. Концепция предмета советского административного права и необходимость ее коррекции // Пенитенциарная наука. - 2008. - №2 2. - С. 67-74.
8. Винницкий А. В. Институт публичных услуг в России : перспективы в контексте европейского опыта // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 299–308.
9. Виноградова Е.В. Исполнительная власть в государственно-правовом дизайне России: исторический аспект // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2021. - Т. 16. - № 4. - С. 63-82.
10. Винокуров В. А. Тупик административной реформы и пути выхода из него // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 11–14.
11. Гриценко Е. В. Административные процедуры организации оказания услуг в странах Европейского союза : проблемы имплементации Директивы об услугах в национальном праве (на примере Германии)// Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 3. С. 133–153.
12. Ершов В.В. Новые подходы в теории отечественного административного права и процесса // Российское правосудие. - 2018. - № 6 (146). - С. 5-14.
13. Кассезе С. Развитие административного государства в Европе // Дайджест публичного права. 2012. № 2. С. 243–282.
14. Клименко А. В.Десятилетие административной реформы : результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 8–51.
15. Князев С.Д. Принципы российского административного права // Административное и информационное право. - М., 2023.
16. Козлов Ю.М. Административное право. - М.: Юристъ, 2007. - 554 с.
17. Коробка Л.Е. Принцип транспорентности в экологическом праве. - М., 2020.
18. Мартынов А. В. Риск-ориентированный контроль и надзор : понятие, содержание и основные направления внедрения в существующую практику // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (г. Н. Новгород, 9–10 июня 2016 г.) / отв. ред. А. В. Мартынов. Н. Новгород, 2016. С. 50–85.
19. Мартынов А. В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности // Вестник Нижегородского ун-та имени Н. И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 143–165.
20. Мартынова Н. А. Общественные предпосылки формирования понятия «административное право» // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2024. № 3(100). С. 93–99.
21. Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления) : монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М. : Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА-М, 2018. 496 с.
22. Павлова Е. В. Проблемы и перспективы совершенствования административного законодательства // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2021. № 1(86). С. 122-128.
23. Паршин М. В. Качество государственных и муниципальных услуг : на пути к сервисному государству. М. : Статут, 2013. 272 с.
24. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. - Л.: ЛГУ, 1972. - 148 с.
25. Попов Л.Л., Студеникина М.С. Административное право: учебник. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2021. - 736 с.
26. Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. - 2005. - № 1 (1). - С. 6-11.