Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы приёмы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе 5
1.1. Значение искусства в развитии младших школьников 5
1.2 Приёмы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях 9
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование приёмы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе 14
2.1 Уровень знаний детей о произведениях искусства в начальной школе 14
2.2. Комплекс приёмов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования "Приёмы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе" обусловлена несколькими факторами. В современном обществе искусство играет важную роль в развитии культурного сознания и эстетического вкуса. В условиях усиливающейся цифровизации и высокой скорости обмена информацией, важно сохранять и передавать культурные ценности, и начальная школа является отправной точкой в этом процессе.
Знакомство с произведениями искусства в раннем возрасте способствует формированию широкого кругозора детей, развитию их творческих способностей и эстетического восприятия. Важность такого подхода подтверждают исследования, проведенные использованием различных методик знакомства и анализа произведений искусства.
Известные авторы, которые занимались данной проблемой, включают в себя Макса Люсьена и Ховарда Гарднера. Люсьен отмечал, что "искусство является зеркалом, в котором общество видит своё отражение". Гарднер, со своей стороны, подчеркивал важность множественного интеллекта и интеграции искусства в образовательные практики: "Искусство открывает новые пути для познания мира и самого себя".
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) подчеркивается важность развития у младших школьников способности к эстетическому восприятию окружающего мира, овладению приемами творческой деятельности и работы с художественными материалами. Внеурочная деятельность в этом контексте рассматривается как ключевой элемент, способствующий более глубокому вовлечению детей в мир искусства.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности методик и приемов знакомства младших школьников с произведениями искусства в рамках внеурочных занятий по изобразительной деятельности.
Новизна исследования заключается в разработке и обосновании инновационных педагогических методик и технологий, способствующих более эффективному восприятию художественных образов младшими школьниками.
Цель исследования – выявление и формирование оптимальных приемов и методик для знакомства младших школьников с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Объект исследования – процесс обучения изобразительному искусству в начальной школе в рамках внеурочной деятельности.
Предмет исследования – приемы и методики, используемые для знакомства младших школьников с произведениями искусства.
1.Рассмотреть значение искусства в развитии младших школьников
2.Изучить приёмы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях
3. Выявить уровень знаний детей о произведениях искусства в начальной школе
4.Разработать комплекс приёмов знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе
Теоретическая основа работы включает в себя исследования педагогов и психологов в области художественного образования, таких как Джон Дьюи, Лев Выготский и Ховард Гарднер.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование и интервьюирование специалистов, наблюдение за обучающимися.
Структура работы традиционно включает введение, в котором обосновывается актуальность и цель исследования; одну или несколько глав, в которых излагается теоретический и практический материал; заключение с выводами; а также список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы приёмы знакомства с произведениями искусства на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе
1.1.Значение искусства в развитии младших школьников
Значение изобразительного искусства в эмоциональном и интеллектуальном развитии младших школьников является предметом многочисленных исследований и научных дискуссий. Доказано, что занятия искусством играют значительную роль в формировании личности ребенка, способствуют развитию его эмоционального интеллекта, когнитивных способностей и социальной адаптации. В этом контексте важно рассмотреть, какие именно аспекты изобразительного искусства влияют на развитие детей младшего школьного возраста.
Прежде всего, изобразительное искусство оказывает прямое воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Через рисование и другие формы художественной деятельности дети получают возможность выразить свои эмоции, переживания и мечты. Исследования показывают, что процесс создания художественного произведения способствует снижению тревожности и стресса: ребенок погружается в творческий процесс, который позволяет ему расслабиться и снять эмоциональное напряжение. Более того, художественная деятельность способствует развитию эмпатии, позволяя детям через интерпретацию образов и символов осознавать и уважать чувства других людей.
Важным аспектом является также развитие когнитивных способностей, которые значительно облегчаются через занятия изобразительным искусством. Во-первых, рисование и лепка развивают мелкую моторику, что в свою очередь, положительно сказывается на физическом развитии ребенка. Во-вторых, художественная деятельность активизирует функции головного мозга, ответственные за пространственное мышление и визуальное восприятие. Младшие школьники, которые занимаются изобразительным искусством, демонстрируют более высокие результаты в задачах на пространственное представление и воображение.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеев, В. Н. Основы изобразительной деятельности в начальной школе / В. Н. Алексеев. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
2.Белоусова, Е. В. Искусство для детей: как познакомить ребёнка с шедеврами / Е. В. Белоусова. – СПб.: Полезные книги, 2021. – 128 с.
3.Быкова, Л. Г. Методика преподавания изобразительного искусства / Л. Г. Быкова. – Екатеринбург: УМК, 2018. – 205 с.
4.Васильев, С. И. Искусство для младших школьников: от классики до современности / С. И. Васильев. – М.: Новая школа, 2020. – 150 с.
5.Гончаров, А. К. Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе / А. К. Гончаров. – Казань: Казанский университет, 2019. – 160 с.
6.Дмитреев, И. Ф. Искусство в школе: методические рекомендации / И. Ф. Дмитреев. – М.: Педагогика, 2019. – 220 с.
7.Журавлёва, Н. М. Организация внеклассной деятельности по искусству / Н. М. Журавлёва. – СПб.: Академия искусства, 2018. – 196 с.
8.Иванова, О. Л. Приёмы знакомства с живописью на уроках ИЗО / О. Л. Иванова. – Калуга: Литера, 2021. – 172 с.
9.Козлов, Д. В. Педагогические технологии в преподавании искусства / Д. В. Козлов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 180 с.
10.Лебедев, П. А. Преподавание изобразительной деятельности в начальной школе / П. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2021. – 210 с.
11.Максимова, А. В. Искусство вне урока: как заинтересовать младших школьников / А. В. Максимова. – СПб.: Речь, 2019. – 144 с.
12.Никифоров, В. С. Введение в искусствоведение для детей / В. С. Никифоров. – М.: Мир книги, 2020. – 232 с.
13.Павлова, Е. А. Школьные мероприятия по изобразительному искусству / Е. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 190 с.
14.Репина, Т. Ю. Обучение искусству в начальной школе / Т. Ю. Репина. – М.: Владос, 2021. – 165 с.
15.Трофимов, И. А. Неклассическая живопись на уроках ИЗО / И. А. Трофимов. – Тюмень: Восточный университет, 2019. – 158 с.
16.Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2018. – 104 с.
17.Цурюмова, С.В. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: автореферат дисс…к.п.н. [Текст] / С.В. Цурюмова. – 2016. – 168 с.
18.Щербакова, А.И. Музыкальное слово в информационном поле современной культуры [Текст] / А.И. Щербакова // Музыка и время. 56 Ежемесячный научный критико-публицистический журнал. – М.: «Научтехлитиздат», 2015. – №8. – С.26–29.
19.Юсов, Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Б.П. Юсов. – Луганск, 2020. – 123 с.
20.Яковлев, Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение [Текст] / Е.Г. Яковлев. – М.: КДУ, 2022. – 639 с.