Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из ведущих задач современной школы является формирование у детей способности правильно ориентироваться в безграничном потоке самой разнообразной информации. Ученик должен правильно осуществлять её отбор, классифицировать и грамотно с ней работать.
Современный школьник, начиная с младшей школы должен уметь работать с различными информационными источниками, в том числе, с географическими картами, планами и при этом, владеть информационно-коммуникационными технологиями. Способность детей работать с различного рода информационными источниками необходимо формировать с младшего школьного возраста.
Чтобы такого рода умения были сформированы качественно и в полном объёме, учителю необходимо использовать различного рода педагогические технологии, методики и приёмы. Дети должны хорошо ориентироваться в знаковой символике, понимать, что такое масштаб и масштабирование, читать сопроводительные к картам тексты и др. Необходимо также учить младших школьников умению находить ответы на вопросы, выбирать из огромного
потока информации необходимое, а также грамотно оформлять и предоставлять важную тематическую информацию.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость формирования умения у младших школьников ориентироваться по карте и плану на уроках окружающего мира.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: средства и способы формирования умения у младших школьников ориентироваться по карте и плану на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Провести анализ понятия формирование умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить особенности формирования умений младших школьников на уроках окружающего мира.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования умения у младших школьников ориентироваться по карте и плану на уроках окружающего мира.
4. Предложить методические рекомендации по формированию умения у младших школьников ориентироваться по карте и плану на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования умения у младших школьников ориентироваться по карте и плану на уроках окружающего мира
1.1. Анализ понятия формирование умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др., пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения.
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у младших школьников метапредметных образовательных результатов, которые представлены в самих ФГОС и в основной образовательной программе. Речь идёт об универсальных учебных действиях (УУД), регулятивных, познавательных и коммуникативных, которыми должен овладеть ученик при работе с учебной информацией [11].
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Это связано, в том числе и с тем, что любая имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить и содержание универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, которые изучают в школе.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы, которая обеспечивает способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [7]. Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться. Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [22].
Ключевая компетенция, которая подразумевает наличие умений и навыков самостоятельно работать с различного рода информацией должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых учебных проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение школьника осмысленным. Они направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Регулятивные действия обеспечивают ученикам организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания.
Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, в том числе, перерабатывать и усваивать ее. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые знаки, символы и тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий собственных учебных действий, а также самоконтроль и самооценку процесса и результатов собственной учебной деятельности. При этом, для младшего школьника важно ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. при этом важно уметь правильно распределять роли в группе и взаимно контролировать действия друг друга.
Очень важное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию. Подходы к формированию универсальных учебных действий школьников активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы [13].
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
6. Самоконтроль и коррекция.
7. Контроль умения выполнять действие.
Этот же самый путь проходит ученик при формировании универсальных действий и любого иного умения. Рассмотрим более подробно процесс формирования у младших школьников различного рода умений и познавательных УУД. Чтобы научить ребёнка, к примеру, ставить и формулировать проблемы, необходимо сформировать у него умение видеть проблемы и соответствующий опыт. Для этого ученик должен хорошо понимать, что такое учебная проблема, поскольку раньше он никогда не сталкивался с подобным понятием. Это означает, что здесь необходимо получить соответствующее знание и выработать необходимое умение работать с этим на практике. Очевидно, что процесс этот не быстрый и достаточно трудоёмкий.
На большинстве проводимых уроков учитель знакомит детей с новыми знаниями, а в дальнейшем отрабатывает с ними соответствующие умения и навыки. Когда заканчивается учебная тема, или раздел, учитель должен на обобщающем уроке проверить у детей сформированность всех образовательных результатов, которые заложены в ФГОС НОО и в образовательной программе для начальной школы. Достижение такого ожидаемого результата, как умения ставить и формулировать проблему - это дело не одного урока, но возможно, что именно на обобщающем уроке младшие школьники продемонстрируют свои умения, навыки и сформированные компетенции.
А.И. Савенков в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» определяет проблему, как затруднение и неопределённость. Чтобы решить проблему, требуются соответствующие действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Всему этому способствуют уроки по окружающему миру. Для проведения, к примеру, обобщающего урока, учитель подбирает специальные задания для проверки умений читать знаки, символы, сопутствующие тексты. При этом ученик должен видеть поставленную учителем проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы и др. [26].
Можно рассмотреть примеры соответствующих заданий, вопросов и упражнений, которые может подобрать учитель для урока по заданной учебной теме, с целью демонстрации сформированности соответствующих
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2019 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2019. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 03.11.2024).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2012. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – N 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - N 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. – N 6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 03.11.2024).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2020. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – N 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 03.11.2024).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – N 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – N 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - N1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2001. – N 2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – N 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – N XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Маштакова, Л.Ю. Системно - деятельностный подход в начальной школе / Л.Ю. Маштакова, Г.А. Валитова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2015. – N 4. – С. 29 - 32.
25. Отрещенко, И.В. Использование деловой игры как метода обучения / И.В. Отрещенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Том 3. – С. 850 – 852.
26. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (Дата обращения 03.11.2024).
27. Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч. 1: К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». 3 класс. В 2 ч. Ч. 1» / Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 79 с.
28. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 03.11.2024).