Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем и задач.
Большое значение творческих способностей субъектов в настоящее время обуславливается спецификой современного социального и педагогического опыта, который должны усвоить последующие поколения. Человек может проявлять свои творческие способности в учёбе, спорте, искусстве, профессиональной деятельности и др.
Театр — это уникальное искусство, которое объединяет различные формы выражения, включая в себя актерское мастерство, музыку, хореографию и, конечно, визуальные элементы. Одним из самых ярких и символичных атрибутов театра являются маски. Они не только служат средством изменения внешности актеров, но и выполняют множество других функций, таких как передача эмоций, создание образов и даже отражение культурных особенностей.
Актуальность исследования. Актуальность исследования темы развития воображения и творческого мышления посредством масок пекинской оперы обусловлена несколькими ключевыми факторами, отражающими как культурные, так и образовательные аспекты современного общества.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость развития воображения и творческого мышления посредством масок пекинской оперы.
Объект исследования: пекинская опера как форма традиционного китайского искусства, с акцентом на её элементы, которые способствуют развитию воображения и творческого мышления.
Предмет исследования: Способы, которыми элементы пекинской оперы способствуют развитию воображения и творческого мышления, а также их влияние на эмоциональное восприятие и самовыражение участников и зрителей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование в педагогической деятельности масок пекинской оперы способствует развитию воображения и творческого мышления субъектов.
Задачи исследования:
1. Анализ элементов пекинской оперы. Исследовать ключевые компоненты пекинской оперы, такие как маски, костюмы, музыка, танец и сюжетные линии, и их роль в формировании художественного образа.
2. Изучение влияния символики. Рассмотреть, как символика масок и костюмов влияет на восприятие персонажей и развитие воображения у исполнителей и зрителей.
3. Анализ сюжетных линий и архетипов. Изучить, как традиционные сюжеты и архетипы персонажей влияют на креативность и интерпретацию, а также на восприятие культурных и моральных ценностей.
4. Оценка театральных техник: Исследовать театральные приемы, используемые в пекинской опере, и их влияние на выразительность артистов и развитие их креативности.
5. Изучение современных интерпретаций: Рассмотреть, как современные адаптации и интерпретации пекинской оперы влияют на развитие творческого мышления и восприятие искусства у новых поколений.
Степень разработанности проблемы. Существуют работы, посвященные анализу традиционных форм искусства, таких как театр, музыка и танец, и их влиянию на развитие креативности и воображения. В частности, исследования показывают, что участие в театральных и музыкальных практиках способствует развитию эмоционального интеллекта и креативного мышления. Однако, в контексте пекинской оперы проведено мало систематических исследований, в которых рассматривается её культурные исторические аспекты, а также её влияние на китайское общество и искусство в целом.
Методы исследования. Методами исследования будут литературный анализ, сравнительный анализ и описательный метод.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в её способности внести вклад в понимание взаимосвязи между искусством и развитием воображения и творческого мышления, а также в расширении научного дискурса в области культурологии, педагогики и психологии.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость курсовой работы заключается в её способности предложить конкретные решения и рекомендации для различных сфер, включая образование, психологию, культуру и искусство. Исследование может оказать положительное влияние на развитие креативного мышления и воображения, а также способствовать сохранению и популяризации традиционного искусства, такого, как, Пекинская опера..
Опытно-экспериментальная база исследования. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложений. Объем курсовой работы составляет 30 страниц.
Под творческим воображением понимают такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Эти образы и идеи могут представлять определенную ценность и могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности. Такой тип воображения также называют воссоздающим и связывают его с творческим мышлением и творческими способностями субъекта. Примером формирования воображения и творческого мышления могут служить маски пекинской оперы.
Очевидно, что развитие воображения и творческого мышления наиболее целесообразно развивать посредством искусства, в том числе, посредством музыкальных и оперных произведений, к которым можно отнести Пекинскую оперу. Особо здесь стоит отметить маски Пекинской оперы, которые позволяют формировать творческое мышление и воображение.
Маски в театре имеют долгую историю, уходящую корнями в античные времена. В Древней Греции маски использовались для обозначения характеров и эмоций, позволяя актерам передавать сложные идеи и чувства, даже находясь на расстоянии от зрителей. Эти маски, часто выполненные из дерева или папье-маше, были тщательно проработаны и окрашены, чтобы подчеркнуть выражение лиц и характеры персонажей. Маски также использовались для создания иллюзии, чтобы актеры могли играть роли, отличные от их реальной жизни. Все эти процессы способствовали развитию устойчивого творческого воображения и мышления [20].
Под воображением понимают способность субъекта создавать новые образы, и преобразовывать их. Психологи говорят о воображении как о высшей психической функции. Они сравнивают его с такими функциями как внимание, память, восприятие, мышление и др. Воображение – это способность субъекта, которая необходима для развития у него логического мышления, понимания разных абстракций и др. Благодаря творческому воображению человек способен проектировать, находить нестандартные решения, фантазировать [19]. Каждый человек по-своему способен и способности каждого человека позволяют ему выполнять, какую – либо продуктивную деятельность. Это зависит от личностных свойств и качеств человека, специфике его памяти, мышления, восприятия и др.
Каждому педагогу хотелось бы, чтобы ученики, не зависимо от их возраста, выполняли бы какие – либо действия на творческом уровне. Своеобразие развития человека обусловливают именно задатки и границы развития тех, или иных способностей. Неменский, Е.М. Торшилова и др., в качестве основного звена художественных способностей и творческого воображения отмечают эстетическое восприятие и эстетическое отношение к действительности. Специфические особенности художественной деятельности субъектов можно выделить следующие:
1. Сильно развитое образное мышление, воображения, фантазия, высокоразвитое чувство эмпатии.
2. Интегративность художественной деятельности, которая в себя включает познавательную, ценностную, преобразовательную и коммуникативную виды деятельности.
3. Личностное восприятие картины мира, определяемое соответствующим личностным характером и опытом деятельности.
Процесс художественной деятельности субъекта чрезвычайно индивидуален. Его развитие требует учета индивидуальных особенностей каждой личности. Художественная деятельность всегда имеет продуктивный характер и представлена определенным результатом в виде конечного продукта. Художественные способности заключаются в восприятии художественного произведения и, в конечном счёте, к самостоятельному созданию выразительного образа.
Индивидуальность выразительного образа может отличаться особой оригинальностью, субъективной новизной, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Их можно обозначить показателями выражения конечного продукта и к характеру процесса деятельности [5].
Из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации субъекта. Очевидно, что художественная деятельность неразрывно связана с художественной способностью субъекта эстетически воспринимать, понимать и создавать художественные образы.
Таким образом, можно говорить о том, что творчество является эффективным средством развития художественных способностей каждого субъекта.
1.2. Особенности развития воображения и творческого мышления посредством масок пекинской оперы
Творческий компонент мышления часто называют креативностью. Креативность, или творческий тип мышления является специфичным, поскольку центральной характеристикой такого типа мышления является творческий характер, считает автор Э. Фромм. Он считал, что творческий тип мышления, или креативность – это способность человека находить нестандартные решения и способность удивляться. При этом, человек всегда получает нечто новое и нацелен на осознание своего имеющегося опыта [23].
Под творческим мышлением понимают такой тип мышления, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление - это мышление, которое всегда созидает, и даёт принципиально иное решение. Творческое мышление всегда приводит к открытиям и новым идеям.
Благодаря маскам Пекинской оперы заинтересованные в процессе творческой деятельности люди знакомятся с основами актёрского мастерства, с особенностями грима, который используется при работе с масками и др. К примеру, грим в масках пекинской оперы играет важную роль в отражении характера, или происхождения героя. Именно грим определяет роль персонажа в постановке Пекинской оперы. При этом используют специальные типы грима, которые могут символизировать следующие характеристики героев: красивый, некрасивый, особенный, роковой, устрашающий и др. [29].
При этом, цветовая гамма грима строго регламентирована. Всего в работе используют 12 цветов, и каждый из них символизирует определённые свойства и черты характера героя. К основным цветовым гаммам грима Пекинской оперы относят фиолетовый, красный, белый, чёрный, жёлтый, зелёный, синий, серый, золотой и серебряный цвета.
Каждый из цветов имеет определённые символические значения, к примеру, красный цвет в гриме символизирует верность и честность героя. Белый цвет символизирует обман, чёрный подразумевает силу и отвагу героя, синий и зелёный обозначают строптивость и жестокость и др. очевидно, что педагоги, которые преподают основы актёрского мастерства при работе с Пекинской оперой, должны не только уметь накладывать соответствующий грим, но и учитывать весь тот символизм, который несут в себе маски Пекинской оперы [28].
Фрагмент для ознакомления
3
. Алимов, А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А.Т. Алимов, И. Б. Савриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (60). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/ (дата обращения: 03.11.2024).
2. Адольф, В.А. Компетентность педагога в условиях трансформации образования: монография / В.А. Адольф, Т.А. Кондратюк, Н.Ф. Яковлев; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: КрГПУ. - 2022. - 160 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 320 с.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т А. Барышева, Ю А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2016. – 118 с.
5. Белоруссова, Е.В. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 157-159. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 03.11.2024).
6. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1717-1719. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 03.11.2024).
7. Ваганова, О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. №2 (27). – С. 11–14.
8. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 208 с.
9. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ ((дата обращения: 03.11.2024).
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Под ред. Е. П. Завалишина. – СПб: Питер. - 2009. – 433 с.
11. Кохановская, Д.Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности / Д.Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2012. – С. 6 – 9.
12. Кузнецова, Г.Н. Общекультурная компетенция: подходы к определению сущности и структуры / Г.Н. Кузнецова // Фундаментальные и прикладные исследования. Педагогические науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///D:/ТГПУ%20новый/ТГПУ%202022/2023%20ПДМНО/НИР/25.10.2023/obschekulturnaya-kompetentsiyapodhody-k-opredeleniyu-suschnosti-i-struktury.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
13. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. –
14. Мартишина, Н.В. Творческий потенциал: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс] / Н.В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2012. – No4. – Режим доступа: http://library.ua/m/articles/view (дата обращения: 03.11.2024).
15. Маркова, Н.С. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности / Н.С. Маркова. - Психологическая наука и образование. - 2002. -№1. - С. 51-58.
16. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.11.2024).
17. Полякова, В.Ю. Работа над интонированием звука и слова в хоре / В.Ю. Полякова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – T. 224. – СПб., 2021. – С. 88–94.
18. Потапова, Л.С. Научно-педагогический анализ сущности понятия «педагогические стратегии» / Magister. 2023 // Электронный ресурс / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskiy-analiz-suschnosti-ponyatiya-pedagogicheskie-strategii/viewer (дата обращения: 03.11.2024).
19. Развитие творческих способностей / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е.А. Астафьева [и др.] / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 03.11.2024).
20. Роль маски и грима в Пекинской опере. Электронный ресурс / Режим доступа: https://hsedesign.ru/project/85b40e13bad545d09c2738d461101859 (дата обращения: 03.11.2024).
21. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21569/ (дата обращения: 03.11.2024).
22. Соколова, В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования / В.В. Соколова. – М.: Просвещение, 2018. – 155 с.
23. Станиславский, К.C. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М.: Вагриус. - 2020. - 448 с.
24. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
25. Тимакова, Н. И. Творческий потенциал личности / Н. И. Тимакова. – Москва: Международная академия акмеологических наук, 2006. – 248 с.
26. Творческое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления: монография / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2014. – 320 с.
27. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2015. - N1. – С. 141-144.
28. Толшин Андрей Валерьевич [Электронный ресурс] / URL: https://ep.spbgik.ru/direction/Tolshin-Andrey-Valerevich (дата обращения: 03.11.2024).
29. Цвет маски и грима в Пекинской опере [Электронный ресурс] / URL: https://deziiign.ru/project/425a48a0ba9f4210b3c34a891be1937c (дата обращения: 06.11.2024).
30. Чем отличается Пекинская опера [Электронный ресурс] / URL: https://www.chinahighlights.ru/culture/beijing-opera.htm (дата обращения: 06.11.2024).
31. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности / Л.И. Шрагина. - Психологический журнал. -2020. -Т.21, № 4. С. 73-78.