Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных рыночных условиях стабильность и развитие предприятия, возможно лишь тогда, когда его способность поддерживать высокую рентабельность на приемлемом уровне обеспечивается полным образом. Важно понимать и обладать информацией, на основе которой складывается понимание о результативности деятельности организации. Финансово-экономический анализ деятельности организации должен быть направлен на потенциальное развитие самой компании, укрепление ее финансового состояния, повышения уровня экономической безопасности.
Существование компаний в рамках рынка связано с необходимостью постоянного совершенствования эффективности производства, а также выдерживать конкуренцию на рынке и осуществлять защиту экономической и информационной безопасности. Анализ финансового состояния компании дает возможность для прогнозирования и планирования развития и устойчивости в будущем.
Целью работы является исследование коммерческой тайны в обеспечении экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и объекты коммерческой тайны
- исследовать подходы к анализу коммерческой тайны
- исследовать методику обеспечения экономической безопасности на основе использования информационных технологий
- проанализировать системы защиты коммерческой информации
- разработать систему защиты коммерческой тайны организации на основе использовании информационных технологий.
Объект исследования – ООО «Калининградская энергетическая компания».
Предметом исследования выступает система обеспечения экономической безопасности в целях защиты коммерческой тайны.
В первой главе исследованы теоретические аспекты коммерческой тайны для экономической безопасности.
Во второй главе будут рассмотрены внутренние и внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность, выявление возможных угроз коммерческой тайне и разработка системы защиты экономической безопасности организации.
В заключении будут предложены мероприятия по обеспечению экономической безопасности.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
1.Теоретические основы защиты коммерческой тайны в обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта
1.1.Понятие и сущность коммерческой тайны как элемента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта
Ведение бизнеса сопряжено с целым рядом финансовых рисков. Обеспечение финансовой стабильности поможет повысить шансы на экономическую безопасность. Это, по сути, способность покрывать все необходимые расходы бизнеса, не беспокоясь о том, откуда возьмутся деньги для этого. Другими словами, это чувство безопасности в финансовом положении.
Экономическая безопасность – это степень защищенности научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала компании. Экономическая безопасность связана как с внутренним состоянием самой организации, так и с влиянием внешней среды, в том числе с субъектами.
Экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которая развивается и решает социальные проблемы и задачи. Она является совокупностью свойств системы, которая обеспечивает достижение целей. Экономическая безопасность связана со способностью противостоять воздействию внешней и внутренней среды функционирования. Также можно сказать, что экономическая безопасность – это состояние, обеспечивающее финансовое равновесие, стабильность, платежеспособность и ликвидность.
С обеспечением экономической безопасности тесно связана защита коммерческой тайны.
Коммерческая тайна - это информация, которая не является общеизвестной; которая приносит экономическую выгоду ее владельцу, поскольку информация не является общедоступной; и. если владелец предпринимает разумные усилия для сохранения ее в тайне.
Коммерческая тайна - это права интеллектуальной собственности (ИС) на конфиденциальную информацию, которая может быть продана или лицензирована. В целом, чтобы считаться коммерческой тайной, информация должна быть: коммерческая ценность заключается в том, что информация является секретной, известна только ограниченному кругу лиц и зависит от разумных мер, принимаемых законным владельцем информации для сохранения ее в тайне, включая использование соглашений о конфиденциальности для деловых партнеров и сотрудников.
Несанкционированное получение, использование или разглашение такой секретной информации другими лицами в нарушение честной коммерческой практики рассматривается как недобросовестная практика и нарушение режима защиты коммерческой тайны.
Руководство ВОИС по коммерческой тайне и инновациям предлагает всесторонний, но доступный обзор вопросов, связанных с коммерческой тайной, для широкой аудитории, включая политиков, руководителей предприятий, университеты и другие организации, ориентированные на инновации. Защита коммерческой тайны различается в разных странах и регионах мира.
Сохранение конфиденциальности и предотвращение несанкционированного использования коммерческой тайны может быть сложной задачей в динамичном и взаимосвязанном бизнес-пространстве. Управление коммерческой тайной сопряжено с уникальными проблемами для предприятий в зависимости от отрасли бизнеса.
Симпозиумы ВОИС по коммерческой тайне и инновациям являются форумами для обмена идеями и мнениями по вопросам, касающимся взаимосвязи между коммерческой тайной и инновациями. Они посвящены новым вызовам и возможностям как для сектора технологических инноваций, так и для сектора услуг, а также потенциальному влиянию новых технологий на интеграцию коммерческой тайны в современную инновационную экосистему. На симпозиумах собираются эксперты со всего мира, чтобы поделиться своими взглядами на аспекты, связанные с политикой, правом, экономикой и бизнесом.
Коммерческая тайна является ключевым компонентом портфолио объектов интеллектуальной собственности, помогая компаниям защищать свои секретные формулы, ноу-хау и другую ключевую информацию, которая дает им конкурентное преимущество.
Коммерческая тайна - это любая практика или процесс компании, которые, как правило, неизвестны за пределами компании. Информация, которая считается коммерческой тайной, дает компании конкурентное преимущество перед конкурентами и часто является результатом внутренних исследований и разработок. Чтобы юридически считаться коммерческой тайной, компания должна приложить разумные усилия для сокрытия информации от общественности; секрет должен иметь экономическую ценность, а коммерческая тайна должна содержать информацию.
Коммерческая тайна является частью интеллектуальной собственности компании. В отличие от патента, коммерческая тайна не является достоянием общественности.
Коммерческая тайна - это секретные методы и процессы, которые дают компании конкурентное преимущество перед конкурентами. Коммерческие секреты могут отличаться в разных юрисдикциях, но имеют три общие черты: они не являются публичными, приносят определенную экономическую выгоду и активно охраняются.
Коммерческие секреты могут принимать различные формы, такие как запатентованный процесс, инструмент, образец, конструкция, формула, рецепт, метод или практика, которые не очевидны для других и могут использоваться как средство создания предприятия, дающего преимущество перед конкурентами или представляющего ценность для клиентов. Коммерческая тайна определяется по-разному в зависимости от юрисдикции, но все они имеют следующие общие характеристики:
-Они не являются общедоступной информацией.
-Их секретность обеспечивает экономическую выгоду их владельцу.
-Их секретность активно охраняется.
Если обладатель коммерческой тайны не в состоянии обеспечить ее сохранность или если тайна обнаруживается независимо, разглашается или становится общеизвестной, защита тайны снимается.
Являясь конфиденциальной информацией (как известно, в некоторых юрисдикциях называется коммерческая тайна), коммерческая тайна является "секретными документами" делового мира, точно так же, как сверхсекретные документы тщательно охраняются правительственными учреждениями. Поскольку разработка определенных продуктов и процессов обходится намного дороже, чем конкурентная разведка, у компаний есть стимул выяснить, что делает их конкурентов успешными.
Для защиты своей коммерческой тайны компания может потребовать от сотрудников, имеющих доступ к информации, подписать соглашения о неразглашении при приеме на работу.
Последним законодательным актом, касающимся коммерческой тайны, стал Закон о защите коммерческой тайны, который дает федеральному правительству основания для принятия мер в случаях, связанных с незаконным присвоением коммерческой тайны. Закон также предусматривает условие, при котором владелец принял разумные меры для сохранения такой информации в тайне и что "информация приобретает независимую экономическую ценность, фактическую или потенциальную, из-за того, что она не является общеизвестной и не может быть легко установлена надлежащими средствами другим лицом, которое может получить экономическую ценность от раскрытия или использование этой информации".
В других юрисдикциях коммерческая тайна может рассматриваться несколько иначе; некоторые считают ее собственностью, в то время как другие рассматривают ее как равноправное право. Примеры из реальной жизни
Существует множество примеров коммерческой тайны, как материальной, так и неосязаемой. Например, алгоритм поиска Google существует как интеллектуальная собственность в виде кода и регулярно обновляется для улучшения и защиты его функционирования. Секретная формула Coca-Cola, которая хранится в сейфе, является примером коммерческой тайны, представляющей собой формулу или рецепт. Поскольку она не была запатентована, она так и не была раскрыта. Список бестселлеров New York Times - это пример коммерческой тайны процесса.
Несмотря на то, что в списке учитываются продажи книг за счет сбора данных о продажах в сетевых и независимых магазинах, а также данные об оптовых продавцах, список - это не просто цифры продаж (книги с более низкими общими продажами могут попасть в список, а книги с более высокими продажами - нет).
1.2.Объекты, составляющие коммерческую тайну хозяйствующего субъекта
Система обеспечения коммерческой тайны – это совокупность объекта, субъекта и инструментов, которые помогают организации обеспечить свое устойчивое финансовое положение.
В целом система включает в себя [7, c.109]:
-субъект,
-объект,
-инструменты.
Субъекты коммерческой тайны включают в себя руководство, а также специалистов отдела экономической безопасности. Данное подразделение, подотчетное руководителю, занимается вопросами реализации стратегии экономической безопасности, которую разрабатывает генеральный директор.
Объектам коммерческой тайны являются [12, c.88]:
- Финансы
-Научные достижения
-Техника
-Экономика
-Инженерное искусство.
Федеральный закон определяет коммерческую тайну как "все формы и виды" разной информации. Они включают, согласно федеральному закону, "материальные или нематериальные данные, а также информацию о том, хранятся ли они, составляются или увековечиваются физически, электронно, графически, фотографически или письменно и каким образом".
Такая информация включает:
-Узоры
-Планы
-Сборники
-Программные устройства
-Формулы
-Дизайны
-Прототипы
-Методы
-Процессы
-Процедуры
-Программы
-Коды.
Коммерческой тайной может быть любая деловая информация, ценность которой определяется ее секретностью. Это может быть метод, техника, процесс, данные исследований и анализа, формула, рецепт, устройство, инструмент и т.д. Некоторые популярные примеры включают рецептуру Coca-Cola или 11 трав и специй KFC.
Чтобы претендовать на защиту коммерческой тайны, информация, как правило, должна соответствовать следующим критериям:
1.Секретность: информация не должна быть общеизвестной или легкодоступной для общественности или конкурентов.
2.Коммерческая ценность: Информация должна обеспечивать конкурентное преимущество или экономическую выгоду ее владельцу, т.е. ее ценность заключается в ее секретности.
3.Разумные усилия: Владелец должен принимать разумные меры для сохранения секретности информации.
4.Коммерческую тайну может быть очень ценным, когда вы разработали новую технологию, разработали оригинальные продукты, создали идеальный рецепт, или собрали огромное количество данных.
Как правило, коммерческой тайной используются для:
-Защитить изобретение за счет иных средств, чем патенты или промышленный образец;
-Защитить ценную деловую информацию, которая формально не защищена другими правами интеллектуальной собственности;
-Защитить деловую информацию на неопределенный срок, пока коммерческая тайна остается конфиденциальной. (Например, формула Coca-Cola защищена таким образом уже более 100 лет). В Канаде не существует формальной процедуры подачи заявления или регистрации в отношении коммерческой тайны. Это просто любая информация, которую кто-то хочет сделать конфиденциальной. Большая круглая дверь хранилища Coca-Cola открыта, а над ней красуется надпись "Хранилище". Известно, что компания Coca-Cola хранит в секрете рецептуру своего знаменитого напитка. Секрет настолько знаменит, что “Хранилище”, якобы содержащее секрет, является центральным экспонатом музея World of Coca-Cola в Атланте, штат Джорджия.
Коммерческая тайна может оказаться не лучшим способом защиты прав интеллектуальной собственности, если конкуренты могут легко воссоздать ваше творение. Это может быть сделано из-за того, что ваш IP-адрес слишком очевиден, или же он может быть подвергнут обратной инженерии. Защита коммерческой тайны не применяется, если кто-то другой самостоятельно обнаруживает IP-адрес. Изобретение, охраняемое как коммерческая тайна, может быть разработано независимо, а затем запатентовано или иным образом использовано кем-либо другим без нарушения коммерческой тайны.
Поскольку коммерческие секреты не являются общедоступными, они не считаются “известным уровнем техники” и не могут быть использованы для предотвращения патентования изобретения. В результате можете захотеть рассмотреть другие формы защиты IP-адресов или комбинацию средств защиты IP-адресов, если существует вероятность независимого обнаружения или если IP-адрес трудно сохранить в секрете.
Коммерческая тайна - это любая деловая информация, ценность которой определяется ее секретностью. Коммерческая тайна может защитить ценную деловую информацию, которая формально не защищена другими правами интеллектуальной собственности.
Риски для людей могут повлиять - или создать - практически на любой другой риск. Без достаточного количества людей бизнес испытывал бы трудности с функционированием и даже прекратил бы свое существование. Пандемия COVID-19 показала, какие экономические проблемы люди могут привнести в организацию. Удаленная работа, например, практически превратилась в основную стратегию устранения рисков потери сотрудников во время пандемии.
От сборочных линий до цепочек поставок и цифровых рабочих процессов неправильное выполнение важных бизнес-процессов может стать стратегическим риском для организации и создать риски для других подразделений я, особенно если сбой процесса нарушает усилия по стратегическому планированию.
Кибербезопасность является одной из главных корпоративных забот. Растущее число кибератак, связанных с фишингом, распределенным отказом в обслуживании программ, создает огромное количество рисков для бизнеса. Например, атака программ, которую следовало бы выявить и предотвратить, может опустошить компанию, особенно если плохие новости попадают в новостной цикл СМИ.