Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Тема вторичной занятости студентов-социологов приобретает особое значение в условиях современной российской экономики, где наблюдается высокий уровень участия студентов в трудовой деятельности. Влияние вторичной занятости на их профессиональные установки, мотивационные структуры и уровень подготовки к рынку труда остаются малоизученными. Проблематика также актуальна в свете динамичного развития цифровых технологий и гибкости рынка труда, что открывает новые перспективы для студентов в период обучения и на начальных этапах профессиональной карьеры.
Проблема и выбор темы
Проблема исследования заключается в необходимости выявления факторов, влияющих на мотивацию и профессиональные ожидания студентов, совмещающих учёбу с работой. Важно определить, как вторичная занятость влияет на их академические и профессиональные цели, а также на процесс социализации в профессиональной сфере. Тема выбрана на основе анализа существующих пробелов в изучении социально-психологических и экономических аспектов занятости студентов, особенно в специфических условиях российской экономики и образовательной системы.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является анализ социально-психологических и экономических факторов, влияющих на профессиональные установки и мотивацию студентов-социологов, совмещающих учебу с трудовой занятостью. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные мотивационные установки студентов при выборе трудовой деятельности.
2. Определить влияние академических ожиданий на профессиональные установки.
3. Оценить роль социального окружения в формировании профессиональных ожиданий.
4. Провести анализ связи между социально-демографическими характеристиками и выбором вторичной занятости.
Гипотеза исследования
Гипотеза состоит в том, что высокая мотивация к трудовой деятельности, обусловленная финансовой необходимостью и профессиональными амбициями, положительно влияет на профессиональную ориентацию и уверенность студентов-социологов в выборе будущей профессии. Ожидается также, что студенты с высокими академическими ожиданиями и поддержкой социального окружения демонстрируют более чёткие профессиональные установки.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступают студенты-социологи, совмещающие учёбу с трудовой деятельностью. Предмет исследования — социально-психологические и экономические факторы, влияющие на профессиональные установки и мотивационные структуры данных студентов.
Теоретико-методологические основы исследования
Методологическая основа исследования включает деятельностный и социально-психологический подходы, а также теорию человеческого капитала и символического интеракционизма. Деятельностный подход позволяет рассмотреть профессиональные ожидания студентов как результат их взаимодействия с социальными и экономическими условиями. Теория человеческого капитала объясняет вторичную занятость как стратегию накопления профессиональных навыков, а символический интеракционизм — как способ формирования профессиональной идентичности.
Методы исследования
В исследовании использованы методы анкетного опроса и глубинного интервью. Анкетный опрос позволяет количественно оценить мотивационные установки и профессиональные ожидания студентов, а глубинное интервью — выявить более детализированные представления о мотивации и субъективных значениях трудовой деятельности.
Структура работы
Работа состоит из введения, теоретической главы, где рассматриваются ключевые мотивационные установки студентов-социологов, программы социологического исследования, включающей описание концептуальной модели, методов исследования и таблицы индикаторов, а также заключения и списка использованной литературы.
1. МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ВТОРИЧНО ЗАНЯТЫХ СТУДЕНТОВ
1.1. Историография и концептуальные подходы к изучению мотивационных установок
Интерес к изучению мотивации студентов как специфической социальной группы возник в середине XX века, когда началась массовая доступность высшего образования и расширились его функции. Исследователи начали рассматривать студенчество как промежуточную социальную группу, находящуюся на этапе активного самоопределения и осознания своих целей и стремлений. Первоначально мотивационные установки студентов были ограничены лишь несколькими аспектами — например, стремлением к социальной мобильности и культурному обогащению.
В 1970-е годы, когда высшее образование в СССР стало частью государственной стратегии подготовки специалистов для различных отраслей экономики, к пониманию мотивационных установок студентов добавилось осмысление их как потенциальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей. В период преобладали утилитарные подходы, рассматривающие студентов как кадры, подготавливаемые к конкретным функциям в рамках госзаказа. Основной акцент в исследованиях делался на академической мотивации и стремлении к выполнению общественного долга. Мотивы трудовой занятости были недостаточно изучены, так как вторичная занятость в условиях плановой экономики не имела массового распространения и не рассматривалась как важный социальный феномен. Тем не менее, даже в условиях ограниченного выбора профессий и карьерных траекторий в СССР у студентов формировались базовые установки на профессиональное развитие, которые можно рассматривать как прототипы современных мотивационных структур.
С распадом СССР и переходом к рыночной экономике в 1990-е годы изменился и характер занятости студентов. Экономические реформы привели к увеличению потребности в самостоятельной занятости и подработке, что вынудило студентов искать альтернативные источники дохода, не полагаясь исключительно на государственную поддержку. Вторичная занятость студентов, включая неквалифицированный труд в торговле и сфере услуг, постепенно стала частью их жизни. В этот период исследователи стали уделять внимание факторам, связанным с необходимостью материального обеспечения, поскольку возможности финансовой поддержки со стороны государства и семьи стали ограниченными. Исследования того времени фиксируют рост интереса к краткосрочным заработкам и подработкам как способу решения финансовых вопросов, и начинают рассматривать мотивационные установки с точки зрения экономической выгоды и социальной адаптации студентов к новым рыночным реалиям.
В начале 2000-х годов в России начинают формироваться более детальные подходы к изучению мотивационных установок студентов, включая влияние вторичной занятости на профессиональное становление и социальную адаптацию. Стало понятно, что работающая молодёжь отличается от своих сверстников, не имеющих трудового опыта, по ряду параметров, таких как уровень социальной ответственности, автономности и профессиональной ориентации. Исследователи стали рассматривать мотивационные установки студентов в более широком контексте профессиональной социализации, что позволило выявить специфические модели поведения студентов на рынке труда, включая ориентацию на самореализацию и накопление опыта. Работы отечественных социологов, таких как Константиновский, Вознесенская и Ярская-Смирнова, подчеркивали влияние трудовой занятости студентов на их социальную идентичность и профессиональные планы. Исследования показали, что установки работающих студентов отличаются от установок их неработающих сверстников, что делает занятость важным элементом формирования личности и профессиональной карьеры.
В 2010-е годы на фоне процессов глобализации и цифровизации начался новый этап развития мотивационных установок студентов, совмещающих учёбу с работой. Основные черты — гибкость и адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка труда. Современные исследования стали рассматривать студентов как активных участников экономики, которые не только стремятся к доходу, но и преследуют профессиональные цели, используя опыт работы для самоопределения и построения будущей карьеры. На этом этапе значительно возросло влияние социальных сетей и цифровых технологий, что позволило студентам осваивать новые формы занятости, такие как фриланс и работа в интернет-сфере. Социологические исследования этого периода показывают, что мотивационные установки студентов становятся все более комплексными, включающими такие элементы, как накопление социального капитала, развитие профессиональных навыков и формирование предпринимательского мышления. К числу важнейших факторов, влияющих на мотивацию, также относятся стремление к профессиональной самостоятельности и достижению высокого уровня компетенций, которые позволят успешно интегрироваться в профессиональное сообщество после окончания обучения.
В последние годы специальность «социология» открывается во множестве вузов России. Если в крупных научных центрах с устоявшимися школами социологического знания этот процесс идёт довольно естественно, то в других регионах возникают значительные трудности. Примером может служить Челябинск — крупный индустриальный город с миллионным населением, где, несмотря на наличие развитой инфраструктуры и широкого спектра социальных проблем, рынок социологических услуг остается недостаточно развитым и испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах. Основным источником таких специалистов в Челябинске становится высшее профессиональное образование, в частности подготовка социологов на кафедре социологии Южно-Уральского государственного университета.
Тем не менее, образовательный процесс сталкивается с рядом проблем, требующих осмысления для их успешного решения. Одной из важнейших проблем является формирование учебной мотивации у студентов-социологов, с которой автор не раз сталкивался в преподавательской практике. Нередко будущие социологи демонстрируют слабую заинтересованность в профессиональных знаниях, что порождает трудности в процессе их подготовки.
Формирование учебной мотивации обусловлено множеством факторов. Во-первых, это ожидания и представления, которые сначала абитуриенты, а затем и сами студенты выстраивают о своих будущих профессиональных перспективах. Часто они основываются на общих представлениях общества о значимости социологии, которая в массовом сознании пока не получила должного признания и воспринимается с определённым скепсисом. На фоне общего интереса СМИ к результатам социологических исследований, который, однако, зачастую ограничивается поверхностными и банальными выводами, общественность не видит практической пользы этой дисциплины.
Сложившиеся представления также влияют на качество подготовки поступающих, которые, как правило, приходят с недостаточной базой знаний. Это связано с тем, что многие абитуриенты видят в социологии исключительно гуманитарную дисциплину, не учитывая её тесной связи с математикой и статистическими методами. Столкнувшись с необходимостью освоения количественных методов анализа, студенты часто испытывают серьёзные трудности. Ограниченные математические знания создают преграды в понимании основ социологических исследований и оказывают негативное влияние на их профессиональную подготовку.
Ситуация на рынке труда также играет существенную роль в мотивации студентов. В настоящее время многие студенты, совмещающие учёбу с работой, занимаются малоквалифицированной деятельностью, что формирует у них искажённое восприятие профессии социолога. Возникает вопрос: зачем осваивать сложные дисциплины, если реальная занятость не требует таких глубоких знаний? Кроме того, хотя значительная часть выпускников легко находит работу, немногие из них занимаются социологией в узком смысле слова. Чаще всего они работают в смежных областях, например, в сфере маркетинговых исследований, где их активность и навыки самоорганизации играют большую роль, чем уровень полученных знаний.
Отношение студентов к изучению социологии в значительной мере зависит от их намерения работать по специальности. Большая часть обучающихся изначально не планирует профессиональную деятельность в социологии, что сказывается на их отношении к дисциплине и к образовательному процессу. Однако в процессе обучения у некоторых студентов возникает интерес к социологии, когда они начинают понимать её прикладное значение и возможные перспективы.
Вторичная занятость студентов в России получила значительное распространение и привлекает внимание как исследователей, так и государственных учреждений. Официальная статистика и эмпирические исследования демонстрируют устойчивое увеличение числа студентов, совмещающих обучение с работой (Тихомирова, Мылтасова, Прохорова, Ваганова) [1], [2, c. 468], [3, c. 176]. В качестве вторичной занятости для студентов дневной формы обучения рассматривается любая трудовая деятельность, так как основной их обязанностью является учёба. Подход к определению трудовой активности студентов адекватен с точки зрения социологии и экономики труда: работа становится дополнительным элементом повседневной жизни, который, хотя и требует серьёзных временных затрат, не является основным видом деятельности [4, 5].
С 1990-х годов, когда вторичная занятость студентов начала приобретать массовый характер, исследования сфокусировались на таких аспектах, как отраслевые и временные характеристики, условия труда, оплата и уровень удовлетворённости занятостью среди молодёжи (Иванова) [6, c. 65]. Результаты показывают, что трудовая активность студентов по большей части сосредоточена в таких сферах, как сфера услуг, розничная торговля и информационные технологии. Объяснение этому, гибкий график, менее строгими требованиями к квалификации и широким спектром предлагаемых позиций. Согласно результатам крупных социологических опросов, около 60% студентов работают в этих отраслях, в то время как остальные 40% задействованы в менее распространённых сферах, таких как научно-исследовательская деятельность и административные услуги (Михайлова) [8, c. 269].
Не менее важным аспектом вторичной занятости является её влияние на академическую успеваемость и профессиональную адаптацию. В ряде исследований доказано, что учащиеся, совмещающие обучение с работой, демонстрируют высокий уровень академической мотивации, стремление к самореализации и самодисциплину. Однако, у них наблюдается повышенная утомляемость, что может негативно сказываться на их успеваемости и качестве знаний (Михайлова, Яркова, Яркова, Михайлова) [10, c. 769], [11, c. 594]. Тем не менее, данные показывают, что работающие студенты зачастую быстрее адаптируются к требованиям рынка труда после выпуска, что обусловлено их практическим опытом, развитым профессиональным навыкам и пониманием рабочих процессов (Михайлова, Яркова) [12, c. 183].
Современные исследования также выявили ряд новых тенденций в студенческой занятости, обусловленных цифровизацией экономики и переходом многих компаний на удалённый формат работы. Многие студенты, особенно в последние годы, привлекаются к выполнению задач в области цифрового маркетинга, разработки контента и программирования. Виды занятости дают возможность работы по гибкому графику, что особенно актуально для студентов, совмещающих учёбу и работу. Таким образом, новые цифровые профессии расширили спектр трудовой активности студентов, позволив им оставаться конкурентоспособными на современном рынке труда и лучше готовиться к дальнейшей карьере [13, c. 138].
Кроме того, трудовая деятельность студентов важна с точки зрения формирования их профессиональных компетенций. Совмещение работы с учёбой способствует развитию у них практических навыков, укреплению профессиональной мотивации, а также повышению уровня самоорганизации. К 2020 году наметилась тенденция к более осознанному выбору места работы, что указывает на стратегическое отношение студентов к своей будущей профессиональной карьере и успешной интеграции в рынок труда после завершения учёбы. Исследования показывают, что около 35% студентов выбирают работу, которая по своему профилю близка к их специальности, стремясь приобрести те навыки, которые пригодятся им в дальнейшем (Филоненко и др.,) [13, c. 136].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральная служба государственной статистики. Труд и занятость в России — 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Trud_2019.pdf
2. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Влияние вторичной занятости на формирование профессиональных навыков студентов // Московский экономический журнал. — 2018. — № 4. — с. 467-475.
3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Совмещение студентами работы и учебы в вузе: тенденции и перспективы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6. — с. 174-177.
4. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости на российском рынке труда. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/VoprEconomik-6-2008.pdf
5. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональному росту. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-vuzov-na-puti-k-professionalnoy-deyatelnosti
6. Иванова И.Н. Рынок труда для молодежи в контексте социальной политики // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — с. 63-69.
7. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как механизм социальной адаптации в условиях трансформации российского общества [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-kaksposob-ih-sotsialnoy-adaptatsii-v-usloviyah-transformatsii-rossiyskogo-obschestva.
8. Михайлова Н.К. Влияние студенческой занятости на развитие профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 1. — c. 268-271.
9. Миков Ю.В., Табала О.В. Вторичная занятость и выбор профессионального пути студентом [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnayazanyatost-i-professionalnyy-vybor-studenta.
10. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение работы с учебой как путь к профессиональному развитию студентов // Экономика труда. — 2019. — № 2. — c. 763-774. — doi: 10.18334/et.6.2.40671.
11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Студенческая занятость на рынке труда: актуальные и новые тенденции // Экономика труда. — 2019. — № 1. — c. 587-598. — doi: 10.18334/et.6.1.39880.
12. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические трудности студенчества в современных условиях // Научное обозрение. — 2016. — № 14. — c. 182-186.
13. Филоненко В.И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов в период обучения в вузе // Социологические исследования. — 2018. — № 9. — c. 135-140.
14. Килина Н.М. Трудовая занятость студентов в России: истоки и современность [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-trudovoy-zanyatosti-studentov-v-rossii-istoriya-i-sovremennost.
15. Самсонова Т.И. Трудовая социализация молодежи: проблемы и тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovayasotsializatsiya-molodezhi-problemy-i-tendentsii.
16. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов с использованием современных сетевых технологий: коллективная монография / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева [и др.]; под ред. В.В. Садырина. — Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. — 294 c.
17. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. — 2018. — № 2. — c. 419-432.
18. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность». Москва: Политиздат, 1977.
19. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии». Москва: Смысл, 2000.
20. Ломов Б.Ф. «Методологические и теоретические аспекты психологии». Москва: Наука, 1984.
21. Ломов Б.Ф. «Проблема общения в общей психологии» // В сборнике «Методологические проблемы социальной психологии». Москва: Наука, 1975.
22. Лисовский В.Т. «Мир ценностей и ориентаций современной российской молодежи». Санкт-Петербург.
23. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. «В поисках идеалов: диалог между поколениями». Мурманск, 1994.
24. Матяш Н.В., Павлова Т.А. «Методы активного социально-психологического обучения». Москва: Академия, 2007.
25. Пузиков В.Г. «Основы технологии ведения тренингов». Санкт-Петербург: Речь, 2010.
26. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. «Потребности общества, образовательная система и молодежь». Москва, 1988.
27. Макаров «Цель как категория в марксистской философии». Ленинград, 1977.
28. Макклелланд Д. «Мотивация человека». Санкт-Петербург: Питер, 2007.
29. Маслоу А. «Мотивация и личность». Санкт-Петербург: Евразия, 1999.
30. Маусов Н.К. и др. «Мотивация персонала и развитие карьеры». Москва, 2009.
31. Мелентьева Н.В. «Джордж Герберт Мид» в книге «Современная американская социология». Москва: МГУ, 1994.
32. Мид Дж. «От жеста к символу» в книге «Американская социологическая мысль: тексты». Москва: МГУ, 1994.
33. Наприс А.В. «Психология управления». Москва: МПСУ, 2009.
34. Наумова Н.Ф. «Жизненные стратегии в условиях переходного общества» // Социологический журнал, 1995, №2.
35. Общая психодиагностика. Под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина. МГУ, 1987.
36. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». Москва: Оникс, 2010.
37. Парыгин Б.Д. «Основы социально-психологической теории». Москва: Мысль, 1971.
38. Петровский А.В. «Введение в психологию». Москва, 1995.
39. Попов М. «Полный словарь иностранных слов, используемых в русском языке». 1907.
40. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». Москва-Воронеж, 1996.
41. Психология: словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва: Политиздат, 1990.
42. Психологический словарь / Под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Педагогика-Пресс, 1998.
43. Радугин А.А. «Основы менеджмента». Москва: Центр, 1998.
44. Резник Т.Е., Резник Ю.М. «Жизненные стратегии личности» // Социологические исследования, 1995.
45. Романов Е.С. «99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы». 2-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2006.
46. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» (в двух томах). Москва, 1989. Том 1.