Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения темы самооценки подростков из неполных семей с различными типами воспитания обусловлена современными социальными условиями, в которых увеличение числа разводов и неполных семей становится все более заметным. В таких условиях самосознание и уровень самооценки подростков могут существенно повлиять на их дальнейшее развитие и социализацию. Исследование данной темы особенно важно в наше время, так как самооценка играет ключевую роль в формировании личности, успешной адаптации в обществе и достижении личных целей.
Современное общество сталкивается с увеличением числа неполных семей, а также с изменениями в подходах к воспитанию. Это требует внимательного изучения влияния таких изменений на подрастающее поколение. Понимание того, как разные типы воспитания в неполных семьях влияют на самооценку подростков, может помочь в разработке социальных программ и методик, поддерживающих детей и их семьи.
Проблемой самооценки подростков из неполных семей занимались множество психологов и социологов. Например, известные исследования проводились под руководством таких ученых, как Дональд Винникотт и Джеймс Коул, которые изучали влияние семейной структуры на развитие ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) признает значимость психоэмоционального развития подростков, включая формирование здоровой самооценки. Хотя в ФГОС нет специфического упоминания о подростках из неполных семей, документ признает важность индивидуального подхода и создания условий для личностного развития каждого ребенка.
«Таким образом, актуальность исследования обусловила выбор темы курсовой работы: «Самооценка подростков из не полных семей с разными типами воспитания».
Проблема исследования: Как различие в типах воспитания в неполных семьях влияет на формирование самооценки подростков?
Объект исследования: Самооценка подростков из не полных семей
Предмет исследования: Самооценка подростков из не полных семей с разными типами воспитания
Цель исследования: Изучение влияния различных типов воспитания в неполных семьях на самооценку подростков.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста
Охарактеризовать понятия «самооценка» и факторы ее формирования
Рассмотреть на личность подростка и его самооценку
Изучить особенности типов воспитания
Организовать и обосновать выбор методов исследования диагностики подростков из неполных семей с разными типами воспитания
Результаты диагностики подростков из неполных семей с разными типами воспитания
Гипотеза: Известно, что самооценка подростков формируется под влиянием семейного окружения и воспитательных практик, принятых в семье. Предполагается, что подростки из неполных семей демонстрируют различия в уровнях самооценки в зависимости от типа воспитания, применяемого в их семьях.
Методы исследования.
- теоретический анализ литературы,
- эмпирический, Тест-опросник, разработанный Г.Н. Казанцевой, Методика Дембо–Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по улучшению психоэмоционального состояния подростков, а также для создания программ поддержки в образовательных учреждениях.
Методологическая основа исследования:
Теоретические и методологические принципы отечественной психологии составляют основу нашего исследования. Мы опираемся на принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, а также на принцип детерминизма и принцип развития, предложенные С.Л. Рубинштейном и Д.И. Фельдштейном.
Теоретическая основа исследования включает в себя работы, посвященные изучению особенностей подросткового периода развития, среди которых труды Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Петровского и Д.Б. Эльконина. Также мы учитываем исследования, изучающие влияние семейной среды и воспитательных практик на развитие личности подростков, включая работы К.А. Абульхановой-Славской и других.
База исследования: в исследовании принимало участие 24 подростка, 12 из полной семьи 12 из не полной.. МОУ №123
Структура курсовой работы: Работа содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста
Подростковый возраст неизменно вызывает интерес у педагогов, социологов и психологов. В рамках традиционной возрастной классификации этот период охватывает развитие с 9-12 до 15-17 лет, и в психологии его именуют по-разному: «трудный», «отроческий», «пубертатный», «переходный». Подростковый возраст делится на три фазы:
первая – младший подростковый возраст (11-13 лет);
вторая – средний подростковый возраст (13-15 лет);
третья – старший подростковый возраст (15-17 лет) [3, с. 54-59].
Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста представляют собой сложный комплекс межличностных, когнитивных и эмоциональных изменений, происходящих в это время. Подростковый возраст, который обычно охватывает период от 12 до 18 лет, является одной из наиболее динамичных и значимых стадий развития человека, когда формируется личность, социальные навыки и моральные ценности.
Первое, на что обращают внимание исследователи, это когнитивное развитие подростков. Согласно теории Жана Пиаже, в этом возрасте подростки переходят на стадию формальных операций, которая позволяет им мыслить более абстрактно и логически. Они начинают решать задачи, требующие гипотетического и дедуктивного мышления, что способствует развитию критического мышления.[23]
Однако Лоуренс Кольберг дополняет эту картину, указывая, что в подростковом возрасте также происходит значительная трансформация морального сознания. В своей теории стадий морального развития Кольберг утверждает, что подростки начинают формировать собственные моральные установки, основываясь не только на социальных нормах, но и на личных убеждениях.[12]
Эрик Эриксон подчеркивает важность формирования идентичности в этом возрасте. В его теории психосоциального развития подростковый период ассоциируется с кризисом идентичности и ролевой путаницы. Эриксон утверждает, что основной задачей подростка является выяснение «Кто я?». Этот процесс сопровождается поиском и экспериментированием с различными социальными ролями. Успешное разрешение кризиса приводит к укреплению самосознания и стабильной идентичности.
Психологические изменения неотделимы от эмоциональных аспектов. Дэниел Гоулман отмечает, что подростковый возраст характеризуется значительными колебаниями настроения и повышенной эмоциональной чувствительностью. Это может быть обусловлено и гормональными изменениями, и социальным стрессом, такими как отношения со сверстниками и академические требования.
В дополнение к этому процессу Альберт Бандура подчеркивает роль социального окружения и обучения поведению через наблюдение. Согласно его теории социального научения, подростки активно учатся, наблюдая за поведением окружающих, в частности авторитетных взрослых и сверстников. Это имеет значение не только для формирования моделей поведения, но и для развития социальных навыков и общения.
В тоже время Лев Выготский, российский психолог, предлагает рассматривать развитие не только как индивидуальный процесс, но и как социокультурный феномен. Его теория культурно-исторического развития подчеркивает, что обучение и развитие происходят в процессе взаимодействия с окружающей средой и культурой. Выготский акцентирует внимание на значении социального взаимодействия в обучении и когнитивном развитии.
Сопоставляя все эти точки зрения, становится понятно, что подростковый возраст — это период интенсивного психолого-педагогического развития, который требует особого подхода. Понимание этих процессов имеет важное значение для родителей и педагогов, которые играют ключевую роль в поддержке подростков в это время. Формирование идентичности, развитие социальной компетентности и критического мышления требует внимания к индивидуальным потребностям и возможностям каждого подростка.
На практике важны такие аспекты, как создание благоприятной учебной среды, поддержка здоровой самооценки и обеспечение безопасного пространства для самовыражения. Это позволит подросткам плавно пройти через сложные этапы своего психолого-педагогического развития и сформировать устойчивую и зрелую личность.
Таким образом, психолого-педагогические особенности подростков подчеркивают важность динамичного взаимодействия когнитивных, эмоциональных и социальных факторов. Работы Жана Пиаже, Лоуренса Кольберга, Эрика Эриксона, Дэниела Гоулмана, Альберта Бандуры и Льва Выготского предоставляют комплексное понимание того, как эти процессы формируют индивидуальный путь подростков через этот критический период их жизни.
К семнадцати годам развитие, как правило, естественным образом переходит в юношеский возраст. В этот период завершается половое созревание и появляется чувство взрослости, которое существенно трансформируется по мере взросления подростка. Подросткам характерны противоречивые стремления: с одной стороны, желание независимости, с другой – полная зависимость от своей референтной группы. Они хотят выделяться и индивидуализироваться, но в то же время следуют модным тенденциям [3, с. 54-59].
Противоречия касаются не только внутреннего состояния, но и отношения общества к подросткам, требующего от них одновременно и послушания как от ребенка, и самостоятельности как от взрослого. Этот период часто называют «вторым рождением личности» из-за интенсивного роста самосознания, который является важным этапом формирования личности [46].
Самоутверждение становится ключевой потребностью подростка. Социальная ситуация развития существенно меняется. Школьное обучение утрачивает значение как источник знаний, однако остается важным местом для самоутверждения. Чувство взрослости поверхностно, и адекватная самооценка формируется лишь к концу подросткового периода. Стремление казаться взрослым проявляется через внешние атрибуты: яркий макияж, вызывающее поведение, курение и другое.[11]
На фоне развивающейся учебной рефлексии активизируется личностная рефлексия, хотя она еще односторонняя и категоричная. Поведение подростков часто направлено на подражание кумиру, важна самоутверждение среди сверстников. Взрослые теряют свой авторитет, и формируется «реакция группирования», стремление объединяться в группы. Если отсутствует желание стать частью группы, это может указывать на отклонения. Подростковые группы отличаются единством ценностей и спонтанностью действий.
Период подростков – это время вопросов. Первоначально подростки могут испытывать неприязнь к противоположному полу, которая к концу этого периода приобретает более духовное содержание. Успешность в группе зависит от удовлетворения следующих потребностей:
участие в совместной деятельности;
признание в общении;
ощущение интеллектуальной значимости [46].
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 368 с.
Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Беляева, Л. А. Психология семейного воспитания / Л. А. Беляева. – СПб.: Питер, 2022. – 256 с.
Бехтерева, Н. П. Мозг и самосознание / Н. П. Бехтерева. – СПб.: Наука, 2009. – 304 с.
Васильева, Е. А. Особенности самовосприятия подростков / Е. А. Васильева, П. В. Кузнецов. – М.: Гардарика, 2015. – 220 с.
Гаврилова, Т. А. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков / Т. А. Гаврилова. – М.: Логос, 2017. – 178 с.
Гречухина, Т. В. Самооценка подростков: теория и методика изучения / Т. В. Гречухина. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 192 с.
Емельянова, Т. П. Влияние семейного воспитания на формирование личности подростка / Т. П. Емельянова. – М.: Академия, 2023. – 214 с.
Ефимова, О. С. Воспитание детей в неполных семьях: социально-психологический анализ / О. С. Ефимова. – М.: Академия, 2020. – 250 с.
Занков, Л. В. Психологическая диагностика и коррекция самооценки / Л. В. Занков. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.
Захарова, А. Н. Психические особенности подростков из неполных семей / А. Н. Захарова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2019. – 240 с.
Иванов, И. И. Психология подросткового возраста / И. И. Иванов. – М.: Наука, 1985. – 235 с.
Иванова, Н. В. Социальная адаптация детей и подростков / Н. В. Иванова. – СПб.: Речь, 2022. – 302 с.
Карпова, Н. В. Самооценка и личностное развитие подростков / Н. В. Карпова. – М.: Эксмо, 2013. – 298 с.
Кощеев, Е. И. Психологические аспекты развития самооценки подростков / Е. И. Кощеев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2020. – 180 с.
Лебедева, М. И. Социально-психологические условия формирования самооценки у подростков / М. И. Лебедева. – СПб.: Питер, 2019. – 320 с.
Левина, Т. Г. Роль самооценки в формировании межличностных отношений у подростков / Т. Г. Левина. – Казань: Казанский университет, 2018. – 212 с.
Мельникова, О. А. Психология подросткового возраста / О. А. Мельникова. – Новосибирск: НГПУ, 2023. – 256 с.
Никифоров, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение подростков / А. Д. Никифоров. – М.: Владос, 2008. – 256 с.
Новожилова, Е. В. Семья и личность подростка: современные подходы / Е. В. Новожилова. – Уфа: Башкирский университет, 2021. – 198 с.
Орлов, Е. В. Особенности воспитания детей в неполных семьях / Е. В. Орлов. – М.: СпецЛит, 2012. – 270 с.
Петрова, С. Б. Семейные факторы формирования самооценки у подростков / С. Б. Петрова. – М.: Просвещение, 2018. – 198 с.
Петухова, С. П. Воспитание в неполной семье: проблемы и решения / С. П. Петухова. – М.: Юрайт, 2022. – 170 с.
Романова, И. С. Методы изучения самооценки у подростков / И. С. Романова. – Владивосток: Дальний Восток, 2019. – 146 с.
Румянцев, В. М. Типы воспитания и их влияние на самооценку подростков / В. М. Румянцев. – М.: Юрайт, 2021. – 210 с.
Серова, Е. А. Психология семейных отношений / Е. А. Серова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 224 с.
Смирнова, Л. Г. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте / Л. Г. Смирнова. – СПб.: Питер, 2016. – 185 с.
Тихомирова, Н. Л. Особенности самооценки в подростковом возрасте / Н. Л. Тихомирова. – Томск: Томский государственный университет, 2023. – 208 с.
Фёдорова, А. И. Влияние семейного окружения на самооценку подростков / А. И. Фёдорова. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 300 с.
Шувалова, В. Ф. Психология развития личности / В. Ф. Шувалова. – Иркутск: Иркутский институт, 2021. – 240 с.