Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Игра – это обязательно совместное занятие, предполагающее общение взрослых с детьми или детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словарного запаса, развитие грамматической системы, связная речь). Игра создает ситуации, которые не возникают в практической жизни и которые обогащают знания детей об окружающем их мире. Таким образом, игра как основное занятие дошкольника является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Игра играет особенно важную роль в творческой активности старшего дошкольника, в частности, в развитии связной речи, поскольку именно игра обеспечивает прямое и мотивированное общение между ее участниками.
Сюжетно-ролевые игры – основной вид игры дошкольника. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка и в то же время основана на взаимодействии ребенка со взрослыми. Он обладает основными игровыми характеристиками: эмоциональной насыщенностью и увлеченностью детей, самостоятельностью, активностью, креативностью.
Игра в дошкольном возрасте не заменит ее. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования этого возраста, благодаря которым происходят значительные изменения в психике ребенка, формируются качества, подготавливающие переход на новый этап более высокого уровня развития.
Суть в том, что игра в ее развитой форме требует от ребенка рассматривать объекты в соответствии с той ролью, которую он взял на себя, и согласовывать свою точку зрения с точками зрения других игроков. На этой основе у ребенка вырабатывается новая система операций, осуществляется переход от предоперационного мышления к конкретным операциям.
Выготский Л. С. писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявлять способности, раскрывающие уровень его непосредственного развития. Однако только полноценная игровая деятельность может создать зону ближайшего развития. В игре наиболее интенсивно формируются все психологические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных. Играя игровую роль, ребенок подчиняет все свои сиюминутные и импульсивные действия этой задаче.
В игровых условиях дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем на прямом задании взрослого. Сознательная цель состоит в том, чтобы сосредоточиться, что-то запомнить, сдержать импульсивное движение раньше и облегчить ребенку игру.
Цель исследования – изучение влияние воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования – процесс воспитания творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания творческой активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «творческая активность».
2. Рассмотреть сюжетно-ролевые игры. Виды. Использование сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать особенности проявления творческой активности в старшем дошкольном возрасте
4. Описать методы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой и воспитания творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Творческая активность детей дошкольного возраста относится к желанию ребенка действовать, проявлять свои способности, удовлетворять потребность в преобразовании и творчестве самого себя, создавать новые формы поведения, овладевать культурой, формировать у него новые формы деятельности, знания и навыки.
Творчество определяется как человеческая деятельность, которая создает новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и социальным значением, то есть в результате творчества создается что-то новое, чего еще нет [2].
Также можно дать более широкое определение понятию "творчество". Философы определяют творческую деятельность как необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, с появлением которых меняются сами формы творения.
Творческая деятельность – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности генерировать оригинальные идеи и использовать нестандартные формы деятельности. На самом деле творчество – это "способность создавать любые принципиально новые возможности" [10].
В частности, отличительной чертой интеллектуального творчества является совершенствование способов решения уже известных проблем. Способность находить (открывать) способы собственной деятельности в различных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального концептуального знания, которое может выступать одним из источников индивидуальных различий в способности к процессуальному творчеству.
Важную роль в творческой активности играет способность преобразовывать интуитивные субъективные представления, выраженные в необычной, часто довольно расплывчатой форме, в формы, подходящие для человеческого общения (вербально-вербальный, категориальный, коммуникативный).
Концепция природы творчества связана с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество можно рассматривать в нескольких аспектах: продукт творчества – это то, что создается; процесс творчества – это то, как оно создается; процесс подготовки к творчеству – это то, как развивать творчество [11].
Продукты творчества – это не только материальные продукты : здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут не сразу перейти в материальное воплощение. Другими словами, творчество-это создание нового в разных плоскостях и масштабах.
Характеризуя сущность творчества, важно учитывать множество факторов, особенностей, присущих процессу творчества.
Творчество имеет технические, экономические (удешевление, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические характеристики: развитие в творческом процессе умственных, моральных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и т.д.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценен сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества [14].
Творчество – это решительный, упорный и упорный труд. Это требует умственной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных качеств и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности человека, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество – это основа человеческой жизни, источник всех материальных и духовных благ.
Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом [16]:
1. Анализ творчества как конкретного явления с целью выявления в нем специфических аспектов и указания общего характера соответствующих законов.
2. Обобщение результатов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей для рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчета творческого потенциала.
В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой как система, можно выделить несколько основных подсистем. Это процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых развивается творчество. В свою очередь, в каждой из этих подсистем можно выделить свои компоненты. Процесс деятельности может иметь такие базовые компоненты, как формирование плана и его реализация. Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и так далее. Окружающая среда и условия – это физическая среда, коллектив, стимулы и барьеры в творческой деятельности и т.д.
Творчество издавна делится на научное и художественное. Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирического к самому основному исследованию этого сложного явления, привело к тому, что все настойчивее стали искать общие черты, присущие научному и художественному творчеству [6].
Процесс творческой деятельности можно разделить на стадию нахождения принципа решения и стадию применения решения. Кроме того, считается, что наиболее выраженной темой психологического исследования являются события первого этапа. Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности [10]:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого постановки и формирования задачи, возникновения проблемы (постановки задач).
2. Сосредоточение усилий и поиск дополнительной информации, подготовка к решению проблемы.
3. Озарение (гениальная идея и простое предположение скромных масштабов, то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, который не является однозначным выводом из предпосылок)
4. Проверка и уточнение плана, его воплощение.
Также можно выделить основные звенья творческого процесса:
1. ссылка на столкновение с новым;
2. связь с творческой неопределенностью;
3. звено скрытой работы;
4. ссылка на Эврику;
5. звено в разработке решения;
6. звено критики;
7. ссылка для подтверждения и воплощения.
Представленные этапы можно назвать по-другому, и количество этапов может увеличиваться или уменьшаться, но в принципе творческий процесс характеризуется такой структурой.
Творчеству должна быть присуща адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизной и оригинальностью, изысканностью. Решение считается не просто хорошей идеей, а обязательно реализованной идеей, изяществом и простотой. Творчество – это непрерывное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, спады, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, которое характеризуется особым эмоциональным подъемом, ясностью и четкостью мышления, отсутствием субъективных переживаний, напряженностью [8].
У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту возникновения. Было обнаружено, что продуктивность творческого воображения в первую очередь зависит от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы.
Творческие решения меняют основные методы, за вычетом традиций, еще в меньшей степени основных принципов и, очень редко, мировоззрения людей.
Анализ проблемы развития творческой деятельности будет во многом предопределен тем содержанием, которое мы вложим в эту концепцию. Очень часто в обыденном сознании творческая деятельность отождествляется со способностью к различным видам художественной деятельности, со способностью красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.д.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесно связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, будь то объект внешнего мира или построение мысли, ведущей к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к реальности [1].
Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой сфере, то сможем выделить два основных вида действий. Некоторые действия человека можно назвать репродуктивными или репродуктивными. Этот вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его суть заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже созданные и отработанные способы поведения и действия.
Помимо репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая активность, результатом которой является не воспроизведение предыдущих впечатлений или действий в его опыте, а создание новых образов или действий. Эта деятельность основана на творчестве [5].
Таким образом, в самом общем виде определение творческой деятельности выглядит следующим образом. Творческая активность – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность осуществления творческой деятельности различных видов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
2. Бутырина, Н. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Бутырина, Н. М. Кашина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 27-29.
3. Васильева, Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-2.
4. Газизова, Ф. С. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 149-150.
5. Ганиева, К. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников / К. Л. Ганиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 5-6.
6. Гребенкина, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 166-168.
7. Жукова, И. Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников / И. Н. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 337-339.
8. Истомина, О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы / О. А. Истомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 30-33.
9. Колтун, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками / Е. А. Колтун, О. Г. Романцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 9-11.
10. Комарова, Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников / Т. В. Комарова, О. В. Пронина, В. А. Астапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 102-106.
11. Косачева, Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Косачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164.
12. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи / Л.С. Рубинштейн– Текст : непосредственный //Основы общей психологии-Т.1. – М.: 2012. – С. 235-250.
13. Миронова, Е. А. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности / Е. А. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124).
14. Семенова, А. В. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова, З. В. Иванова, Г. Р. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 183-185.
15. Токарев, А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста / А. А. Токарев, Ж. Р. Аленкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 520-523.
16. Штурнева, Т. П. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников / Т. П. Штурнева, Л. И. Токарева, И. П. Мотчанова. — Текст : непосредственный