Фрагмент для ознакомления
2
Правовое государство представляет собой одну из ключевых концепций современного демократического общества, которая формирует основу для функционирования правовых систем и обеспечения прав и свобод граждан. В условиях глобализации и стремительного развития технологий, а также в свете социальных и политических изменений, актуальность изучения функций и принципов правового государства становится особенно значимой. Правовое государство не только определяет рамки, в которых осуществляется власть, но и служит гарантией защиты прав человека, что делает его важным элементом стабильности и справедливости в обществе.
Введение в понятие правового государства требует глубокого анализа его исторических корней и эволюции. С момента возникновения идеи правового государства в философии и политической теории, она претерпела значительные изменения, адаптируясь к новым условиям и вызовам. В данной работе будет рассмотрено, как концепция правового государства развивалась в различных странах и культурах, а также как она влияет на формирование правовых систем и институтов в современном мире.
Основные принципы правового государства, такие как верховенство закона, разделение властей и защита прав человека, сегодня нуждаются в особом рассмотрении. Верховенство закона подразумевает, что все граждане и органы власти подчиняются законам, что создает условия для справедливого и предсказуемого правоприменения. Разделение властей, в свою очередь, обеспечивает баланс и контроль между различными ветвями власти, предотвращая злоупотребления и произвол. Защита прав человека является неотъемлемой частью правового государства, так как именно она гарантирует индивидуальные свободы и права каждого гражданина.
Отметим также, что, несмотря на важность принципов и функций правового государства, существует ряд проблем, связанных с их реализацией. В работе будет уделено внимание существующим вызовам, таким как коррупция, недостаточная правовая грамотность населения, а также влияние политических и экономических факторов на функционирование правового государства. Эти проблемы требуют комплексного подхода и анализа, чтобы понять, как можно улучшить ситуацию и обеспечить более эффективное функционирование правового государства.
Цель работы – изучение признаков и принципов правового государства.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы развития учения о правовом государстве
2. Исследовать понятие, признаки правового государства
3. Проанализировать признаки правового государства
4. Изучить принцип верховенства правового закона
5. Выявить особенности принципа разделения властей.
6. Изучить принцип взаимной ответственности государства и личности
7. Исследовать гарантии прав и свобод личности.
Объект исследования – правовое государство.
Предмет исследования – принципы и признаки правового государства.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Сама идея правового государства берет свое начало в античности. Государство в качестве организации публично-властной силы, которая базируется на законе, может вполне рассматриваться как прототип правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы служили залогом гармоничного общественного функционирования. Они считали, что более разумной и справедливой является форма общежития людей, при которой закон носит обязательный характер как для граждан, так и для государства.
Для развития идеи правового государства очень значимы труды Цицерона. Государство (respublica) Цицероном определялось в качестве дела, достояния народа (respopuli). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство не просто выражает общий интерес, а является согласованным правовым общением, правовым образованием, общим правопорядком. Особенно высоко Цицерон ценил философию. Называя философию «источником и прародительницей всех достойных искусств», «матерью всех искусств», римский мыслитель объясняет такое ее место вовсе не заслугами в исследовании мира, а ее умением научить человека правильному поведению, в том числе в политической и общественной жизни. Идеал государственного устройства, по Цицерону, представлен сенатской республикой со смешанной формой правления. В целом, заслуга Цицерона в том, что именно он смог провести четкое различие между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Наиболее показательным примером могут служить идеи Ж. Руссо. Сфера государственного законодательства у Руссо является сферой, в которой утверждается общая воля. Именно здесь происходит концентрация общественного чувства. Таким образом, общая воля воплощается в народе-суверене. Руссо, таким образом, делает указание на лицо, не только как на объект государственно-властных отношений, но и как на субъект (он и является гражданином, и частным лицом, им ставятся интересы государства превыше всего и, вместе с тем, он не может не преследовать собственные цели).
Руссо полагал, что в основе любого правового государства лежит не договор между правителем и народом. Только соглашение между равными сторонами способно привести к установлению законной власти. Если общественное соглашение базируется на принципе добровольности, то тогда сохраняются права и свобода воли каждого члена ассоциации. Каждым добровольно передается, таким образом, своя личность и все свои силы под высшее руководство общей воли.
Нельзя не отметить, что Руссо был сторонником идеи естественного человека. Таким образом, государство у Руссо должно быть направлено на воспитание и восстановление утраченного человеком после появления неравенства и собственности.
В первую очередь, человеку следует вернуть свободу. В государственной системе свобода определяется мерой закона.
Кроме того, Руссо дает определенные рекомендации относительно формы управления государства. В малых государствах желательна и более приемлема демократия, т.е. демократическая республика в собственном смысле слова; в более крупных, как, например, во Франции – избирательная аристократия, т.е. осуществление исполнительных функций небольшой группой лиц, строго подотчетной народу; в обширных и очень многолюдных – монархия, то есть передача исполнительной власти в руки одного лица. Демократия, по мнению Руссо, есть наилучшая из форм, поскольку две другие формы легче перерождаются в тиранические .
Итак, в философии Руссо общественное согласие является базисом любого политического устройства.
Через рассмотрение основанных на соглашении справедливых законах, Руссо стремится понять - какая существует связь между собой правом и интересом, пользой и справедливостью. То есть в рамках его идеи общественного договора происходит актуализация проблемы нравственности как проблемы следования голосу природы внутри нас .
Огромное влияние на становление идеи правового государства оказал Ш. Монтескье. Монтескье проявляет себя не только как идеолог Просвещения, но и как гуманист. Монтескье выступает за гарантии свободы для человека в обществе, за ограничение произвола, за преданность гражданина своему государству, за всеобщий мир, за то, чтобы люди делали друг другу добро. Проблемы устройства государства, внутренней и внешней политики, религии – вот далеко не полный перечень поднимаемых Монтескье вопросов. И разработкой всех этих проблем занимались все ведущие мыслители эпохи Просвещения. Таким образом, Монтескье выступил против тирании, деспотизма, вырождения демократических принципов. С этой целью им и была предложена теория разделения властей. Монтескье отмечает: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» . И до сих пор предложенный Монтескье принцип разделения властей крайне актуален для политической ситуации.
В отличие от Т. Гоббса, Монтескье полагал, что сосуществование и эффективное взаимодействие трех разобщенных ветвей власти является возможным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
4. Федеральный закон от 22.12.2020 г. № 439-ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации// СПС Консультант Плюс
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // СПС Консультант Плюс
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // СПС Консультант Плюс
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС Консультант Плюс
8. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
9. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
10. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)
11. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. М.: Юрайт, 2019.
12. Ветышева Э.С. Понятие и гарантии законности: статья в сборнике трудов конференции. Минск, 2019.
13. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 461 с.
14. Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве // Молодой ученый. 2019. № 43 (281). С. 89-91.
15. Ишкильдина С. Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 2 (397). С. 296-298.
16. Комаров С. А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2023.
17. Марченко М.Н., Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - М. : Юрайт, 2020. - 640 с.
18. Мокина А. И. Законность как правовая категория / А. И. Мокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 118-119.
19. Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read
20. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. – СПб.: Лань, 2019. – 269 с.
21. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_prosveshhenie/russo_zhan_zhak_traktaty/11-1-0-882?ysclid=l8r7zxdk4r556832756
22. Сальникова, А. В. Понятие юридически значимого поведения и его виды / А. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 188-189.
23. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019.
24. Теория государства и права. Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристь, 2019.