Фрагмент для ознакомления
2
Во втором поколении федеральных образовательных стандартов среди значимых коммуникативных компетенций можно выделить навыки постановки целей общения, оценки ситуации, учета намерений и способов коммуникации собеседника, выбора подходящих стратегий общения и готовности осознанно изменять собственное речевое поведение. Основной компонент здесь — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, знание норм общения и владение техникой взаимодействия, включая правила вежливости.
Л.А. Петровская обращает внимание на важность поддержания контакта с людьми, а А.Н. Леонтьев подчеркивает значимость социальной перцепции, включая понимание психического состояния собеседника и оптимизацию собственного коммуникативного поведения в коллективе. Ю.Н. Емельянова выделяет интегративные способности, позволяющие эффективно взаимодействовать на основе гуманистических качеств и с учетом возможностей собеседника.
Несмотря на различие в определениях, все коммуникативные компетенции объединяет наличие знаний, навыков и способностей, обеспечивающих успешное общение и установление контактов с другими людьми. Эти компетенции развиваются следующими средствами:
— коммуникативным интенциям, включающим понимание и корреляцию высказанного с целями и итогами общения. Они формируются как когнитивные предпосылки речевой деятельности;
— следованию коммуникативным стратегиям, помогающим достичь нужного результата. Освоение ребенком правил и последовательности действий в общении помогает достичь конкретных целей;
— знаниям о собеседнике и умению считывать невербальные сигналы, что улучшает понимание особенностей взаимодействия и способствует успешной коммуникации;
— контролю над процессом общения, который включает управление речевым поведением и эмоциями для эффективного взаимодействия в окружающей среде;
— навыкам завершения коммуникации и осмысливания полученных результатов, формирующихся в процессе делового общения и развивающихся с учетом предыдущего опыта.
Эти навыки, влияющие на зарождение и развитие активной речи, являются важными для понимания эмоционального общения как формы активности, способствующей сознательному взаимодействию.
Таким образом, главным направлением в образовании становится развитие у детей различных навыков, среди которых особенно - коммуникативные. Основное внимание компетентностного подхода уделяется именно результатам обучения, акцентируя не просто накопление знаний, а умение эффективно действовать в разнообразных ситуациях. Коммуникативные навыки проявляются через коммуникацию, которая охватывает не просто обмен репликами, но и более сложные процессы получения, передачи и анализа информации. Это включает в себя развитие умения поддерживать полноценный диалог, формировать отношения с окружающими и обществом в целом. Важнейшие аспекты коммуникативных навыков — это инициатива в межличностных взаимодействиях, активное участие и эмоциональная отзывчивость к собеседникам, а также умение создать личную стратегию общения. Изучение разных авторов показало, что структура коммуникативной компетенции состоит из множества элементов. Эти навыки подразумевают использование установленных образцов и стандартов взаимодействия, а также владение «техникой» общения. Помимо знаний языка, необходимо практическое освоение аспектов вежливости и правил поведения. Всё это указывает на необходимость начинать развитие этих навыков с самого раннего детства, при этом важно чётко определить их критерии и компоненты.
1.2 Характеристика детей младшего школьного возраста
Характеристика детей младшего школьного возраста является важным аспектом изучения их развития, так как именно в этот период закладываются основы для дальнейшего личностного и академического роста. Это стадия, в которой дети переходят от детского сада к более структурированному обучению в начальной школе, что в значительной степени влияет на их умственное и эмоциональное состояние. Исследования отечественных авторов, таких как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, дают глубокое понимание процессов, происходящих в этом возрастном промежутке.
С началом школьного обучения ребенка происходит преобразование его личностного склада: изменяется распорядок дня и формируются новые взаимосвязи с окружающими, особенно с учителем.
Ключевые психологические черты первоклассника включают:
восприятие учебного процесса как игры;
повышенная эмоциональная восприимчивость, сопровождающаяся трудностями в выделении основного в информации;
высокая доверчивость к учителю наряду с выраженной жаждой его похвалы;
склонность к подражанию и послушанию по отношению к значимым взрослым (особенно учителю);
повышенная импульсивность и стремление к активности, но без сформированной ответственности за личные поступки и успехи в учёбе.
Через образовательный процесс ребёнок приходит к самопознанию, формируя представления о себе. Школьные оценки сильно влияют на развитие самооценки, от чего зависит отношение к самому себе. Важно, чтобы его способности признавались ценными среди ровесников и взрослых. Например, если сверстники одобряют его таланты — в футболе, решении задач, игре на гитаре или рисовании — это подкрепляет ощущение самоценности и уникальности.
Адекватная самооценка подразумевает:
уверенность в себе (без самовосхваления);
способность к самокритике (без чрезмерной самобичевания).
Самооценка младшего школьника формируется через призму оценивания учебных достижений, поэтому она чувствительно реагирует на учительскую обратную связь. Педагогу важно помнить, что:
индивидуальная самооценка ученика развивается благодаря положительному общему самопринятию;
она должна быть точной, осознанной и дифференцированной.
Для формирования самооценки значимую роль играет развитие рефлексивных умений. Ребёнок должен научиться обращаться к причинности своих и чужих действий, осознавать свои знания и незнания, а также свои возможности и ограничения. Это помогает младшему школьнику выявлять трудности и разбирать причины их появления.
Развитие коммуникативных действий является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, приводит к гармонии во взаимоотношениях с окружающим его миром, помогает адаптироваться к условиям современного мира адекватно социальным, профессиональным требованиям общества[29].
Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка и занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы)[30].
В первую очередь в этом возрасте происходит изменение ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, дети примеряют новую социальную позицию, расширяется сфера познания [31].
В это время закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера каждого ребенка, большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе[32].
Так же данном этапе развития ребенок способен подавить мотив «Я хочу» в пользу мотива «Я должен», учится действовать в соответствии социальным, традиционным, нормативным требованиям общества. Новые требования, предъявляемые ребенку в отношении речевого развития, вынуждают его взять ответственность за собственную речь и грамотно ее оформлять, устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и преподавателями [31].
От уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития умения строить предложения и высказывания различных видов напрямую зависит развитие коммуникативных навыков младших школьников. К 7 годам ребенок овладевает элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая, планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Во втором и третьем классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает полезные ориентиры в отношении средств и способов стимуляции развития коммуникативных действий, а также благоприятную ситуацию для достижения школьниками определенных результатов по освоению коммуникативных действий [33].
Следовательно, учитель и педагог-психолог должны поддержать эту тенденцию и обеспечить ребенка условиями для развития коммуникативных действий. Непосредственно проблемой развития коммуникативных действий (умений) у школьников были посвящены исследования: О.В. Бескровной, Т.А. Ладыженской, Н.А. Лошкаревой, А.В. Мудрика и др. [34].
Развитие речи и мышления у детей младшего школьного возраста представляет собой важный этап их общего интеллектуального развития. В этот период дети активно осваивают новый опыт и развивают навыки, которые окажут значительное влияние на их дальнейшее обучение и социальную адаптацию.
Согласно взглядам отечественных авторов, таких как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, в младшем школьном возрасте происходит значительное развитие как речи, так и мышления. Л.С. Выготский отмечал, что речь и мышление ребенка тесно взаимосвязаны и сосуществуют в процессе ментального развития. Этот период характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и, в конечном итоге, к словесно-логическому мышлению.
В младшем школьном возрасте дети начинают активно использовать внутреннюю речь для планирования и регулирования своей деятельности. Это выражается в развитии умения мыслить про себя, мысленно проговаривать инструкции и решать задачи в уме. По мнению Выготского, внутренняя речь возникает благодаря интериоризации, то есть постепенному превращению внешней, развернутой речи в процесс внутреннего мышления.
Кроме того, в этот период продолжается активное развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Дети начинают составлять более сложные предложения, использовать более точные и разнообразные лексические единицы. Они учатся выражать свои мысли более ясно и связно, что является важным условием для успешного обучения в школе. А.А. Леонтьев указывал на то, что речевое развитие в этот период происходит не только за счет расширения словаря, но и благодаря овладению многозначностью слов, умению понимать и использовать фигуративные выражения и метафоры.
Важно отметить, что развитие речи и мышления в младшем школьном возрасте неразрывно связано с социальной средой и обучением. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что учебная деятельность является ведущей в этом возрасте, оказывая значительное влияние на когнитивные процессы ребенка. Именно через обучение, взаимодействие с учителями и сверстниками дети начинают лучше понимать и применять полученные знания. Учебная деятельность требует от детей соотнесения учебного материала с собственным опытом и знаний с контекстом, что способствует развитию абстрактного мышления.
Интересным моментом является также развитие у детей способности к рефлексии — способности оценивать свои действия и мысли, что способствует осознанию себя как субъекта деятельности. В этом плане младший школьный возраст — это период, когда у детей формируется способность к критическому мышлению, они начинают понимать причинно-следственные связи и проявлять интерес к более глубокому пониманию окружающего мира.
Таким образом, развитие речи и мышления у детей младшего школьного возраста является комплексным и многогранным процессом. Он характеризуется значительным улучшением языковых навыков, расширением когнитивных способностей и постепенным переходом к более высокоуровневым формам мышления. Этот процесс неотделим от социальной и учебной среды, в которой находится ребенок, и требует внимательного педагогического сопровождения для обеспечения полноценного интеллектуального и личностного развития
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. О. Г. Абрамлина. Орёл, 2003. 243 с.1, с. 27.
Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. Е.В.Архипова. 2005 №5. С.3-11. 4
Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1998, С.376. с. 106
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с. c.30
Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. Т. Н. Беркалиев. СПб, 2007. 134 с.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М. Бройде. - М.: Академия, 2011 7, 241.
Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. С.Г. Воровщиков «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal. 8].
Веселкова, О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: автореф. дисс. на соиск. учен.степ. канд. пед. Наук. Омск, 2000 – 21 с.10
Выготский, Л. С. Педагогическая психологи: монография С. Л. Выготский. М.: Педагогика, 2011. с. 105.
Голант, Е. Я. Организация учебной работы в современной школе. Е. Я. Голант. М.: АСТ, 2004. 232 с.16
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Высшая школа, 2008. 11, 241], Мир образования – образование в мире. 2011. № 1. С. 116-123.
Клюева, Н. В. Учим детей общению. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. М.: Ярославль: Академия развития, 1998. 234 с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, – Ярославль: Академия развития, 1997 – 234 с.24
Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова. Начальная школа. 2011. - № 7. С. 91-96.
Леонтьев, А. А. Психология общения. А. А. Леонтьев. – 3-е изд. М.: Смысл, 1999. – 365 с.
Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) РФ. 2013. № 273
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
Сиденко, А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения [Текст] Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С. 10-14.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с. 44, c.495.
Сохранная, Н. А. Групповые формы обучения. Н.А. Сохранная. Минск: Красико – Принт, 2007. 125 с. 33, с. 88-98.
Троянская, С. Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика: учеб. Пособие. С. Л. Троянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Удмуртский гос. ун-т, Ин-т педагогики, психологии и социальных технологий, каф. педагогики и пед. психологии. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2011. 206 с, c.12
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. №2357) [Электронный ресурс]. URL: http:минобрнауки. рф/документы/ajax/922 (дата обращения: 13.02.2018). 49]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-но образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. С. 48. (Стандарты второго поколения).36, с. 3
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10. 2009 № 373 (ред. от 18.05.2015) Министерство образования и науки РФ. 2015. 31 с.
Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1992.
Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Г. А. Цукерман. М: Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. 224 с 55, с.104
Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству [Электронный ресурс] Г.А. Цукерман [и др.]. 2011. Режим доступа: http://www.hrportal.ru/article/obuchenie-uchebnomu-sotrudnichestv (дата обращения 1.11.2024).