Фрагмент для ознакомления
2
Эффективное формирование патриотической культуры у младших школьников, по нашему мнению, должно основываться на:
1) учете возрастных особенностей, таких как преобладание эмоционального восприятия и повышенная двигательная активность при усвоении информации;
2) использовании потенциала исторических знаний, которые, при правильной патриотической интерпретации, могут стать основой для формирования патриотических ценностей у ребенка;
3) применении культуросозидающей среды музея, предоставляющей возможности для использования адаптированных к возрасту младших школьников средств историко-литературного музея, активизирующих их эмоциональную вовлеченность и двигательную активность посредством различных интерактивных методов обучения и воспитания;
4) понимании «формирования» как процесса и целенаправленной деятельности по управлению развитием соответствующих качеств, характеристик и свойств личности.
Опираясь на данные теоретические положения, под процессом становления патриотической культуры у младших школьников мы подразумеваем целенаправленное взаимодействие преподавателя и музейного педагога-экскурсовода с учениками. Это взаимодействие нацелено на реализацию задач патриотического воспитания и ведет к планомерному обогащению детей историко-патриотическими сведениями в рамках образовательного процесса, использующего эмоционально-игровые методы.
Патриотическая культура — характеристика личности, в которой отражается знание истории и культуры родной страны, гражданское самосознание, принятие патриотических ценностей, готовность опираться на них в повседневном поведении, отношениях с людьми, выборе стратегий саморазвития.
Источниками патриотической культуры являются следующие:
1.Когнитивный компонент включает знания по истории Отечества, о малой Родине, о защитниках Родины, о славных страницах героического прошлого, о традициях народов России, о государственных символах, о патриотических праздниках и др.
2.Ценностный компонент образуют такие ценности, как «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «защита Отечества», «мир».
3.Поведенческий компонент подразумевает соблюдение преемственности поколений, уважение к прошлому своей страны, к традициям, к государственным символам, историческому и культурному наследию, к защитникам страны, уважение к ветеранам войны и труда, участие в праздниках, в акциях, мероприятиях патриотической направленности, выполнение поручений, соблюдение норм чести, достоинства, способность прийти на помощь, сделать выбор в жизненных ситуациях на благо обществу, коллективу, готовность к служению Отечеству, к службе в армии.
Р.Ф. Яновский предложил рассматривать «культуру патриотизма» как новаторскую категорию, определяя её как «проявление любви к Родине через непрерывную духовную деятельность личности, её честный труд, ориентированный на процветание и безопасность России» [42, с. 11].
В.Н. Кузнецов поддержал эту концепцию, утверждая, что культура патриотизма представляет собой «устойчивое и осознанное чувство любви к своей семье и укладу жизни; к нации, национальной и культурной самобытности; к государству и Отечеству в их историческом развитии, настоящем и перспективах на будущее; готовность посвятить жизнь служению Родине и защите её интересов, идеалов и ценностей; стремление к постоянному и уважительному общению относительно целей, идеалов и ценностей других наций и народов, их семей и граждан» [18, с. 183].
Сущностными характеристиками и ведущими компонентами культуры патриотизма у Р.Ф. Яновского выступают «любовь к Отечеству» и «добросовестный труд», у В.Н. Кузнецова – «отношение любви», «готовность жить во имя Родины», «ориентированность на диалог».
Л.Н. Жуковская с соавторами, отмечая недостаточную определенность понятия «культура патриотизма», тем не менее считают, что его содержание неизменно включает «систему ценностей, предопределяющую осознанную гражданскую и нравственную позицию личности», а также «деятельность по созданию и приумножению культурного наследия, традиций Отчизны» [11, с.115-116].
Достаточно близким к «культуре патриотизма» является термин «патриотизм как социокультурное явление», исследуемый И.Д. Митиной и И.В. Арябкиной. Патриотизм, рассматриваемый в таком аспекте, «характеризуется тем, что производится социумом, общественными связями, в которых передается отношение к Отечеству, гражданам, общественным интересам». Как видно, ключевая характеристика здесь – «отношение к Отечеству» [26, с. 68].
Таким образом, наблюдается существенное разнообразие в позициях авторов относительно ведущих характеристик и структурных компонентов культуры патриотизма. В существенной мере оно вызывается разными подходами к сущности самой культуры.
Формирование патриотической культуры можно реализовать, задействуя различные разновидности деятельности – игровую, учебную и так далее. Любовь к родине и любовь к окружающему миру у ребенка должны формироваться в виде ценностей, которые останутся с ним на протяжении всей его жизни и будут направлять его в принятии решений о каких-либо поступках и действиях в масштабах всей страны.
Сформированность патриотической культуры зависит от представлений и взглядов обучающихся, их знаний и ценностей, кроме того, можно выделить три уровня ее сформированности (таблица 1) [16].
Таблица 1
Уровни сформированности патриотической культуры у обучающихся начальной школы
Уровни
Характеристика
Высокий уровень
Младшие школьники демонстрируют не просто сильную эмоциональную связь и почтение к своим близким, родному очагу и учебному заведению, но и выраженное желание участвовать в патриотических инициативах и проявляют интерес к прошлому своего региона. Учащийся обладает знаниями об истории родного края, а также о государственных символах Российской Федерации. Освоил историю государственной символики. Знаком с творчеством русских литераторов и подвигами героев своей эпохи. Питает любовь к Отчизне, испытывает гордость за нее. Активно вовлечен в общественно полезную деятельность. Умеет проявлять терпимость, осознает себя патриотом своей страны.
Средний уровень
У младших школьников отмечается недостаточно выраженное чувство привязанности не только к семье, дому и школе, но и к деятельности патриотической направленности. Обучающийся имеет общее представление об истории родного края, а также о некоторых символах России. Выражает интерес к истории своей страны и малой Родины. Общественную активность проявляет без особого энтузиазма, участвует в делах, приносящих пользу обществу. Демонстрирует интерес к истории России.
Низкий уровень
Обучающиеся проявляют редкое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому и школе, а также не желают заниматься патриотической деятельностью. Обучающийся не знает ни историю малой Родины, но символов России. Обучающиеся неохотно участвуют в общественных делах школы. Не любят трудиться, не проявляют особого интереса к истории и культуре родного края, не берегут природу, бывают неуважительны к своим землякам.
Итак, общий обзор актуальных исследований в области культуры патриотизма дает возможность интерпретировать её как обширный спектр культурных выражений, ориентированных непосредственно на свою цель: Родину, Отечество, страну. Ключевым элементом здесь является положительное восприятие субъектом патриотизма своего объекта. В роли субъектов культуры патриотизма могут выступать индивид, сообщество, народ, государство и другие.
1.2. Теоретические аспекты формирования основ патриотической культуры детей младшего школьного возраста
Формирование патриотической культуры школьников как части социальной культуры направлено, прежде всего, на воспитание патриотизма.
Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств личности, который формируется в школьном возрасте. Само слово «патриотизм» с греческого переводится как «соотечественник, отечество» на современном этапе однозначной трактовки понятия «Патриотизм» не существует. В таблице 1 приведём несколько определений данного понятия (табл. 2).
Таблица 2
Содержание понятия «Патриотизм» у разных авторов
Понятие
Автор
«Патриотизм – это и чувства, и идеи (идеология), и деятельность, направленные во благо Отечества» [2, с. 2].
А. В. Абрамов
«Патриотизм – это переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» [23, с. 10].
Т. М. Маслова
«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству»
[Духовно-нравственная концепция].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
«Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [Педагогический энциклопедический словарь [32, с. 185]
Педагогический энциклопедический словарь
Таким образом, существуют различные определения патриотизма. Объектом выступает единое для всех определений – отношение к Отечеству, в которое вкладывается различное содержание – «малая Родина», культурная среда и пр. В данной работе мы будем опираться на определение патриотизма Т.М. Масловой, потому как оно более близко к проблеме нашего исследования [23].
Патриотическое воспитание, которое включено в парадигму современного образования, не является навязанной государством инициативой, а выступает в качестве осознанного выбора личности как поступать в тех или иных ситуациях. Необходимо чтобы ребенок знал, какие поступки влекут за собой те или иные последствия, и уже осознанно принимал решение в пользу той или иной модели поведения.
Также, патриотизм предполагает отстаивание интересов своей страны, но это не влечет за собой ненависть к другой стране, патриотизм – не значит ненависть к чужому. Говоря о понятии «Патриотизм» необходимо выделить его характерные черты [34, с.96]:
Эмоциональная привязанность к своей Родине.
Чувство единения с государством и осознание себя гражданином своей страны.
Готовность поступиться своими личными интересами на благо своего Отечества.
Патриотизм не наследуется генетически, он является результатом процесса социализации, воспитания и самовоспитания. Для формирования патриотизма нужно в первую очередь сформировать осознанное отношение к нравственным ценностям в обществе. Долг защиты отечества должен быть сформирован у человека в качестве ценности, которой он дорожит и стремится выполнять, а не быть навязанным распоряжением правительства. Если патриотизм будет на уровне ценностных ориентиров личности, то это будет относиться к внутренней мотивации, а внутренняя мотивация, как известно, для человека намного эффективнее, чем внешняя мотивация [17, с. 3].
Характерной особенностью патриотического воспитания на уровне младшего школьного образования выступает то, что школьники воспринимают патриотизм через призму безусловной любви к своим родителям, к своему дому, а также к природе, которые знакомы с детства. Знакомясь с окружающей действительностью, с окружающей природой и с окружающим обществом, ребенок начинает дорожить своим родным городом, своим краем, своей страной. Любовь к своей стране формируется под влиянием страниц истории, которые изучает ребенок, страниц учебника природоведения, где ребенок знакомится с флорой и фауной родного края. Также любовь к родине формируется во время экскурсий, где ребенок видит и может потрогать деревья и листву, а также понаблюдать за природой. Из всего этого и составляется любовь к родине, и впоследствии развивается осознанное отношение к патриотическому поведению [3, с. 41].
Осознанное отношения к ценностям патриотического характера включает в себя почитание старших, уважение к своему дому и к своему укладу жизни, чувство причастности к тем процессам, которые происходят в стране, и тенденциям страны, которая развивается с целью повышения уровня жизни населения.
Перед общеобразовательными организациями стоит задача «воспитывать гражданина и патриота, которому присуще чувство гордости за свое Отечество, малую родину, обладающего активной гражданской позицией, готовностью к служению Отечеству» [4, с. 350], т. е. воспитательная работа должна носить патриотический характер.
Приступая к обучению в школе, ребенок становится полноценным субъектом общества и имеет теперь ряд общественно-значимых обязанностей, которые получают оценку. В этот же момент происходит формирования нового типа отношений с окружающими людьми.
Если обратиться к Л. И. Божович, то «ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность». Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [6, с. 76].
Именно в младшем школьном возрасте у ребенка возникают и формируются первые осознанные нравственные качества. В этот период времени ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, которые приняты в данном обществе. И чем шире нравственный опыт, тем больше углубляются и развиваются нравственные представления младших школьников. Как считает И. А. Богданова, «формирующийся на этом этапе нравственный опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки» [5, с. 29].
Важнейшим аспектом в формировании патриотической культуры является семья. Именно в семье происходит начало формирования патриотического сознания. Именно семья знакомит ребенка посредствам мифов, легенд или рассказов с подвигами предков, которые передаются от отца к сыну, создавая прочный фундамент для формирования любви к Родине. Заложить в нём это качество - значит создать крепкий фундамент «духовной почвенности и хозяйственного патриотизма» [13, с. 217].
Знание истории своей семьи помогает детям младшего школьного возраста понять, что история государства складывается из судеб отдельных семей, осознать важность прошлого и ценность исторических знаний. Первоначальное знакомство с историей происходит через песни, сказки и рассказы старших родственников о выдающихся личностях, героях и мастерах.
Формирование личности ребенка неразрывно связано с усвоением культурных ценностей. А.В. Гулыга подчеркивал, что ценность – это то, что является священным, без чего человек ничем не отличается от животного [9, с. 80].
Отношение к ценностям формируется в раннем детстве. В младшем школьном возрасте дети начинают непосредственно понимать культурные нормы поведения, образы, идеи, нравы и смыслы. В связи с этим, в воспитании школьников важно опираться на базовые ценности, которые объединяют все разнообразие народного компонента в патриотическом воспитании. Это, по мнению А.В. Меренкова [25], определяет преобладание эмоционально-ценностного восприятия исторических фактов, чувство гордости за Родину, стремление к созидательному труду и защите Отечества.
С древнейших времен семейное прошлое служило основой для социальной дифференциации. История рода играла ключевую роль в определении социального положения человека, а личная история каждой семьи – это уникальный опыт. «Человек начал интересоваться прошлым с того момента, как он стал человеком. Он стал задумываться о своем прошлом с тех пор, как научился думать» [33, с. 15].
Кроме того, могут быть использованы такие средства формирования патриотической культуры, как и школьные часы, в «Разговорах о важном», беседы с ветеранами, экскурсии по историческим местам родного края, чтение художественных книг, конкурсы, круглые столы, викторины, диспуты, игры, просмотр видеофильмов о войне, КВН и многое другое.
В процессе формирования личностных характеристик ребенка на уровне младшего школьного возраста нужно осуществлять формирование осознанного понятия патриотической культуры в процессе его воспитания.
1.3. Особенности использования историко-литературного музея как средства формирования основ патриотической культуры младших школьников
Историко-литературный музей — это музей, который собирает и анализирует материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, а также занимается теорией литературы.
Особенностями историко-литературного музея как средства воспитания школьников являются следующие:
1. Вовлечение в мир ожившей истории и литературы. Экспозиции музея создают определённый эмоциональный фон и вызывают чувство сопричастности к значимым историческим событиям минувших времён.
2. Использование близких и понятных школьникам материалов. Это способствует уважительному отношению к Родине и воспитывает чувство гордости.
3. Возможность участия детей в поисковой и исследовательской деятельности. Основной метод работы в музее предполагает поиск и открытие, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.
4. Комфортная атмосфера для ведения диалога. Она создаёт среду общения и взаимодействия, которая задаёт определённую социальную направленность и положительные ценностные ориентации.
А.И. Клюкина указывает на обладание всех музейных учреждений (естественнонаучного, художественного, исторического, литературного профиля) объемным потенциалом для формирования патриотической культуры: в музейном пространстве содержатся эталоны нравственного идеала, отраженного в скульптуре, живописи, литературе и иных жанрах искусства. «…Такая нацеленность музейных экспозиций дает четкую направленность для развития личности; кроме того, музей сохраняет и репродуцирует значимые общечеловеческие черты» [15, с. 250].
Рассмотрим возможности историко-литературного музея в воспитании школьников:
1.Формирование основ патриотической культуры. Музей способствует развитию историко-патриотического сознания и воспитанию патриотизма.
2.Приобщение к истории и культуре родного края. Это способствует воспитанию гордости за свои земляков, свой край и появлению желания сделать его лучше.
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
Абрамов А. В. Современный российский патриотизм: каков он? // Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – №3. – С. 1-13. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21206544 (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2019. – №2. – С. 39–49. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.12.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Баткин, Л. М. Два способа изучать историю культуры / Л. М. Баткин // Источниковедение в исследованиях культуры. – Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2017. – С. 11-13. – EDN YQXZLH.
Богданова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы [Текст] / И. А. Богданова, М. А. Давыдова. – М.: «Вако». 2015. – 210 с.
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 76-80.
Бушмаков, А. В., Глушаев, А. Л. Источниковедение в исследованиях культуры: учеб. пособие / А. В. Бушмаков / А. Л. Глушаев; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2017. – 100 с.
Верещагина Н.И. Содержание процесса формирования патриотической культуры школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-protsessa-formirovaniya-patrioticheskoy-kultury-shkolnikov (дата обращения: 04.11.2024).
Гулыга А.В. Искусство истории / А. В. Гулыга. — М. : Современник, 1980. — 228 с.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.; 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС).; ISBN 978-5-09-033553-9
Жуковская Л.Н. и др. Интеграция потенциала культуры патриотизма в формирование культурного кода: социокультурные практики в образовательном пространстве // Alma Mater. 2019. № 5. С. 104-108.
Иванова О.В. Научно-методическое обеспечение взаимодействия образовательных организаций и музеев: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … к-та пед. наук / Иванова Ольга Валерьевна; Федер. гос. бюд. науч. учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – М., 2019. – 248 с.
Ильин И.А. Россия. Путь к возрождению. М.: РИПОЛ Классик, 2018. 768 с.
Исаева, М.К. Идейно-теоретические и методические основы воспитания патриотизма средствами литературы и искусства [Текст] / М. К. Исаева, Л. Е. Никитина, Л. У. Звонарева // Воспитание школьников. – 2014. – №2. – С. 57-59.
Клюкина А.И. Естественнонаучные музеи в духовной жизни России. СПб., 2009. — С. 252.
Котруца, Л.И. Формирование патриотического сознания в школьной системе воспитания [Текст] / Л. И. Котруца. Майкоп : Пед. университет, 2009. – 208 с.
Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. О структуре патриотизма. // Учёные записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019 – №6. – С. 52–71. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-patriotizma (дата обращения: 10.12.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI в. М.: Книга и бизнес, 2004. 551 с.
Лихачев Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. — М., 2000. — С. 161.
Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: педагогический аспект / Т. Р. Лыкова // Фундаментальные исследования – 2013. – №11 – 4 – С. 778 – 782.
Максимова, Т.Е. Виртуальные музеи как инновационное средство патриотического воспитания / Т. Е. Максимова // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 2 (58). – С. 10-16.
Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – №7. – С. 285-288.
Маслова Т. М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореферат диссертации… кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. М. Маслова. — Харьков, 2007. — 24 с. — Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v kontekste-natsionalno-regionalnogo-komponenta-nachalnogo-obschego-obrazo.
Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников // Проблемы современного образования. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-literaturnyy-muzey-kak-sredstvo-formirovaniya-osnov-patrioticheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.11.2024).
Меренков А.В. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе : метод. пособие для учителей 1-4-х классов / А. В. Меренков, И. Ю. Ковалева.— М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 144 с.
Митина И.Д., Арябкина И.В. Определение патриотизма как социокультурного феномена в социологии культуры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6. С. 67-72.
Нильсон, Б. Экология человека и культурно-исторические музеи / Б. Нильсон, Б. Росен // Museum. – 1989. – № 160. – С. 50.
Нуттунен, Е.А. Педагогические условия формирования основ патриотической культуры детей младшего школьного возраста средствами историко-литературного музея : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Нуттунен Елена Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2018. - 27 с.
Нуттунен Е.А., Рыжова Н.И. Технологии медиаобразования как средство формирования основ патриотической культуры младших школьников в условиях историко-литературного музея / Е.А. Нуттунен, Н.И. Рыжова // Инновационные технологии в медиаобразовании: материалы Международной научно-практической конференции, 29-30 мая 2017 г. - СПб.: Изд-во СПбГИКиТ, 2017. - С. 157-166.
Ордуханян, Л. И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики [Текст] / Л. И. Ордуханян: дис. ... канд. пед. наук. – Владикавказ, 2004. – 191 c.
Отюцкий Г.П. Культура патриотизма как научное понятие и социальный феномен // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Том 12. № 5A-6А. С. 185-194. DOI: 10.34670/AR.2023.73.69.019
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с. : ил., портр.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-85270-230-2 ("БРЭ")
Поляков Ю.А. Историзмы: мысли и суждения историка. — М., 2007. — С. 15.
Попов П.М. О патриотизме // Евразийский Союз Ученых. 2016. №30-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-patriotizme (дата обращения: 05.11.2024).
Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения [Электронный ресурс] //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), N0 6 (14), 2012. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/ruzha.pdf.
Сергеева В.В. Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры // Педагогическое образование в России. 2013. №2. С. 214–222.
Сухомлинский С.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 336 с.
Хитарова Э.И. Концепция музея в прикладной культурологии // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: сб. науч. тр. СПб., 1996. С. 37–38.
Филатова Л.В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении: дис. …канд. пед. наук. Самара, 2007. 238 с.
Филипченко С.Н. «Патриотическая культура» как научная категория // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-kak-nauchnaya-kategoriya (дата обращения: 04.11.2024).
Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Яновский Р.Ф. Культура патриотизма в условиях глобализации // Безопасность Евразии. 2003. №4. С. 75-97.