Фрагмент для ознакомления
2
Налог на имущество предприятий является важным элементом налоговой системы Российской Федерации, играющим значительную роль в формировании доходной части бюджета и обеспечении финансовой устойчивости государства. В условиях динамично меняющейся экономической среды, когда предприятия сталкиваются с различными вызовами, включая глобализацию, цифровизацию и изменения в законодательстве, актуальность исследования данного налога возрастает. Налог на имущество не только влияет на финансовые результаты компаний, но и служит индикатором состояния экономики в целом, отражая уровень инвестиционной активности и предпринимательской инициативы.
Актуальность работы обусловлена необходимостью глубокого анализа существующих проблем в системе налогообложения, связанных с налогом на имущество. В последние годы наблюдается неравномерность ставок, что приводит к искажению конкурентной среды и снижению эффективности сбора налогов. Кроме того, недостаточная гибкость действующей системы налогообложения создает препятствия для развития бизнеса и инвестиций. В связи с этим, важно рассмотреть возможные пути улучшения налогового администрирования, оптимизации налоговых ставок и внедрения более адаптивных механизмов налогообложения, которые смогут учесть интересы как государства, так и бизнеса.
Важно отметить, что для создания более справедливой и эффективной налоговой системы необходимо учитывать интересы бизнеса и развивать диалог между государством и налогоплательщиками. В этой связи, в работе будут предложены рекомендации по улучшению налогового администрирования, а также рассмотрена роль бизнеса в формировании налоговой политики.
Наконец, особое внимание будет уделено перспективам развития налога на имущество, что позволит оценить возможные изменения в законодательстве и их влияние на экономическую ситуацию в стране.
Таким образом, работа направлена на создание комплексного представления о значении налога на имущество предприятий и его перспективах, что является важным шагом к улучшению налоговой системы Российской Федерации.
Объектом исследования выступает налог на имущество предприятий.
Предметом данной работы является совокупность научных работ, актуальное законодательство в области формирования и уплаты налога на имущество предприятий.
Целью исследования выступает теоретическое исследование значения налога на имущество предприятий, перспективы развития.
Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование налога на имущество предприятий;
- исследовать сущность и основные элементы налога на имущество предприятий;
- анализ оснований для расчета налога и налоговые льготы;
- краткая характеристика ООО;
- порядок расчета налога на имущество ООО;
- изучение расчета налога на имущество при различных налоговых базах.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализ, синтез, логический и технико-юридический методы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Нормативно-правовое регулирование налога на имущество предприятий
Налог на имущество предприятий в России занимает особое место в системе налогообложения. Он представляет собой весьма значимый источник доходов для региональных бюджетов и, соответственно, играет важную роль в финансировании местной инфраструктуры, социальной сферы и других нужд. На данный момент система налогообложения имущества предприятий претерпела значительную эволюцию, и ее современное состояние формировалось под воздействием различных экономических и социально-политических факторов.
Одним из ключевых аспектов, определяющих современное состояние налога на имущество, является различие в подходах к оценке налогооблагаемой базы. В большинстве случаев это связано с методикой, основанной на кадастровой стоимости объектов. Система кадастровой оценки предполагает определение стоимости имущественных объектов на основе анализа рыночной ситуации. Однако на практике установление адекватной кадастровой стоимости часто сопряжено с рядом сложностей. Зачастую это порождает конфликт интересов между налогоплательщиками и органами, производящими оценку, что ведет к недовольству со стороны бизнеса и требует дополнительных усилий со стороны государства по улучшению механизма управления.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) , к имуществу, подлежащему налогообложению, относится не только недвижимое имущество, но и движимое имущество организаций-налогоплательщиков (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации). Сейчас подход законодателя к этому вопросу в корне изменился. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 302-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 302-ФЗ). 302-F3), слова "движимое и" исключены из текста пунктов 1 и 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций является только недвижимое имущество организаций-налогоплательщиков, а налоговая база определяется стоимостью объектов недвижимости, которые подлежат учету на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с порядком, установленным для ведения бухгалтерского учета. Поскольку, согласно пункту 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 302-ФЗ подразумевает, что стоимость движимого имущества не должна учитываться при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций с 1 января 2019 года.
Движимое имущество включает в себя самые разнообразные активы организаций, стоимость которых может быть достаточно высокой. В то же время у коммерческих организаций объекты движимого имущества, как правило, находятся в обороте, приносят доход, прибыль; стоимость этих объектов колеблется, зависит от конъюнктуры рынка, но и сами организации-правообладатели могут произвольно оценивать объекты движимого имущества, понижая или, наоборот, повышая их оценку, в зависимости от того, как они оцениваются. от их интересов и состояния рынка. Следовательно, исключение движимого имущества при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, безусловно, соответствует интересам предпринимателей - в любом случае сумма, которую организации обязаны ежегодно перечислять в бюджеты в качестве налога на имущество, так или иначе, начиная с 2019 года, могла бы стать меньше больше, чем в предыдущие годы.
Меры по компенсации потерь от изменения налогового режима уже приняты. Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 3.07.2016 № 237-Ф3 "О государственной кадастровой оценке" .
Данные изменения, в частности, предусматривают постепенный переход к оценке всех объектов недвижимости по их кадастровой стоимости. Кадастровая оценка земельных участков должна быть завершена к концу 2022 года, зданий, сооружений и других объектов недвижимости - к концу 2023 года. Это приведет к тому, что не позднее 2024 года будет осуществлен полный переход на расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости принадлежащего им недвижимого имущества. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, безусловно, будет выше их балансовой стоимости, соответственно, увеличатся и поступления в бюджеты субъектов Федерации от налога на имущество организаций.