Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития личности всегда актуальна. Государство должно создать ребенку «ситуацию социального развития», среду общения, сферу деятельности, адаптировать юного школьника к современным условиям жизни, воспитать патриотичного гражданина, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, развить инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, творческие способности, обеспечить интересное и плодотворное времяпрепровождение.
Особое внимание к личностному развитию обращено к обучающихся с особыми образовательными потребностями. Данный группе присуще физические, интеллектуальные и психологические недостатки, отличающие их от нормотипичных сверстников. В связи с чем развитие данных детей происходит не так как у обычных детей. Недостатки в развитии значительно отражаются на личности ребенка. Многие дети могут быть застенчивыми, с низкой самооценкой, а другие, напротив, проявлять агрессию. Все это показывает, что диагностика личностных особенностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями является актуальной темой исследования.
Одним из аспектов изучения личности детей являются продукты их деятельности. Ведь именно непосредственная непринужденная деятельность ребенка позволяет наиболее полно оценить уровень его развития.
С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к школе, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает ребенок.
Объект исследования – личность обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования – анализ продуктов деятельности как средство диагностики личностных особенностей обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определить особенности использования анализа продуктов деятельности как средство диагностики личностных особенностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что по содержанию рисунка как анализа продукта деятельности можно выявить основные качества личности, его внутренние и внешние страхи. При этом посредством создания собственного рисунка ребенок способен развить свои когнитивные, эмоциональные и интеллектуальные способности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «личность», «личностные особенности»;
2. Рассмотреть личностные особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями;
3. Проанализировать возможности анализа продуктов деятельности как средства диагностики личностных особенностей;
4. Провести экспериментальный анализ личностных особенностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Методы исследования:
- анализ научно-популярной, психологической, периодической литературы по теме исследования, её сравнение, обобщение в виде глав и параграфов работы;
- изучение результатов деятельности, наблюдение, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе была систематизирована информация об особенностях проявления личностных черт у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе была апробирована методика, позволившая определить основные личностные диспозиции, характерные для детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями. Анализ рисунков позволил выявить детей с высокой и низкой самооценкой, высоким уровнем тревоги, малообщительных детей и т.д. Эти данные могут быть полезны социальным педагогам и психологам при работе с детьми младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа 25 литературных источников, в том числе 3 интернет-ресурса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «личность», «личностные особенности»
Психологи не имеют однозначного ответа на вопрос «Что такое личность?». Сложность феномена личности проявляется в разнообразии их ответов, а отчасти и в противоречивости мнений на этот счет. Каждое определение личности, доступное в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подтверждено исследованиями), заслуживает рассмотрения при исследовании глобального определения личности.
Рассмотрим определение понятия «личность» с точки зрения разных исследователей:
- Личность - совокупность связей с общественностью, реализуемых в различных видах деятельности (А.А. Леонтьев) [15, с. 55];
- Личность - совокупность внутренних состояний, при которых нарушаются все внешние влияния (А.Г. Рубинштейн) [21, с. 24];
- Личность - это предмет социального поведения и общения (Г.Б. Ананьева) [7, с. 63];
Разрабатывая концепцию личности, Г. Олпорт вводит понятие «черта», наиболее достоверную «единицу анализа» отличительных черт человеческой психологии и поведения, чтобы объяснить уникальность личности. С точки зрения Г. Олпорта, это «нейропсихологическая конструкция», способная преобразовывать многие функционально эквивалентные стимулы, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и значимого поведения личности» [3, c. 144].
Следовательно, черты личности - это гибкие черты, которые трансформируют стимулы, вызывая различные эквивалентные реакции. Наличие признака гарантирует одинаковость реакции на различные раздражители, поэтому поведение человека относительно стабильно и однообразно с течением времени.
Личность каждого человека наделена только внутренним сочетанием психологических черт, составляющих его личность, что определяет его уникальность, отличие от других людей. Индивидуальность определяется темпераментом, характером, привычками, преобладающими интересами, качествами когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способностями, индивидуальным стилем деятельности и т. д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием этих психологических характеристик - личность человека уникальна по своей индивидуальности [6, с. 52].
Исследователи в области психологии разделяет общие и индивидуальные черты.
Общие черты - это черты, присущие определенной категории людей, которые формируются в процессе адаптации к окружающей среде и другим людям. Это обобщенная форма реакции, признак национального характера. В отличие от общих черт, черты характера или склонности личности (также называемые морфогенными) раскрывают черты человека, которые не позволяют сравнивать их с другими [5, с. 54].
Индивидуальные черты личности в большей степени отражают личную структуру. Однако не все личностные диспозиции одинаково представлены в структуре личности: есть те, которые отвечают за ориентацию личности, которые называются смыслообразующими; главные черты, которые проявляются в поведении человека и вспомогательные,- это те, которые лишь изредка присутствуют в структуре личности. Г. Олпорт назвал их кардинальными, центральными и вторичными соответственно.
Кардинальные диспозиции подчиняют все поступки человека. Они направляют действия человека и наиболее заметны в структуре его личности. В то же время наличие кардинальной тенденции не всегда характерно для каждого человека.
Центральные диспозиции - это яркие характеристики человека, своего рода портрет личности. Их количество невелико - от пяти до десяти, и они хорошо видны по поведению человека [5, c. 55].
И вторичные диспозиции, которые наименее заметны и устойчивы. Они выражаются в форме вкусов и предпочтений человека и могут быть определены только после длительного знакомства с ним.
Таким образом, проблема личностных качеств рассматривается в психологии неоднозначно. Из всех описаний личности, предложенных в начале экспериментального периода развития проблемы личности, наиболее удачным является понятие, данное Г. Олпортом: личность - это своеобразный набор психофизиологических систем, которые возникают индивидуально - личностные черты, определяемые своеобразным мышлением и поведением конкретного человека.
1.2 Личностные особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья, употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако законодатель не дал четкого нормативного толкования этого понятия. Это привело к тому, что термин был принят как эквивалент или
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.672 с. -
2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию /. - К.: Ника-Центр, 1997. 128 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 2019. 480 с.
4. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология». Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2019. 362 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
7. Введение в психологию: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / А. В. Брушлинский и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Изд. центр "Академия", 1995. 493 с.
8. Гамаюнова А.Н., Пискайкина А.Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. 2021. № 4. С. 20-27.
9. Графические тесты: Хрестоматия для студентов-психологов. – Ч.2. Изд-е 2-е перераб. и доп. / Сост. И.А. Агеева. Бишкек: КРСУ, 2007. 329 с.
10. Жиенбаева Н.Б., Измайлова А.М. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (197). С. 116-119. URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 11.10.2024).
11. Залевская Я. Г. Психологический анализ рисунков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-risunkov (дата обращения: 28.10.2024).
12. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2011. 167 с.
13. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд. 8-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 375 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1999. 214 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. 184 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2020 (ГУП Сарат. полигр. комб.). 452 с.
17. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. М.: ИНФРАМ, 2019. 335 с.
18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология. М.: Academia, 2020. 180 с.
19. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб: Речь, 2006. 524 с.
20. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб: Речь, 2011. 529 с.
21. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: (Практ. руководство) / [Предисл. проф. Д. Д. Федотова]. М.: Медицина, 1970. 215 с.
22. Специальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2009. 556 с.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.
24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Гардарики, 2021. 349 с.
25. Чикова И.В. к проблеме развития личности младшего школьника // СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2019. С. 313-316. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32702101 (дата обращения 18.10.2024).