Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) первостепенной целью дошкольного обучения ставит развитие навыков речевого общения. Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации.
Речевое развитие в дошкольном возрасте определяется уровнем активного и пассивного словаря, звукопроизносительной стороны и фразовой речи. Обогащение словаря является одним из приоритетных направлений развития устного вида речевой деятельности в дошкольном образовании.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование.
Дети с особыми образовательными потребностями (далее – дети с ОВЗ) – это особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. Данная категория детей имеет существенные дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов.
С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Дети с нарушением речи имеют общее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Изучением соотношений развития речи занимались многие учёные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Л.Е. Жукова, В.А. Ковшиков, А.Р. Лурия, А. И. Максаков, Д.Б. Эльконин.
Вопросами формирования лексической стороны речи у дошкольников занимались, например, А. М. Бородич, Л. С. Выготский, О. Е. Грибова, О. В. Красовская, Р. И. Лалаева, И. С. Лопухина, В. М. Синев, Т. Б. Филичева, Ж. М. Флерова и др.
Также над различными аспектами методики развития речи детей дошкольного возраста работали А. М. Богуш, Е. Тихеева, Е. Флерина, А. Усова, К. Ушинский и др.
В современной логопедии дидактические игры и пособия создаются специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет имеющиеся. Педагогам предлагается достаточное многообразие дидактических игр и пособий, направленных на коррекцию речевого развития дошкольника. Однако они направлены на развитие какого-либо одного компонента и чаще всего однотипны. Данный факт определяет необходимость создания многофункциональных дидактических игр и пособий из уникального материала - фетр.
Цель проекта – разработать методическое пособие для воспитателей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по использованию дидактического материала «Чудо-дерево».
Задачи:
1. Рассмотреть основные направления, цели, задачи и методы коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
2. Описать особенности использования дидактического пособия из фетра в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи.
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по использованию дидактического пособия из фетра «Чудо-дерево».
1. Теоретическое обоснование проблемы коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе использования дидактических пособий
1.1 Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Под «коррекцией» понимается «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий». При этом коррекционные мероприятии подразумевают полное воздействие на личность ребенка, а не только на корректируемых дефект. Так, коррекция сводится к педагогическому воздействию. Этому есть подтверждение и в специальном справочной литературе, в которой также «коррекция» носит педагогический характер, который характеризуется воздействием не только на исправление или преодоление отдельного недостатка, но и формирование общей личности [10].
Коррекционно-развивающая работа - это система медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии. Такая работа направлена на адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом [10].
Объектом коррекционной работы является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию [10].
Предметом коррекционной работы служит процесс дифференцированного обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков [10].
В этой связи коррекционная работа может выполнить несколько задач:
1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявления причин и условия их проявления;
2. Выявление ведущих тенденций коррекционной работы с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении;
3. Выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.
4. Разработке технологий, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;
5. Проведение анализа общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;
6. Определения цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;
7. Создания учебно-методической базы в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении [8].
Направления коррекционно-развивающей работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (общей моторики, навыка каллиграфии, артикуляционной моторики
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного восприятия, зрительной памяти, обобщенных представлений о форме, цвете, величине предмета, слухового внимания и памяти, фонетико-фонематического представления).
3. Развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, группировки, классификации).
4. Развитие различных видов мышления (от наглядно-образного к словесно-логическому, абстрактному).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (адекватных реакций, поведения, эмоций, воли) различными средствами (мимика лица, чтение по ролям, драматизация).
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях [7].
Основные принципы разработали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
1. Единство коррекции и развития (решение о необходимости коррекции принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка).
2. Единство возрастного и индивидуального в развитии (коррекционная работа предполагает знания основных закономерностей психического развития личности – норма развития – гармоничное психическое развитие соответствует возрасту).
3. Единство диагностики и коррекции развития (задачи коррекционной работы становятся только на основе полной диагностики и оценки зоны ближайшего развития ребенка).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова, Е. А. Дидактическая игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи / Е.А. Борисова, О.С. Астахова // СОЦИОСФЕРА. - 2019. - № 1. - С. 56-59.
2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. М.: ACT: Астрель, 2018. 158 с.
3. Деркунская, В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования. - 2020. - 368 с.
4. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Феникс, 2019. 316 с.
5. Казанцева, Г.П. Роль дидактических игр и пособий в коррекционном обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до / Г.П. Казанцева, С.А. Константинова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-i-posobiy-v-korrektsionnom-obuchenii-detey-s-ovz-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do (дата обращения: 04.11.2024).
6. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования – универсальная форма организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Кобрина, М.Ю. Данилкина // Специальное образование, 2015 - №XI.
8. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 367 с.
9. Очеретная, А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83490/ (дата обращения: 04.11.2024).
10. Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. Т.Н. Гусевой. – М.: Школьная книга, 2010. – 208 с.
11. Федеральная образовательная программа Дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.