Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день возрастает число детей с речевыми и психическими патологиями. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности патологии.
Общее недоразвитие речи представляет собой обобщенную группу речевых патологий, при которых речь ребенка значительно искажена во всех ее компонентах – дети неправильно произносят слова, имеют слабый словарный запас, не могут самостоятельно и правильно формулировать свои мысли, допускают ошибки в словоизменении и словообразовании. Подобные данные представлены в работах В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой и др.
Все проведенные исследователями достижения являются тем фундаментом, на котором строится работа по коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Но несмотря на значительный методический опыт практическая реализация коррекции затруднена. В работе логопеда первоочередная задача сводится к выявлению нарушений, что в свою очередь позволяет определить план дальнейшей работы. Поэтому актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления проявлений нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Степень разработанности проблемы исследования. Особенности словообразования как особой языковой стороны речи подробно изучены в работах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, Е.С. Кубряковой, A.A. Леонтьева, Е.И. Негневицкой, Ф А. Сохина, Т.Н. Ушаковой, О.С. Ушаковой, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлина, Д.Б. Эльконина и др.
Когнитивная дисфункция, сложные нарушения речи приводят к недостаточной подготовке детей к школьному обучению. Эти особенности развития позволили сделать важный вывод о том, что дети с общим недоразвитием речи требуют организации специального коррекционного и развивающего обучения в дошкольном возрасте. Как показывает практика, нарушения в развитии в дошкольном возрасте преодолеваются более успешно, что создает условия для полноценного речевого и умственного развития ребенка (Т.В, Ахутина, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова).
Обширные исследования Р. Е. Левиной, проводимые коллективом под её руководством в середине 90-ых, позволили выделить аспекты нарушения словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Исследования автора раскрыли уровни развития общего недоразвития и позволили выявить, что словообразовательные модели доступны лишь детям с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дальнейшие исследования других авторов, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой раскрыли основные механизмы и нарушения словообразовательной функции у детей с данной патологией.
Проблема исследования заключается в том, что дети с общим недоразвитием речи не способны к самостоятельному овладению навыками словообразования, что является предпосылками нарушений в процессе обучения грамоте. Все это показывает, что с дошкольниками с общим недоразвитием речи необходимо осуществлять работу по коррекции словообразования и развитию данных навыков в речи.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим числом детей с общим недоразвитием речи и сложностью коррекции данной речевой патологии. Основополагающим в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является своевременная диагностика нарушений процесса словообразования имен существительных и выбор эффективных направлений и методов коррекции на основе выявленных нарушений.
Цель исследования – изучить нарушения суффиксальных способов словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – словообразование имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности суффиксального словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
– изучить и проанализировать психолого-педагогическую, литературу по онтогенетическому развитию словообразования имени существительного у детей с нормотипичным развитием речи и особенностях формирования словообразования имени существительного у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
– подобрать диагностические методики для диагностики нарушений суффиксальных способов словообразования имени существительного у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
– провести констатирующий эксперимент и качественный анализ данных, полученных в его результате.
Теоретико-методологическими основами выступили труды исследователей в области:
– механизмов и особенностей словообразовательной функции речи (Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, А. Н. Шахнарович) и особенностей её онтогенетического развития в детском возрасте (Ю. Р. Гущина, О. Э. Литвинова, С. Н. Цейтлин), позволившие выделить структурные характеристики словообразования в лингвистике и представить этапы ее развития в дошкольников возрасте;
– изучения и развития общего недоразвития речи в дошкольном возрасте, особенностей его проявления в виде уровней (Р. Н. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Е. А. Логинова, И. Н. Садовникова и др.), позволившие выделить основные психолого-педагогические характеристики детей с данным нарушением, препятствующие процессу обучения и развития;
– вариативных нарушений, типичных ошибках и закономерностях словообразовательной функции у дошкольников с общим недоразвитием речи (Г. А. Волкова, А. Н. Гвоздев, А. Г. Туманова, О. С. Ушакова), позволившие рассмотреть типологию ошибок словообразования у детей данной патологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-теоретической литературы по теме исследования;
– организационные: сравнительный метод;
– эмпирические: диагностические: наблюдение, беседа, методика «Обследования суффиксальных способов словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи (по Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой);
– методы качественного и количественного анализа результатов исследования и их интерпретации.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16.
В исследовании приняло участи 10 детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Средний возраст детей составил 5,9 л.
Практическая значимость исследования основана на проведении исследования уровня сформированности процесса словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представленные особенности нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и выделенные ошибки могут быть учтены при выборе диагностики и направлений коррекции словообразования у детей.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Общий объем исследования составляет 39 страниц. Работа включает 1 таблицу, 8 рисунков, 1 приложение. Список используемой литературы состоит из 30 наименований.
Прежде чем рассматривать особенности словообразования существительных в дошкольном возрасте необходимо представить основные положения относительно рассматриваемого языкового явления.
Словообразование является одним из важных функциональных аспектов языка. Оно позволяет значительно расширить словарный состав языка, влияет на культуру речи. Словообразование выступает как связующий элемент в морфологии, орфографии, стилистике.
Первые научные положения о словообразовании были сделаны благодаря трудам Г.О. Винокура и В.В. Виноградова. Работы перечисленных лингвистов позволили сформировать новый раздел языкознания – словообразование, в котором рассматриваются принципы и единицы словообразовательной функции языка [17].
Дальнейшие научные исследования в данной области принадлежат трудам Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, А.Н. Тихонова, К.А. Левковской, А.А. Леонтьева и др.
Лингвистический подход к словообразованию позволяет определить его сущность. В рамках лингвистики словообразование представляет собой процесс создания производных слов, а также раздел языкознания, изучающий производность, способы и средства образования слов [23].
Этот раздел помогает решать следующие задачи:
1. Определение происхождения слова в современном языке (наличие производной основы).
2. Выявление механизмов образования производных слов.
Р. Л. Лихтман определяет ключевые аспекты словообразования:
– производная основа – основа слова, образованная от других основ;
– производящая основа – общая основа для нескольких слов, используемая для создания новых слов;
– средство словообразования – морфемы и другие элементы, участвующие в образовании новых слов;
– способ словообразования – использование приставок, суффиксов и других методов;
– процессы, связанные со словообразованием – чередование гласных и согласных, усечение производящей основы [23].
Подводя итог, можно сделать вывод, что словообразование считается самостоятельным разделом лингвистики, раскрывающий происхождение, механизмы и способы получения новых слов в языке. Словообразование позволяет проследить и объяснить закономерности и способы образования слов.
Словообразование обладает несколькими важными функциями, главная из которых заключается в пополнении словарного запаса. Благодаря различных способам словообразования появляется возможность экономии лексических средств при их различном значении.
Все это показывает, что с развитием словаря ребенок должен научиться навыкам словообразования, так как они позволяют ребенку использовать все языковые средства языка.
Словообразование – важный компонент грамматического оформления речи. Этот процесс изучался учёными разных областей: лингвистами с точки зрения содержания, психологами – в контексте развития в онтогенезе, логопедами – с учётом возможных нарушений у детей с речевыми патологиями [26].
В онтогенезе словообразование формируется в тесной связи с развитием мышления, аналитических способностей и языковых навыков. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие психических функций. Ребенок начинает активно познавать мир, выделять его закономерности. У него интенсивно развивается мышление, внимание, речь. В этом возрасте многим детям присуще придумывание слов ввиду того, что словообразовательные навыки ещё не достаточно сформированы [30].
А. Г. Тамбовцева выделила этапы развития словообразования в дошкольном возрасте:
– этап становления словаря приходится на период с 2.6м по 4 года;
– на втором этапе, 3,6-5,6 лет, у ребенка начинается активное использование различных словообразовательных форм;
– последний этап в возрасте после 5,6 лет знаменует совершенствование грамматического строя речи, в чем и проявляется словообразование [27].
Впервые закономерности словообразования в дошкольном возрасте обосновал и описал А. Н. Гвоздев. В его исследованиях подробно представлены закономерности речевого развития детей, а также развитие словообразования [25].
Представим подробный онтогенетический путь развития процесса словообразования согласно исследованиям А.Н. Гвоздева.
По исследованиям автора, первыми проявлениями словообразования можно считать использование детьми суффиксов при образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных -чк, -очк, -к, -чик, -ок, -ик. Это начинает проявляться уже в возрасте от 1.10 м до 2.2 м. Данный факт объясняется тем, что дети часто используют в речи уменьшительно-ласкательные формы [6].
В дальнейшем у ребенка идёт освоение других суффиксов («-очик, -ц, -нк, -ушк»). Также ребёнок начинает осваивать категории размерности, качества, что выражается в использовании уменьшительно-ласкательных форм существительных в значении увеличенности - «-к, -ашк, -ишк» [6].
В возрасте после 2.10 м ребёнок начинает образовывать слова префиксальным способом. Это выражается при использовании ребенком качественных прилагательных, образованных при помощи приставок (премиленький, пребольшой), использовании глаголов совершенного действия, образованных путём добавления приставок (изрисовал, раскрасил). Незначительно ребенком используются уменьшительно-ласкательные формы прилагательных, а также глаголов, образованных суффиксальным способом – при помощи суффиксов «-и. -а, -ива») [1].
В начале 4-летнего возраста ребенком уже активно используются различные варианты уменьшительно-ласкательных форм существительных. Также А. Н. Гвоздев отмечает, что у детей этого возраста словарь пополняется названиями предметов женского рода, образованных при помощи суффикса -иц [6].
Образование глаголов в этом возрасте расширяется за счет использования разных аффиксальных способов, приставочного – используются приставки -за, -на, суффиксального – за счет использования суффиксов -ива, -ну. Немного ребёнок начинает осваивать суффиксально-префиксальные способы.
Также в начале 4-х лет ребёнок начинает активно осваивать лексико-синтаксические способы словообразования. Наблюдается это в том, что ребенок использует разные части речи вместо машин папа, говорит папа Маши [5].
После 4-летнего возраста автор отмечает особенности ребёнка образовывать глагола от корня существительного, от прилагательного с добавлением суффикса -их, иц -овк. Начинает пополняться словарь за счет слов, описывающий детёнышей животных (добавление суффикса -ят) [5].
В возрасте 5-6 лет дети наиболее продуктивно осваивают способы словообразования [25].
Основной метод словообразования, которым пользуются дети, – суффиксальный. Однако количество используемых суффиксов ограничено (например, -ик, -чик, -ок, -к, очек, -ят, -ёнок). Также отмечаются случаи использования прилагательных с признаком принадлежности – суффиксы -и, -ов, -овн [25].
В среднем дошкольном возрасте ребёнок уже на достаточно степени овладевает различными аффиксальными способами образования слов на основе разных частей речи. При этом все ещё обнаруживаются элементы словотворчества, но многие используемые детьми слова все же являются общепринятыми [25].
В старшем дошкольном возрасте активный словарь ребенка настолько увеличен, что использование новых словообразовательных моделей ребенком используется тогда, когда слово и его значение ребенку не доступно.
К концу дошкольного возраста детское словообразование начинает приближаться к норме, что приводит к снижению интенсивности словотворчества.
Таким образом, словообразование является важной частью процесса развития речи. В дошкольном возрасте словообразовательные навыки расширяются вместе с развитием словаря. Наиболее доступный способ словообразования имен существительных в дошкольном возрасте является суффиксальный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азизова, Н.Р. Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.Р. Азизова, А.М. Даудова, Е.Н. Иванова // МНКО. – 2020. – №4 (71). – С. 297-299.
2. Алпатова, Н.С. Развитие навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Аппатова, Л.В. Попова, А.С. Селиверстова // The Scientific Heritage. – 2021. – №65-4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.01.2025).
3. Алпатова Н.С. Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи / Н.С. Алпатова, Е.П. Фреева // The scientific heritage. – 2020. – № 45-6(45). – С. 6567-6569.
4. Баженова, Ю.А. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова // Вестник Мининского университета. – 2020. – №2 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-navykov-slovoizmeneniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.01.2025).
5. Галкина, И.А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И.А. Галкина, Е.В. Галеева // БГЖ. – 2020. – №2 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-slovoobrazovaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-didakticheskih-igr (дата обращения: 07.01.2025).
6. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 236 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/558305 (дата обращения: 06.01.2025).
7. Гридина, Т.А. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы / Т.А, Гридина, Н.И. Коновалова // Специальное образование. – 2020. – №2. – С. 45 -49.
8. Данилова, С.А. Особенности словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.А. Данилова, Е.Ю. Медведева// Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №76-4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-slovoobrazovatelnyh-umeniy-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.01.2025).
9. Долженко, Е.А. Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Долженко, Л. С. Пилипчук // Молодой ученый. – 2023. – № 10 (457). – С. 235-237. – URL: https://moluch.ru/archive/457/100649/ (дата обращения: 07.01.2025).
10. Дунаева, А.А. Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Дунаева // Молодой ученый. – 2024. – № 41 (540). – С. 344-347. – URL: https://moluch.ru/archive/540/118203/ (дата обращения: 07.01.2025).
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
12. Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР / Г. Б. Ибатова // Проблемы и перспективы развития образования. – 2020. – № 1. – С. 102-106.
13. Киндюхина, М.С. Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения / М. С. Киндюхина // Молодой ученый. – 2022. – № 43 (438). – С. 312-314. – URL: https://moluch.ru/archive/438/95849/ (дата обращения: 07.01.2025).
14. Климонтович, Е.Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. – 2021. – № 3. – С. 63-65.
15. Ковалева, Ю.В. Развитие речевой инициативы у детей с речевыми нарушениями / Ю.В. Ковалева //Логопед. – 2020. – № 4. – С. 12 - 14.
16. Ковригина, Л.В. Методика выявления уровня сформированности словообразовательных операций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Л.В. Ковригина, М.С. Лиджиева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 3. – С. 5-9.
17. Макарова, Н.В. Характеристика словообразовательных навыков детей с нарушениями речи / Н.В. Макарова, А.А. Нигматуллина, Л.Н. Потураева // Современное педагогическое образование. – 2022. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-slovoobrazovatelnyh-navykov-detey-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 07.01.2025).
18. Маслова, И.В. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности / И.В. Маслова, Т.А. Шкерина // The Newman in Foreign policy. – 2021. – №58 (102). – С. 76-78.
19. Меженцева, Г.Н. Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г.Н. Меженцева, А.А. Таранова // Colloquium-journal. – 2020. – №8 (60). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.01.2025).
20. Милякова, Е.В. Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Милякова // Молодой ученый. – 2022. – № 36 (431). – С. 200-202. – URL: https://moluch.ru/archive/431/94741/ (дата обращения: 07.01.2025).
21. Разумова, Е.А. Анализ методов изучения и формирования морфологических компетенций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е.А. Разумова, В.А. Чиянова, В.А. Дубовская // Вестник Курганского государственного университета. – 2020. – №4 (51). – С. 78-80.
22. Самсонкина, Н.В. Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Самсонкина // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 437-441. – URL: https://moluch.ru/archive/443/96891/ (дата обращения: 07.01.2025).
23. Сидоренко, Е.Н. Морфология современного русского языка. Части речи и контаминанты / Е. Н. Сидоренко. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 368 с.
24. Смирнова, А.А. Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.А. Смирнова, Л.С, Дмитриевских // Вестник Курганского государственного университета. – 2020. – №4 (51). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sostoyaniya-yazykovoy-sposobnosti-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 07.01.2025).
25. Тарасенко, Е.В. Словообразовательные ошибки у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи / Е.В. Тарасенко, Н.В. Макарова // Известия ВГПУ. – 2020. – №2 (145). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slovoobrazovatelnye-oshibki-u-detey-s-normalnym-rechevym-razvitiem-i-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.01.2025).
26. Туманова, Т.В. Изучение и развитие словообразования у дошкольников и школьников (с общим недоразвитием речи): монография / Т. В. Туманова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина" (Мининский университет). - Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2020. – 183 с. :
27. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: 2020. – 314 с.
28. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопед в детском саду. – 2021. – № 3. – С. 6571-6574.
29. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 247 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/544403 (дата обращения: 07.01.2025).
30. Шешукова, Н.Н. Понятие словообразования существительных и его становление в онтогенезе / Н.Н. Шешукова, М.Д. Губина // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. – 2023. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-slovoobrazovaniya-suschestvitelnyh-i-ego-stanovlenie-v-ontogeneze (дата обращения: 07.01.2025).