Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность формирования ценностных отношений у младших школьников становится особенно значимой в современном обществе. Этот период детства считается ключевым для развития и формирования индивидуальности. В это время ребенок активно знакомится с нормами и правилами социального взаимодействия.
Необходимость решения вопроса о формировании нравственных ориентиров у младших школьников связана с требованиями современного общества, которые предъявляются к образовательным учреждениям. Важно, чтобы ученики осваивали систему универсальных ценностей, что соответствует стандартам, установленным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования.
Таким образом, проблема формирования ценностных отношений младших школьников в настоящее время стоит очень остро.
Теория воспитания ценностных отношений описана в концепциях Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, О. С. Газмана, В. А. Караковского, А. В. Мудрика, В. Н. Мясищева, С. Д. Полякова, С. Л. Рубинштейна, Н. Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга и др.
Формирование ценностных отношений в начальных классах существенно влияет на то, как будет складываться личностное развитие ребенка в период подросткового возраста и юности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Д. Ермоленко, A. B. Занков, B. C. Мухина, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Начальный школьный период предоставляет уникальные возможности для успешного формирования ценностных отношений, так как характеризуется рядом возрастных особенностей, включая эмоциональную восприимчивость и готовность реагировать на внешние влияния, а также стремление к положительным ценностям. Эти черты проявляются в различных сферах активности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и других.
Тем не менее, при исследовании методов формирования ценностных отношений у младших школьников недостаточно внимания уделяется игровой активности. В самых разнообразных образовательных системах интеллектуальные игры занимают важное положение. Это объясняется тем, что игра прекрасно соответствует внутреннему миру ребенка.
Игровая деятельность может служить эффективным инструментом для развития необходимых навыков и формирование положительных ценностей. Она обеспечивает детям возможность изучать мир, взаимодействуя с ним в процессе игры. Благодаря игре дети не только развивают свои когнитивные способности, но и формируют социальные связи, учатся работать в команде, что также способствует их личностному росту. Рассматривая игру как центральный элемент образовательного процесса, можно значительно повысить эффективность обучения и воспитания. Поэтому стоит более пристально обращаться к игровым методам в работе с младшими школьниками, чтобы более полно удовлетворить их потребности и желания в процессе получения знаний.
В последние годы вопросы теории и практики интеллектуальной игры разрабатывались многими исследователями: Морозова Н.Г, Г.И. Щукина и т.д. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Однако, несмотря на широкую представленность проблемы интерпретации процесса развития познавательного интереса младших школьников, вопросов применения игры в образовательном процессе начальной школы, недостаточным видится использование интеллектуальной игры как эффективного средства развития познавательного интереса младших школьников.
Анализ литературы по проблеме формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям позволил выявить следующие противоречия:
– между требованиями ФГОС, ориентирующимися на значимость формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям и недостаточным вниманием системы образования к этой потребности ребёнка;
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия использование интеллектуальной игры как эффективного средства формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям?
Тема исследования: интеллектуально-познавательная игра как способ формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям.
Цель исследования: изучить роль интеллектуально-познавательной игры как способ формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям
Предмет исследования: интеллектуально-познавательная игра как способ формирования ценностного отношения младших школьников к знаниям.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к знаниям детей младшего школьного возраста будет эффективна, если для их развития использовать интеллектуально – познавательные игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ценностного отношения младших школьников к знаниям.
2. Выявить особенности интеллектуальной – познавательных игр.
3. Провести диагностику развития ценностного отношения младших школьников к знаниям
4. Разработать программу интеллектуально – познавательных игр по формированию ценностного отношения младших школьников к знаниям.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция развития человека как субъекта деятельности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, JI.B. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теория ценностей, понятие «отношение», идеи направленности личности на ценности, механизмы формирования ценностных отношений (С.Ф. Анисимов, М.М. Бахтин, В.А. Василенко, П.Я. Гальперин, М.С. Каган, В.М. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, др.).
База исследования:
Методы исследования:
теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования;
практические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования .
Теоретическая значимость: изучена психолого – педагогическая литература, определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности ценностного отношения к знаниям, выявлена роль интеллектуально – познаватель ных игр в развитии ценностного – отношения младших школьников к знаниям. детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Данные исследования можно использовать как фактический материал для психологов, учителей и родителей. Поможет расширить взгляд на проблему ценностного отношения к учению и на разработку современных программ по формированию ценностного отношения к учению у младших школьников.
Апробация исследования:
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенностей ценностного отношения у младших школьников
Современная эпоха в российской истории ознаменована изменением ценностных ориентиров. Государство разработало концепцию духовно-нравственного развития и воспитания для учащихся, известную как ФГОС, в которой акцентируется внимание на проблеме отсутствия духовности. Этот документ определяет набор основополагающих ценностей, которые необходимо прививать в начальной школе. Вопросы, касающиеся изучения ценностей и ориентаций, были предметом исследований в научной литературе у таких специалистов, как психологи, культурологи, педагоги и философы.
Однако в данном понятии отсутствует четкость, и термин «ценность» варьируется в зависимости от специфики научной области. Рассмотрим категорию ценности в контексте философских, психологических и педагогических исследований. А. Маслоу в своей работе обозначил две категории ценностей [12]:
- бытийные ценности характеризуют значимые аспекты, присущие развитой личности, такие как стремление к богатству, доброте, истине, красоте и гармонии с самим собой;
- дефицитные ценности, в свою очередь, ориентированы на удовлетворение базовых потребностей в мотивационной иерархии человека. В данном контексте индивид фокусирует свои усилия на том, чтобы изменить собственное восприятие неблагоприятных условий, предпочитая адаптироваться к ситуации вместо ее изменения
Эти данные отражают лишь мотивационную составляющую и не учитывают множество аспектов жизни.
В. Франкл подошел к понятию ценности через сложную психологическую призму. Автор подчеркивает значимость индивидуальных предпочтений в определенные периоды времени. Он выделяет три категории ценностей [15]:
- ценности труда—основой выступает труд, энергия и эмоции, которые человек вкладывает в свою деятельность;
- ценности переживаний—заключаются в эмоциональных связях с другими людьми, способными вызвать такие чувства, как любовь и прочие;
- ценности отношения—это личное восприятие вещей, происходящих вокруг, на которые человек не может оказать влияние, однако можно изменить свое отношение, чтобы они казались менее важными.
Исходя из вышеизложенного, ценности в области психологии представляют собой совокупность оценок, образных представлений о реальности и жизненных позиций. Важную роль в формировании этих ценностей играет мотивация.
А. Н. Леонтьев в своей теории связывает эмоционально-мотивационную сферу с личностно значимыми объектами. Он объясняет это через призму субъект-объектного взаимодействия, где достижение личной значимости возможно только через взаимосвязь между объектом и субъектом, внедряя его в свой духовный или материальный мир. С точки зрения культурологии, ценность рассматривается как важный компонент культуры [10].
В соответствии с мнением А. Г. Здравомыслова - ценности могут быть определены как осознанные действия индивида, которые учитывают его духовные устремления, моральные идеалы и эмоциональные связи. Ценности содержат в себе некий культурный эталон и стандарты для их оценки. В рамках общества существуют определенные нормы поведения, соответствующие моральным принципам. Благодаря этим нормам человек способен упорядочивать свои действия, адаптируя их к своей ценностной системе, что, в свою очередь, придаёт смысл и мотивацию его деятельности [4].
Таким образом, ценность представляет собой систему взаимозависимых образов, моральных установок и норм поведения, которые формировались на протяжении долгого времени, основываясь на опыте и ошибках человечества. Важным условием этого процесса является ориентация на социальные группы.
Фрагмент для ознакомления
3
Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. – 2019. – 134 с.
Акимова С. С., Лельчицкий И. Д. Формированик ценностно-смыслового отношения младших школьников к учебной деятельности Просвящене. — 2018. — №4.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. -- М.: Просвещение, 2020.- 334 с.
Антюшко А. Н., Савинова Л. Ю. Психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2022. — № 1. — С. 19—23.
Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. -- Харьков, 2018.- 145 с.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2021. — 352 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / JI.C.Выготский - М.: Педагогика, 2021. - 408 с.
Занков Л.В. Игра и ученье. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков // Учпедгиз, 2018. – 258 с.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: Петрополис, 2017. — 150 с.
Леонтьев В.Г. Формирование учебной деятельности обучающихся: Межвуз. Сб. науч. тр. / В.Г.Леонтьев - Новосибирск: НГПИ, 2019. - 134с.
Маркова А. К. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. — М. : Сов. Россия, 2022. — 311 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2019. — С. 77—101.
Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. — 356 с.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2016. - 180 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Серия «Мастера психологии» / С.Л.Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 2019. - 720 с.
Савинова Л. Ю. Модель воспитания ценностных отношений у младших школьников // Гуманитарные науки и образование. — 2018. — № 2. — С. 42—49.
Савинова Л. Ю., Иванова М. Н. Диагностика проявления ценностного отношения младших школьников к учению / / Герценовские чтения. Начальное образование. — 2021. — № 1. — С. 107—113.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина, М.: Педагогика, 20201. -310 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б.Эльконин - М.: Педагогика, 2019. - 554 с.