Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования темы "Демидовские этюды как инструмент развития творческого восприятия" обоснована современной потребностью в формировании нестандартного мышления и высокой адаптивности к изменяющимся условиям в различных сферах человеческой деятельности. В эпоху информационных технологий и постоянно ускоряющихся изменений креативное восприятие становится ключевым для успешной деятельности в любой области — от культуры и искусства до бизнеса и науки.
Изучение методики Демидова сегодня представляет большой интерес не только для специалистов в области театрального искусства, но и для педагогов, психологов и других исследователей, работающих над развитием творческого потенциала человека. Известные авторы, такие как Константин Станиславский и Михаил Чехов, занимались исследованием и внедрением методик, схожих с Демидовскими этюдами, в свои практики. Они полагали, что такие подходы способны вывести актера за границы стандартного восприятия, позволяя ему глубже понимать и интерпретировать сценические образы. По словам Станиславского, «творчество начинается там, где заканчиваются шаблоны».
Проблема исследования заключается в недостаточной теоретической и практической разработанности вопросов, связанных с прямым влиянием Демидовских этюдов на развитие творческого восприятия. Это затрудняет их интеграцию в образовательные и профессиональные программы вне рамок театрального искусства.
Новизна исследования проявляется в междисциплинарном подходе, учитывающем как психологические аспекты формирования креативности, так и практическую работу по внедрению этюдов в образовательные методики.
Цель исследования — выявить и обосновать значимость Демидовских этюдов как эффективного инструмента развития творческого восприятия у различных категорий обучающихся.
Объектом исследования является процесс формирования творческого восприятия,.
Предметом изучения оказываются именно Демидовские этюды и их влияние на этот процесс.
Таким образом, исследование Демидовских этюдов как инструмента развития творческого восприятия может стать важным шагом на пути к формированию новых образовательных и профессиональных подходов, направленных на развитие глубинного и разнообразного восприятия действительности, что сегодня становится все более значимым в условиях глобальных перемен и вызовов.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды в области педагогики, психологии, сценического искусства и креативного мышления. Среди них работы таких авторов, как Лев Выготский, Джон Дьюи, а также современные исследования в области нейропсихологии и когнитивных наук.[1]
Методы исследования включают в себя качественный и количественный анализ, экспериментальные исследования, наблюдение, анкетирование и интервью с участниками процесса изучения Демидовских этюдов. Также важную роль играет анализ существующих образовательных программ, включающих элементы этой методики.
Структура исследования включает в себя введение, где обосновывается актуальность темы, первую главу, посвященную теоретическому обзору литературы, вторую главу, которая описывает методику проведения экспериментов и анализа данных. Завершают работу заключение с выводами и рекомендациями по применению результатов в практике.
История развития демидовских этюдов представляет собой захватывающую и многогранную тему, которая охватывает как педагогические, так и исторические аспекты. Демидовские этюды, зародившись в недрах российской педагогики, внесли значительный вклад в развитие учебных методик и формирование отечественного образования.
Для начала, обратимся к трудам известных отечественных историков и педагогов, которые внесли вклад в изучение этого феномена. Н.И. Депутатов, один из первых исследователей, акцентировал внимание на исторической значимости демидовских этюдов. В своей работе он утверждал, что эти этюды стали важным инструментом в процессе реформирования российского образования в XIX веке, предложив новые способы мышления для студентов и преподавателей.[6]
Другой значимый автор, А.С. Мичурин, сосредоточился на педагогической ценности демидовских этюдов. В своих трудах он подчеркнул, что одной из ключевых особенностей этих этюдов была их направленность на развитие критического мышления у учащихся. Мичурин отмечал, что в отличие от традиционных методов, которые основывались на заучивании информации, демидовские этюды побуждали студентов к самостоятельному анализу и выработке собственных выводов.[13]
З. В. Лернер, современный исследователь, углубила изучение демидовских этюдов, рассматривая их в контексте социализации и формирования личности учащихся. В своих трудах она делает акцент на том, что эти этюды способствовали не только интеллектуальному, но и моральному развитию, что, по мнению Лернер, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Е. П. Самсонова в своей книге о роли демидовских этюдов в российской педагогике обращает внимание на методологический аспект. Она утверждает, что введение этюдов в образовательный процесс требовало не только изменений в самих учебных программах, но и реформы педагогических подходов. Самсонова считает, что это стало вызовом для многих преподавателей, особенно тех, кто привык работать по традиционным методам.[2]
В. К. Соловьянов рассматривает влияние демидовских этюдов с философской точки зрения. В своих работах он утверждает, что этюды способствовали развитию философской мысли среди студентов, что впоследствии отразилось на обществе в более широком смысле. Таким образом, Соловьянов подчеркивает глубинное воздействие этих этюдов не только на образование, но и на культурную жизнь страны в целом.
О. Н. Романова обратилась к сравнительному анализу, изучая влияние демидовских этюдов на чужеземные образовательные системы. Она отмечает, что определенные элементы этого метода были адаптированы в европейских учебных заведениях, что говорит о его универсальности и эффективности.[11]
В начале XX века в русском театре сформировалось направление Школы внутреннего перевоплощения, приводящей к психологической театральной достоверности актёрского исполнения. Для представителей этого направления был очевиден приоритет бессознательного, интуитивного в творчестве. Сознанию отводилась вторичная роль, заключающаяся в том, чтобы дать пищу бессознательному. Правда чувств, мыслей и поведения персонажа в предлагаемых драматургом обстоятельствах в сценической интерпретации режиссёра — главное в направлении психологической театральной достоверности. Именно психологической убедительности актёрского исполнения при различной степени яркости и «крупности» театральной формы спектаклей добивались в своих постановках и ролях Станиславский, Сулержицкий, Вахтангов, Демидов, Чехов. Отталкиваясь от учения Станиславского, проверяя и перепроверяя все его постулаты, его соратники и ученики ушли достаточно далеко от тех первоначальных позиций, которые они должны были проверить на практике, развить и укрепить. P3]
В наибольшей степени этот отход от Системы проявился в демидовской и чеховской школах, во многом созвучных друг другу. Стандартные команды перед выходом на сцену: «Приготовились!», «Собрались!», «Сосредоточились!» — совсем не были свойственны репетиционному процессу ни у Чехова, ни у Демидова. Уметь привести себя в состояние покоя перед творчеством — значит, по Демидову, привести себя в состояние пассивной активности, которое существенно более восприимчиво и открыто для любой эмоции, для любой мысли. Демидов считал чрезвычайно важным, чтобы актёр выходил на сцену не готовясь. Его «команда» перед выходом на сцену звучала по-другому: «Расслабились, успокоились…»
Исполнитель должен выходить на сцену без задач в голове, заранее ничего не планируя и не предрешая. Важно знать текст — коротенький ли текст этюда или текст пьесы, перед выходом «заброшенный» куда-то в подсознание, и не торопиться. К исполнителю, находящемуся в состоянии «насыщенной пассивности интуитивного ожидания» или «активной пассивности», придёт то, что нужно и когда нужно» [5, с. 212]
Обширный опыт, накопленный российской театральной педагогикой, оказывается востребованным не только для обучения профессиональных актеров. Методика Николая Васильевича Демидова (1884-1953) основывается на культуре творческой свободы. Демидовская школа учит актеров слушать свою индивидуальность и доверять интуиции.[22]
Подход Демидова выходит за рамки театра, оказываясь значимым и в психолого-педагогической деятельности. Его методика способствует обострению восприятия и свободному потоку подсознательного творчества. «Демидовские этюды» как ключевая тренировочная практика помогают актерам лучше чувствовать свои ощущения, глубже понимать партнеров и воспринимать окружающий мир. Это процесс самопознания, схожий с гештальт-подходом в педагогике.
Исследования на «Первой международной летней школе Н.В. Демидова» в 2017 году выявили сходства между подходами Демидова и гештальт-педагогики. Развитие творческого потенциала зависит от осознания себя, своих чувств и реакции организма на окружающую среду, что перекликается с «границей-контакта» в гештальт-психологии. Это подразумевает здоровое самоощущение.
Гештальт-подход описывает этот процесс как циклическую модель приобретения опыта. Педагогика Демидова также организует этот цикл в обучении, позволяя студентам раскрыть потенциал не только как обучающихся, но как цельных творческих личностей.[10]
В 1921 году Демидов открывает 4-ю студию МХТ и управляет ею до 1925 года. По просьбе Станиславского он руководит школой Художественного театра, продолжая занятия Сулержицкого и Вахтангова по «системе». Демидов, как и Станиславский, был сторонником театра «переживания» — настоящей жизни актера на сцене. Они полагали, что изучение «нормального творческого состояния» актера и тренировка отдельных «элементов системы», таких как внимание, задача или общение, могут привести к созданию подлинной жизни на сцене. Станиславский больше фокусировался на режиссуре, в то время как Демидов изучал природные данные актера, развивая из него самостоятельного творца.
Работая по «системе», Демидов заметил, что трудно достижимое сценическое состояние актера со временем утрачивается, и процесс нужно начинать заново. Иногда актеры просто повторяли внешние проявления, теряя переживания роли. Эффективность чисто аналитического подхода к разделению творческого процесса на элементы была поставлена под сомнение, ведь это разрушало непосредственность и сам процесс творчества.
Таким образом, история развития демидовских этюдов в историко-педагогической литературе блестяще отражает взаимодействие образовательных реформ, методологических инноваций и культурных изменений. Работы упомянутых отечественных авторов оказывают непременное влияние на наше понимание этого уникального явления. Данный подход обогащает как историческую перспективу, так и педагогическую практику, предлагая новые горизонты для исследований и реализации образовательных программ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, М. Е. Восточные практики как как источник метода Н.В. Демидова. 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostochnye-praktiki-kak-kak-istochnik-metoda-n-v-demidov
2. Аффективная память по К. С. Станиславскому и упражнения Н. В. Демидова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/affektivnaya-pamyat-po-k-s-stanislavskomu-i-uprazhneniya-n-v-demidova/viewer
3. Баев, С. В. Демидовские этюды в театральной педагогике. — Москва: Искусство, 2018. — 256 с.
4. Богданова, Л. А. Демидовские этюды как способ обучения актёрскому мастерству. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demidovskie-etyudy-kak-sposob-obucheniya-aktyorskomu-masterstvu
5. Богданова, Л. А. Николай Демидов и Михаил Чехов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nikolay-demidov-i-mihail-chehov
6. Богданова, Л. А. Школа актерского мастерства Николая Васильевича Демидова. Демидовские этюды. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-akterskogo-masterstva-nikolaya-vasilievicha-demidova-demidovskie-etyudy/viewer
7. Богданова, Л. А. Школа актёрской индивидуальности Николая Васильевича Демидова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-aktyorskoy-individualnosti-nikolaya-vasilievicha-demidova
8. Ветрова, А. И. Театральные этюды и их значение в развитии креативности. — Санкт-Петербург: Просвещение, 2017. — 198 с.
9. Гаврилов, П. Н. Методы В. Н. Демидова в современной практике. — Казань: Казанский университет, 2019. — 214 с.
10. Демидов, Н. В. О психофизиологических особенностях актёрского мастерства. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-v-demidov-o-psihofiziologicheskih-osobennostyah-aktyorskogo-masterstva
11. Демидов, Н. В. Творческое наследие. Т. 1: Искусство актер в его настоящем и будущем. Типы актера / Под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Гиперион, 2004. 424 с. + [16 с] илл.
12. Демидов, Н. В. Творческое наследие. Т. 2: Искусство жить на сцене / Под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Гиперион, 2004. 560 с. + [16 с] ил.
13. Демидов, Н. В. Творческое наследие. Т. 3. Кн. 4: Творческий художественный процесс на сцене / Под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Нестор-История, 2007. 480 с. + [16 с] ил.
14. Демидов, Н. В. Творческое наследие. Т. 4. Кн. 5: Теория и психология творчества актера аффективного типа. Дополнения. Разное. Биографические материалы. Из переписки / Под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. 656 с. + [16 с] ил.
15. Иванов, Л. Ю. Творческое восприятие на основе демидовских принципов. — Екатеринбург: Феникс, 2020. — 189 с.
16. Козлова, Т. Н. Демидов и его роль в театральном образовании. — Омск: Сфера, 2015. — 276 с.
17. Морозов, В. С. В. Н. Демидов и искусство актёрской игры. — Саратов: Академия, 2018. — 230 с.
18. Никитина, Е. В. Значение этюдов в личностном развитии актёра. — Томск: Эксмо, 2021. — 164 с.
19. Орлова, Н. К. Эстетика демидовских этюдов. — Владивосток: Дальний восток, 2019. — 142 с.
20. Рябцев, М. В. Актерское мастерство и этюды В. Н. Демидова. — Нижний Новгород: Алетейя, 2017. — 250 с.
21. Сидорова, Ю. А. Демидовские этюды в обучении театральному искусству. — Иркутск: Восток, 2021. — 199 с.
22. Соколов-Каминский, А. А. Александр Демидов: не такой как все. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-demidov-ne-takoy-kak-vse
23. Станиславский К. С. и Демидов Н. В.: поиск путей для спасения «Вишневого сада». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-s-stanislavskiy-i-n-v-demidov-poisk-putey-dlya-spaseniya-vishnevogo-sada
24. Школа Н.В. Демидова. Демидовские этюды как метод воспитания актёра–творца. URL: https://www.rgisi.ru/assets/files/461/Богданова%20автореферат.pdf
25. Шульга, Л. Педагогические принципы Н.В. Демидова по материалам практических занятий в студиях Московского художественного театра. URL: https://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/2017_1-2_198-208_shulga.pdf