Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение …………………………………………………….…………………… 3
Глава I. Теоретические основы формирования особенностей
ценностных ориентаций подростков …………………….……….………….. 5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста ……………..…. 5
1.2 Представления о ценностных ориентациях в трудах
отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов .……..… 11
1.3 Ценностные ориентации в подростковом возрасте ………………..…….. 20
Выводы по первой главе …………………………………………………..…... 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Ценностные ориентации определяют отношения внутри социума на протяжении веков. Они развиваются от одного поколения к другому, формируют человеческое мировоззрение, в том числе поведение.
С момента рождения человек обычно попадает в семью, которая на протяжении его становления выступает одним из основных источников передачи ценностей, традиций. Однако существуют и неблагополучные семьи, которые негативно влияют на развитие личности подростка, что может спровоцировать агрессивное, конфликтное поведение, а также воспитать в подростке ценности далекие от нормативных.
Немаловажную роль в становлении личности играет социум, который непосредственно влияет на подростка, он также может способствовать формированию отношений. Ключевым источником формирования личности подростка выступает семья, а также образовательное учреждение, так как именно там происходит тесная взаимосвязь школьника со своими одноклассниками, а между педагогами.
Подростковый возраст – это время перехода от детства к юности. В этот период в сознании подростка смешиваются различные ценности. Подросток начинает осознавать, что его личный социальный опыт не может быть единственной мерой окружающей действительности. Он присматривается к другим ценностям и идеалам, стремится постигать их в процессе общения с ровесниками. С одной стороны, этот этап может быть сложным, так как подростки часто выражают протестное поведение, заявляя о своих правах, проверяя границы дозволенного в социуме. С другой стороны, в это время происходят и позитивные изменения: подросток становится самостоятельнее, его отношения с другими людьми становятся более глубокими и разнообразными.
В подростковом периоде человек занимает новую социальную позицию, что позволяет ему осознать себя как часть общества. Именно в подростковом возрасте формируются представления о морали, жизненных целях, понимание себя, своих возможностей, талантов и интересов. Подросток стремится стать взрослым, активно общается со сверстниками и формирует свое мировоззрение, взгляды на отношения между людьми и, стало быть, свое будущее. Иными словами, в этот период формируется система ценностей человека и его личные жизненные цели.
Актуальность темы обусловлена тем, что подростковый возраст представляет собой один из ключевых этапов в формировании личности, когда происходит активное становление системы ценностей, определяющей дальнейшие жизненные цели, установки и поведение индивида. В современном мире, характеризующемся ускоренными темпами социальных изменений, глобализацией и развитием информационных технологий, влияние внешних факторов на формирование ценностей становится особенно значимым. Эти процессы приводят к пересмотру традиционных моделей поведения и взглядов, что делает изучение ценностных ориентаций подростков крайне важным.
Объектом исследования являются ценностные ориентации.
Предмет исследования: являются ценностные ориентации подростков.
Гипотеза:
Целью исследования является изучение различий ценностных ориентаций подростков …
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать систему ценностей подростков и студентов в сравнительном аспекте.
3. Выбрать подходящий метод и осуществить эмпирическое исследование
5. Изучить ценностные установки на уровне общих принципов и личных предпочтений у подростков в сравнении с их сверстниками из старших классов и студентами.
6. Сопоставить ценностные ориентации как представление об идеальном у подростков и юношей.
Методологической основой исследования стали фундаментальные идеи античных философов Платона и Аристотеля о социальной природе человека.
Немецкий социолог Э. Дюркгейм в свое время утверждал, что типы поведения наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему. Отечественный психолог Л.С. Выготский высказал фундаментальную идею о врастании ребенка в цивилизацию.
В контексте научной школы «Феноменология развития и бытия личности», реализуемой на кафедре психологии развития личности МПГУ, В.С. Мухина развивает идею о внешних реальностях бытия, одной из которых является реальность социально-нормативного пространства. Проявления человека как социального субъекта обусловлены ценностными ориентациями конкретной культуры и ее социально-нормативным пространством. Структурное наполнение такого звена самосознания, как социально-нормативное пространство личности, сущностно определяет поведенческие проявления, присущие человеку.