Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, в последние годы внимание российского общества пристально привлечено к проблемам формирования гражданско-патриотических и мировоззренческих убеждений детей и молодежи. При этом патриотическое воспитание выходит на первый план.
Во-вторых, обращение к формированию у младших школьников патриотических чувств – это не только закономерный, но также и своевременный шаг. Система образования на современном этапе вместе с формированием необходимых метапредметных, а также предметных результатов, еще ориентирована на обязательное развитие духовно-нравственной стороны личности подрастающего поколения, воспитание у них значимых патриотических чувств и качеств. В связи с этим ведется поиск эффективных подходов к успешной реализации программ патриотического воспитания детей в рамках обучения в образовательных организациях.
В-третьих, особую роль в воспитании у младших школьников чувства патриотизма может сыграть внеклассная работа. Внеклассная работа выступает в качестве значимого элемента современного образования. Это обусловлено тем, что она позволяет в той или иной мере выйти за рамки школьной программы и перед обучающимися открыть новое знание в увлекательной, творческой атмосфере.
Внеклассная работа представляет собой целенаправленные и организованные занятия с обучающимися, которые проводятся школой в целях углубления и расширения знаний, умений, а также навыков подрастающего поколения, организация их эффективного отдыха.
Внеклассная работа направлена на реализацию важной цели – формирование и развитие личности обучающихся.
Цель исследования: выявить особенности и значимость внеклассной работы в воспитании у младших школьников чувства патриотизма.
Объект исследования: воспитание у младших школьников чувства патриотизма.
Предмет исследования: воспитание у учащихся начальной школы чувства патриотизма во внеклассной работе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие патриотизма;
2) раскрыть особенности воспитания чувства патриотизма в младшем школьном возрасте;
3) изучить возможности внеклассной работы для воспитания у младших школьников чувства патриотизма;
4) выявить критерии и уровни патриотической воспитанности младших школьников;
5) разработать программу внеклассных мероприятий по формированию чувства патриотизма у младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Рассматривая чувство патриотизма, в первую очередь укажем, что патриотизм как таковой обладает двойственным характером. То есть он может пониматься и в качестве базовой духовной ценности, и в качестве системы качеств личности. Непосредственно на личностном уровне следование соответствующим патриотическим установкам низменно обеспечивает удовлетворение потребностей личности. Одновременно патриотизм, основанный на идеологических и духовных ценностях, выступает в качестве системнокомплексным качеством личности, которое обеспечивает готовность этой личности к социальным гражданским действиям непосредственно в интересах общества.
В целом, патриотизм представляет собой одно из качеств личности.
На современном этапе понимание сути чувства патриотизма претерпевает изменения. Оно понимается в качестве:
1) эмоционально-возвышенного, как многообразное проявление у индивида возвышенного чувства любви к Отечеству (в трудах Л. Толстого, А. Солженицына);
2) активно-деятельностного, в котором сила патриотического чувства никаким образом не ограничивается только возвышенностью и глубиной любви к Отечеству, а именно побуждает человека к достаточно активным действиям, а также поступкам на благо Родины (в понимании В. Ленина, Е. Троицкого). Патриотические чувства в конце 60-х – начале 80-х гг. ХХ столетия рассматривались в качестве явления именно общественного сознания (в работах Г. Кочкалды, А. Крупника, В. Прозоровского, Л. Рощина,). А также как особое явление духовной жизни общества, начиная с середины 80-х гг. ХХ столетия (это Б. Каневский, П. Петрий, О. Платонов, а также П. Шебардин). Понималось оно и как проявление у человека психики, черт менталитета. При этом государство рассматривается в качестве объекта патриотизма. Основная идея в этом случае заключается в трактовке патриотизма как проявления у индивида чувства национальной гордости за свою державу, активное участие людей в укреплении государства.
Патриотическое чувство долга непосредственно перед Родиной и Отечеством выступает в качестве одной из значимых черт человека. Слово «патриотизм» в словаре С.И. Ожегова означает «человека, который любят свое отечество, предан своему народу и готов на жертвы по имя интересов соей Родины» [21. с. 296].
В свою очередь в словаре В.И. Даля слово «патриот» трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» [12, c. 328].
В толковом словаре под редакцией В.Н. Ивановой понятие «патриотизм» раскрывается как «чувство привязанности к стране рождения либо проживания, которое выражается в готовности созидать, а также жертвовать личным благом для общественной пользы» [26, с. 110]. Подобным образом в содержательном аспекте раскрывается данное понятие И. Волковым. Указанный исследователь пишет, что российский патриотизм являет собой патриотизм людей всех без исключения национальностей, которые проживают на территории Российской Федерации, это любовь непосредственно к Российскому государству в качестве единой Родине для всех населяющих его народов, это особая гордость именно за принадлежность к российскому государству, наконец, это ответственность как за его настоящее, так и за будущее [7, с. 9]. Исследователи В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов полагают, что истинные патриоты живут на своей земле и не при каких условиях не придают свою Родину [9, с. 31]. Подобную позицию разделяет также В.В. Бобров, С.И. Григорьев, А.Д. Лопуха, В.Н. Турченко и некоторые другие ученые.
Согласно большому философскому энциклопедическому словарю патриотизм представляет собой одну из весьма мощных скреп практически любой социальной организации, с разложения которой начинается ее гибель [8, с. 174].
Рассмотрение и сопоставление позиций разных исследователей о природе патриотизма и патриотических чувств, специфики их проявления позволяет заключить, что патриотизм как таковой обладает несколькими уровнями своего проявления, а также несколькими формами реализации. Укажем их.
1. Общегосударственный уровень. Патриотизм на данном уровне выражается в определенной патриотически направленной как внешней, так внутренней политике государства, доминировании патриотической либо же космополитической идеологии.
2. Социально-групповой уровень. В прямом соответствии с местом и ролью в социальном устройстве общества, а также доминирующей в нем идеологией те или иные социальные группы выстраивают свое отношение к этой идеологии (то есть системе взглядов и идей, которые отражают интересы этой социальной группы). Происходит формирование мировоззренческих установок этой группы, ее готовность к патриотическому, или же космополитическому образу осуществляемых социальных действий.
3. Личностный уровень. На данном уровне основными формами проявления патриотизма выступают патриотические чувства, патриотическое мировоззрение (то есть это приверженность патриотическим ценностям и патриотической идеологии), разделение патриотических духовных ценностей, этническая самоидентификация, а также практическое патриотическое поведение.
В первую очередь в качестве источника патриотических ценностей, патриотического поведения выступают как общественные, так и личностные потребности [29, с. 252].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – Москва: АРКТИ, 2015. – 247 с. – Текст: непосредственный.
2. Антонова, Ю.П. Патриотическое воспитание в общеобразовательных учреждениях / Ю.П. Антонова. – Текст: непосредственный // Бюллетень науки и практики. – 2019. – Т. 5. – № 4. – С. 483 – 488.
3. Аулова, С.И. Внеклассная работа в школе / С.И. Аулова, С.В. Агафонова, Е.И. Забусова. – Текст: непосредственный // Символ науки. – 2018. – № 11. – С. 76 - 79.
4. Баженова, В.В. Психология младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / В.В. Баженова. – Глазов, 2016. – 43 с. – Текст: непосредственный.
5. Большой философский энциклопедический словарь в 2-х т. – Москва: Советская энциклопедия, 1991. – Т. 2. – 856 с. – Текст: непосредственный.
6. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания / Н.М. Верзилин. – Москва: Просвещение, 2018. – 296 с. – Текст: непосредственный.
7. Волков, И. Не быть иностранцами в своем Отечестве / И. Волков. – Текст: непосредственный // Ориентир. – 1998. – № 3. – С. 7-9.
8. Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. – Москва: Просвещение, 2013. – 226 с. – Текст: непосредственный.
9. Гончаров, В.Н. Философия образования в условиях духовного возрождения России / В.Н. Гончаров, В.Н. Филиппов. – Барнаул: БГПУ, 1994. – 196 с. – Текст: непосредственный.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2014. – 142 с. – Текст: непосредственный.
11. Гришкина, А.А. Внеклассная работа как органическая часть системы обучения / А.А. Гринкина. – Текст: непосредственный // Вестн. школы. – 1999. – № 3. – С. 14-17.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. – Санкт-Петербург: Диамант, 1998. Т. 3. – 644 с. – Текст: непосредственный.
13. Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 19-22.
14. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 29-33
15. Козлова, Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т.В. Козлова. – Текст: непосредственный // Интеграция образования. – 2012. – №1. – С. 67-70.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Академия, 2017. – 464 с. – Текст: непосредственный.
17. Лашкова, Г.Н. Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников / Г.Н. Лашкова. – Текст: электронный // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-chuvstva-patriotizma-u-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 05.11.2024).
18. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев / Л.И. Манина. – Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – №7. – С. 285-288.
19. Маркова, Т.М. Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации / Т.М. Маркова, Ю.В. Лашина, В.С. Нитченко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 12. – С. 163 – 165.
20. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / Т.М. Маслова. – Хабаровск, 2007. – 23 с. – Текст: непосредственный.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: ИТИ «Технология», 2008. – 944 с. – Текст: непосредственный.
22. Парфенова, Т.С. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников / Т.С. Парфенова. – Текст: электронный // Научно - методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 2911 – 2915. – URL: https://e-koncept.ru/2014/54846.htm (дата обращения: 04.11.2024).
23. Панчешникова, Л.М. Организационная работа в школе: метод. пособие / Л.М. Панчешникова. – Москва: Просвещение, 2016. – 278 с. – Текст: непосредственный.
24. Разбегаев, П.В. Патриотизм как ключевой фактор воспитания: нормативно-правовой аспект / П.В. Разбегаев. – Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 5. – С. 148 – 150.
25. Рядовой, А.Г. Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание / А.Г. Рядовой. – Текст: электронный // Омский научный вестник. 2008. № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-kak-sistemno-kompleksnoe-kachestvo-lichnosti-suschnost-i-soderzhanie/viewer (дата обращения: 02.11.2024).
26. Социальные технологии. Толковый словарь / под редакцией В.Н. Иванова. – Белгород: Луч, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
27. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: из опыта работы сельской школы / В.А. Сухомлинский. – Москва: Учпедгиз, 1959. – 148 с. – Текст: непосредственный.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://school72.tgl.ru/sp/pic/File/2022/OBRAZOVATELNIE_STANDARTI/FGOS-NOO-izm-2022-07-18.pdf (дата обращения: 04.11.2024). – Текст: электронный.
29. Цагараева, Е.Ф. О необходимости патриотического воспитания учащихся в процессе обучения / Е.Ф. Цагараева, М.У. Элипханов, А.А. Хамикоев, Е.Х. Носкидаева. – Текст: непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, – № 4. – С. 250 – 253.
30. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н.Е. Щуркова. – Москва: Новая школа, 1998. – 208 с. – Текст: непосредственный.
31. Юнусова, Э. А.-Г. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе / Э. А.-Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. –2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-vospitaniya-u-mladshih-shkolnikov-patrioticheskih-chuvstv-vo-vneklassnoy-rabote/viewer (дата обращения: 05.11.2024). – Текст: электронный.