Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы: Урок рассматривается как место для испытания навыков с различными видами методов обучения, которые включают как догматические, так и инновационные подходы. Она является неотъемлемой частью учебного и образовательного процесса. В рамках урока устанавливается роль учителя и ученика, для которого определяется путь его культурно-личностного развития. Урок не только служит своей определенной, установленной нормами, цели, но и служит инструментом воспитания и развития личности.
Сегодня на современных уроках основное внимание уделяется воспитанию индивидуальной личности ученика. Учитель целенаправленно использует различные возможности для поддержки активного и духовного роста учащихся, а также для обучения их глубоким знаниям и моральным устоям. Современное учебное заведение понимается как культурный феномен, порожденный педагогической мыслью и являющийся результатом человеческого стремления познавать и понимать мир.
Цель исследования: изучить культуру современного урока.
Задачи исследования:
- определить понятие «культура урока» в педагогической теории и практике;
- изучить основные компоненты культуры современного урока;
- проанализировать методы и подходы к организации урока с точки зрения его культуры;
- выявить педагогические условия, способствующие повышению качества проведения урока.
Объект исследования: процесс обучения на современном уроке.
Предмет исследования: культура проведения современного урока в условиях школьного образовательного процесса.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы с учителями и учениками.
Культура урока — это уровень проведения и степень качества урока, который определяется высокой организованностью и эффективной интеллектуальной работой со стороны учителя в отношении учеников.
Культура урока включает в себя разнообразные элементы: активная форма обучения, принцип концентризма, речевая и коммуникативная направленность, дифференцированный подход, обучение правилам эффективного общения с применением навыков толерантного общения (убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, корректно спорить, регулировать конфликты и не допускать их) и применением технических носителей информации (видеоанализа и видеосъёмки, сопровождение презентацией и т.д.) [5, с. 40].
Понятие «культуры урока» по Ш. А. Амонашвили - это создание учителем условий для самореализации и индивидуальности личности ребёнка через раскрытие его положительных возможностей и задатков, посредством методов мотивации, стимулирования и поощрения [7, с. 172].
Историческая эволюция понятия «культура урока» в педагогике:
1. Первый подход к определению понятия «культуры урока» заложилось еще в XVII–XIX веках. Основные положения, характеризующие данный термин, были обозначены в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Ян Амос Коменский, чешский педагог написал книгу «Великая дидактика». В ней он разработал систему обучения, при которой учебный процесс проводился в соответствии с возрастом и уровнем подготовки, при делении по данным категориям на классы. Таким образом, у системы появилось название – классно-урочная система [8, с. 41].
Ушинский К.Д. развил учение Коменского об уроке в отечественной педагогике, где на основе проведенных исследований, научно подтвердил достоинства и превосходства классно-урочной системы. В последствии он разработал и сформировал теорию урока, где доказал и подтвердил ее организационное строение и создал классификация уроков по типам с различными основаниями [6, с. 27].
2. Непринятие прежних взглядов и концепций о «культуре урока» произошло в 50–60-е годы.
Психолого-педагогические специалисты начали исследовать понятие «новый» урок, параллельно формируя новую концепцию современного урока, с целью ее дальнейшей реализации.
3. Современное понимание культуры урока указывает на высокий уровень учебной деятельности, организуемой преподавателем в групповой форме с целью обучения познавательной деятельности. Урок проходит в рамках современности, что подразумевает высокий уровень педагогической активности в обучении.
Таким образом, культура урока подразумевает под собой степень качества проведения учебной деятельности, которая характеризуется высокой степенью организации и эффективной и позитивной деятельностью учителя по отношению к ученикам. Термин «культура урока» в педагогической практике проходил три этапа в становлении совей эволюции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года // ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701)
2. ФГОС: требования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 13.11.2024)
3. Чикина Ю. Ю. Способы создания комфортного социально-психологического климата на занятии в условиях информатизации образования (на примере уроков географии) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. №1. С. 66-74.
4. Чернецова Т. С., Афанасьева О. В. Суть метода наблюдения в психиолого-педагогических исследованиях // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2020. №3. С. 66-74.
5. Осипова Л.Н. Требования к современному уроку // Наука, образование и культура. 2019. №9 (43). С. 39-42.
6. Марчук Е.В., Подгорная Т.В. Современный урок в начальной школе // Интерактивная наука. 2022. №2 (67). С. 26-30.
7. Исаев Р. Д. Современный урок и его особенности // Инновационная наука. 2023. №12-2. С. 171-172.
8. Босая И. И., Кузнецова Т. С. «Воспитательные возможности современного урока» // Актуальные исследования. 2023. №52 (182). Ч. III. С. 40–42.
9. Марчук Е.В., Подгорная Т.В., Современный урок в начальной школе // Интерактивная наука. 2022. №2 (67). С. 26-30.
10. Тихомирова М. О. «Особенности современного урока в условиях реализации обновлённого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. №4А. С. 208–214.
11. Маринова И.В. Анализ требований к структуре современного урока согласно ФГОС по учебному предмету «математика» // Вестник ТИУиЭ. 2023. №2 (38). С. 88-93.
12. Гузанова, С. В. Урок в современной школе / С. В. Гузанова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 38 (172). С. 99-101.
13. Ермакова, Е. В. Урок как культурологический и педагогический феномен / Е. В. Ермакова, Н. А. Степанова, А. Л. Синаторов.— Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар : Новация, 2018. С. 1-3.
14. Шполтакова А.С. Культура современного урока // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006137 (дата обращения: 14.11.2024 ).
15. Шамина В. П. «Технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся в курсе обществознания» // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2023. №12 (87)
16. Гришина С.А. Формирование исследовательской культуры на уроках истории в условиях малокомплектной школы // НИР/S&R. 2022. №1 (9). С. 29-33.