Фрагмент для ознакомления
2
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает.
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы [Жиенбаева 2018].
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками.
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших учеников руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих учеников [Коршикова 2017].
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность ученика заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Эти особенности детей (уверенное выполнение, подражание, вера в истинность полученных знаний) являются довольно важными предпосылками для обучения в начальной школе. Активность ученика во многом обусловлена тем, что ребенку (за крайне редкими исключениями) нравится посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении ученика и привлекает сам процесс обучения.
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А поскольку дети этого возраста также очень импульсивны, занятия часто становятся быстрыми, насыщенными и напряженными. Детям ни в коем случае нельзя скучать – необходимо довольно часто менять характер упражнений, не затягивать перерывы и держать внимание детей в напряжении. Следует понимать, что такие малыши не могут концентрироваться на одном деле более 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие ученики уже не так заинтересованы в выяснении причин и смысла информации, которую им представляет учитель, в отличие от учеников с их вопросом «почему?».
Еще одна особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память учащегося приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одно новообразование в психологии младших школьников – это выработка волевого поведения, планирование результатов действия и рефлексии. Ученик становится самостоятельным, формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Наиболее отчетливо в младшем школьном возрасте проявляется мотив успеха, иногда – мотив избежать неудачи [Чикишева 2020].
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая направленность в своих действиях, которая связана со страхом изменить отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в самом раннем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости в школе, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешним воздействиям, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностями, стремятся к совершенству и лидерству. Школьники ищут новые групповые формы деятельности, занятий, стараются принадлежать к детскому сообществу.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель для них авторитет, поэтому он должен создавать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому эти психические особенности необходимо учитывать при обучении младших школьников.
Учеба, являясь основным видом деятельности, предъявляет ряд требований к младшему ученику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию навыков и умений, необходимых для успешной учебы [Григорян 2014].
Младший школьник учится правильно распределять свое время, взаимодействовать с коллективом, общаться с большим количеством сверстников и преподавательского состава.
Ребенок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки теперь связаны с умственной деятельностью, но у него все еще есть потребность в игровой деятельности. В школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, тем не менее, играет важную роль в умственном развитии ребенка.
Основой воспитания и образования подрастающего поколения является начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слушать, говорить, сопереживать.
Образовательный процесс начальной школы является одной из фундаментальных составляющих формирования личности ученика.
Личность учителя играет очень важную роль в этом процессе, потому что он является стандартом для младших учеников. Младшие школьники стараются во всем походить на учителя. Им кажется, что все их действия имеют положительную направленность.
Именно в школе ребенок проводит большую часть своего времени. Таким образом, формирование личности ребенка младшего школьного возраста происходит в школьном учреждении.
Процесс личностного становления детей младшего школьного возраста напрямую связан с "развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием мышления".
Формирование личности младшего школьника напрямую зависит от учебной деятельности, второстепенное значение личностного становления ребенка обусловлено отношениями с взрослыми, их образцами и оценками, соблюдением правил и усвоением научных понятий.
Именно в процессе обучения ребенок усваивает знания, формируются интеллектуальные силы, ориентируется в новом объективном мире, происходит процесс социализации личности ребенка. Именно в учебной деятельности ребенка происходит формирование всех психологических процессов, интеллектуальное развитие учащегося.
Фрагмент для ознакомления
3
Акбарова, Феруза. Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников / Феруза Акбарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 8-10.
Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (73). — С. 243-244.
Владимирова, Н. А. Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка / Н. А. Владимирова, Н. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 100-101.
Григорян, К. И. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших школьников / К. И. Григорян, Ю. В. Пистун, Г. П. Ковачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 474-476.
Ельмеева, С. М. Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы) / С. М. Ельмеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 210-212.
Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119.
Комарова, Н. В. Развивающие игры как средство развития личности / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 190-192.
Коршикова, С. Г. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. Г. Коршикова, В. А. Астапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 103-106.
Красова, О. В. Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников / О. В. Красова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 72-74.
Михайленко, Т. М. Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего школьника / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 1 (11). — С. 32-40.
Поленова, Е. А. Роль игры в воспитании личности ребёнка / Е. А. Поленова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 38-40.
Семенова, Е. С. Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста / Е. С. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 561-563.
Федосеева, Л. А. Закономерности развития личностных качеств и способностей младшего школьника / Л. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 265-267.
Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2020. — С. 90-92.
Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 108-112.