Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование. В связи с этим все большее значение приобретает совершенствование методов и средств обучения, поиск новых, эффективных способов развития знаний и умений, учет потенциальных возможностей обучающихся, повышение эффективности образовательного процесса.
Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в систему массового профессионального образования может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию профессиональных навыков и получению профессии.
Удовлетворением особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья считается реализация условий специального образования в специальной учебной литературе (В.З. Денискина; В.И. Лубовский).
Условия специального образования включают программы и методики специального обучения, учебники, дидактические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, архитектурно-информационную среду, педагогику, медицину, социальные и другие услуги (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.).
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ отражены в проекте специального федерального стандарта среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В нем говорится о необходимости комплексного описания условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированных по направлениям ресурсного обеспечения. При этом было определено, что такая система требований должна включать в себя различные компоненты, в целом, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
Актуальность исследования определяется противоречием между:
- увеличивающимся числом детей с особыми образовательными потребностями и недостаточной практикой использования инклюзивного образования в условиях профессионального обучения;
- необходимостью разработки программ обучения и контрольно-оценочных средств с учетом возможностей и особенностей обучающихся с ОВЗ.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках профессионального обучения.
Объект исследования – процесс обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования – организация учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями по направлению обучения «Станочник».
Задачи исследования:
1. Представить особенности организации обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями в учреждениях среднего профессионального образования;
2. Раскрыть особенности проектирования образовательных программ и организации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями в профессиональном обучении;
3. Провести анализ организации образовательной и материально-технической среды для обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями на базе учреждения «Курский электромеханический техникум»;
4. Провести анализ особенностей организации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с особыми образовательными потребностями по направлению обучения «Станочник (металлообработка)».
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез литературы по теме исследования;
- эмпирические - анализ материально-технического обеспечения, учебных планов образовательного учреждения.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования представленных результатов мастерами производственного обучения в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями по направлению обучения «Станочник (металлообработка)».
Структура работы: работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Особенности организации обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями в учреждениях среднего профессионального обучения
Инклюзивное образование и обучение – это долгосрочная стратегия, представляющая собой не локальное направление работы, а системный подход к организации деятельности общеобразовательной системы. Форма инклюзивного образования распространяется на всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, типично развивающихся учащихся и их семьи, педагогов и других специалистов в области образования, управления, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание особых условий для воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), среди учащихся с ограниченными возможностями [2].
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [20].
Как возможность обеспечить создание условий для обучения, инклюзивное образование будет более гибко удовлетворять различные потребности ребенка в обучении и его социализации в обществе, можно сказать, если образование и обучение будут более эффективными. В результате изменений в инклюзивном образовании от него выиграют все дети (а не только дети с особыми образовательными потребностями).
Основные образовательные потребности лиц с ОВЗ определяются особенностями нарушений психического, двигательного и интеллектуального развития и представляют особую логику построения образовательного процесса, отражающуюся в структуре и содержании образования. Кроме того, мы можем выделить особые потребности, которые есть у всех учащихся c ОВЗ:
- непрерывность процесса коррекции и развития;
– использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специальных компьютеров и вспомогательных технологий);
- обеспечение особой пространственно-временной организации образовательной среды [1].
Организационное обучение обучающихся с ОВЗ базируется на законодательной базе, предусматривающей особые условия образования для детей данной категории. Создание этих условий должно обеспечить не только право ребенка на образование, соответствующее его способностям, но и реализацию прав других детей, включенных наравне с ребенком с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативно-правовой базы, определяющей права обучающихся с ОВЗ, необходимо разработать соответствующие локальные акты, обеспечивающие эффективное образование других детей. Таким важнейшим документом следует считать договор с родителями, в котором будут закреплены права и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута, исходя из особенностей и возможностей учащихся, в том числе новые, возникающие в процессе обучения.
Технология социально-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже. Она включает следующие этапы:
I. Диагностико-прогностический – изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже.
Собирается следующая информация:
- о патологии, существующей у студента с ОВЗ;
- перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;
- об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;
- об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;
- об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ; -
об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;
- о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов [7].
II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.
III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже.
Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду [7].
Таким образом, приведенные выше теоретические положения позволяли выделить условия, при которых обучение студентов с ОВЗ в среднем профессиональном учреждении будет осуществляться наиболее эффективно:
- необходимость диагностики уровня общего развития обучающегося для определения его дальнейшего индивидуального маршрута обучения;
- использование индивидуального подхода в обучении студентов с ОВЗ, проявляющееся в подборе специальных методов обучения, снижения учебной нагрузки и упрощения учебного материала.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Е.А. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ) / Е.А. Акимова, Н.Н. Павлова. – Москва, 2021. – 48 с. – Текст : непосредственный.
2. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова. — Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. – Текст : непосредственный.
3. Богданова, А.А. Комплексное социально-педагогическое сопровождение освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных программ профессионального образования / А.А. Богданова. – Текст : непосредственный // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : материалы междунар. науч.-практ. конф., 13 дек. 2017 г. / отв. ред. Л. М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2017. - С. 7-11.
4. Богинская, Ю.В. Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Богинская. – Текст : непосредственный // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. – С. 96-99.
5. Борисова, Н.А. Условия реализации адаптированных профессиональных образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования / Н.А. Борисова, Л.А. Пепик. – Текст : непосредственный // Организационное, учебно-методическое, консалтинговое и мониторинговое сопровождение профориентации и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в организациях профессионального образования : сб. науч. ст. / Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург. - 2018. - С. 15-19.
6. Борозинец, Н.М. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях образовательной вертикали / Н.М. Борозинец, Т.С, Шеховцова. – Текст : непосредственный // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2021. - № 199. – С. 114-118.
7. Гамаюнова, А.Н. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. Н. Гамаюнова, А. Е. Пискайкина. – Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2013. – № 4. – С. 20-27.
8. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.]. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2010. – №5. – С. 67-72.
9. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 167 с. – Текст : непосредственный.
10. Мартынова, Е. А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного профессионального образования / Е.А. Мартынова. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.- С. 58-61.
11. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. – Москва : МГППУ, 2012. – 92 с. – Текст : непосредственный.
12. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – Москва : ИНФРАМ, 2016. – 335 с. – Текст : непосредственный.
13. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291. – Текст : непосредственный.
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. №464 (ред. От 15.12.2014) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
15. Романенкова, Д.Ф. Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде / Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 42-47.
16. Сборник методических материалов по итогам реализации региональной инновационной площадки по организационно-педагогическому сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [Электронный ресурс]: методическое пособие. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. – 57 с. – URL: https://publishing.intelgr.com/archive/obrazovatelnyie-traektoriiobuchayuschihsya.pdf. – Текст : электронный. (дата обращения 05.11.2024).
17. Серякина, А.В. Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы развития / А.В. Серякина, В.Ю. Рамзаева. – Текст : непосредственный // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020. - № 2 (22). - С. 81-85.
18. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учебное пособие / А. С. Сунцова. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с. – Текст : непосредственный.
19. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. – Москва : МГППУ, 2020. – 192 с. – Текст : непосредственный.
20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ @Об образовании в Российской Федерации@;
21. Харламова, В.Г. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ / В. Г. Харламова. — Текст : электронный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5986/ (дата обращения: 06.11.2024).