Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной хореографии все чаще встречаются танцы, не несущие смысловой нагрузки. Современные дети воспринимают это как норму. Сейчас в моду вошли танцы, исполняемые под музыку современных тенденций, таких как хип-хоп, тектоника и брейк. Дети видят все это и пытаются подражать и не понимают, что танец без образов и смысловой нагрузки приводит к бессмысленному набору комбинаций и движений.
Конечно, танец без образов имеет право на существование. Но в погоне за модными тенденциями мы теряем художественную ценность хореографического произведения, передающего образ, идею, характер и сюжет произведения.
Работа над образным танцем развивает гармоничную и творческую личность, ребенок становится эмоциональным, способен фантазировать, развивается логическое и образное мышление, появляется желание изучать смежные дисциплины, такие как литература, изобразительное искусство и музыка. Особенно это важно при создании хореографического образа в работе с детьми младшего школьного возраста, поскольку именно этот возраст способствует более ёмкому впитыванию всех эстетических ценностей, которые могут быть развиты при занятиях хореографией.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия создания хореографического образа в детских композициях младшего школьного возраста.
Объектом исследования являются особенности создания хореографического образа в детских композициях младшего школьного возраста.
Предметом исследования является хореографический образ в детских композициях младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить эффективные условия создания хореографического образа в детских композициях младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-методические аспекты художественно-эстетического развития младших школьников на занятиях хореографией.
2. Описать педагогические аспекты танцевальной деятельности детей младшего школьного возраста.
3. Дать оценку особенностям развития творческой индивидуальности детей младшего школьного возраста средствами хореографической деятельности.
4. Проанализировать процесс создания хореографического образа в детских композициях младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Теоретико-методические аспекты художественно-эстетического развития младших школьников на занятиях хореографией
Выделение проблемы художественно-эстетического развития учащихся начальной школы как определяющей в развитии личности ребенка обусловлено рядом причин, одной из которых является наличие данного направления в качестве самостоятельного компонента в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования.
Закон Российской Федерации "Об образовании" также отдаёт приоритет человеку, который творчески мыслит, воспринимает и понимает красоту во всех ее проявлениях, развивается и находится в гармонии с самим собой и окружающим миром. Разработка основ художественно-эстетического развития учащихся в такой бинарной интерпретации является относительно новым направлением педагогической мысли. Принято считать, что авторство принадлежит иностранному учёному Н. Варкке, идеи которого были выдвинуты отечественным исследователем Э.О. Гусевым [12].
Попытка объединить две области – художественную и эстетическую – привела к появлению множества определений этого термина, которые, по сути, схожи. За основу мы взяли следующее определение: художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, ценить прекрасное в жизни и искусстве (в том числе в танце), участвовать в преобразовании окружающего мира, участвовать в художественной деятельности и создавать образ прекрасного.
Мы не указываем авторство, поскольку определение, представляющее собой сборник определений различных авторов, было изменено нами для предмета нашего собственного исследования. Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического воспитания отражают различные направления этого процесса. Так, были исследованы психологические основы художественно-эстетического творчества, восприятия и потребностей (Б.Г. Ананьев, Т.С. Гольденрихт, Г.Н. Джибладзе и др.); сущность, содержание и методологические вопросы эстетического развития и воспитания младших школьников (А.И.Буров, Е.В. Квятковский и др.); методологические вопросы эстетического воспитания и эстетической культуры учащихся (Н.С. Витковская, Д.Н. Йола и А.Б. Щербо, Т.С. Комарова, Г.С. Лабковская, Г.С. Вятковский и др.).
Установлено (Р.А. Галиуллина и Р.А. Фахрутдинова, Е.В. Зозуля, Е.Н. Кадзин, В.И. Нилов, Л.Е. Пуляев, Е.Н. Фокин и др.), что хореография является одним из важнейших аспектов художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста. Это в первую очередь оправдано физиологическими потребностями этого возраста [15].
Дети отличаются непосредственностью, жизнелюбием, эмоциональной заряженностью и ловкостью, которые систематически вписываются в искусство танца. Отмечается, что хореография не только тратит энергию детей, но и учит школьников правильно воспринимать произведения танцевального искусства, вживаться в образы, испытывать радость и эмоции от танца в целом и от взаимодействия со сверстниками и взрослыми в хореографическом коллективе в частности.
Новые впечатления, полученные в результате участия в театральных представлениях, усиливают потребность во внешних впечатлениях: слушать музыку, посещать культурные мероприятия и передавать увиденное и услышанное в своей собственной практике. Описанное выше хореографическое направление работы широко используется в системе дополнительного образования, о чем есть информация в литературных источниках и журналах (Е.М. Красная, Е.И. Медведь, О.А. Рындин, Л.А. Сахаров, А.И. Шахов и др.).
Мы не можем отрицать роли внеклассных учреждений дополнительного образования в приобщении учащихся к искусству, основам художественно-эстетического развития, но в нашей нужно описать систему дополнительного образования в рамках кружковой работы. Данное развитие не только дает возможность закрепить знания, полученные на уроках хореографии во всех ее проявлениях (лицо, тело, отношения, окружающая среда, природа, произведения искусства), но и создает условия для творческой самореализации учащихся, направляет их к осознанию своего места и призвания в обществе. Аналитический обзор литературы позволил нам сосредоточиться не только на проблеме, но и на противоречиях в этой области работы между:
- потребность общества в эстетически развитой личности и отсутствие научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- объективно существующие возрастные требования к художественно-эстетическому развитию младших школьников и недостаточная ориентация на них в практике эстетического воспитания;
- универсальные возможности хореографии как средства художественно-эстетического развития учащихся и ограниченность их использования [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2019. - 53 с.
2. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. СПб.: Питер, 2013. 245 с.
3. Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. М.: Педагогика, 2017. 96 с.
4. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. – М., 1980. – С. 15-26
5. Витковская Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. М.: Научная школа, 2015. 136 с.
6. Галиуллина Р.А., Фахрутдинова Р.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии // Наука, образование и культура. 2020. Вып. № 6. С. 17–20.
7. Гольденрихт Т.С. О природе эстетического творчества. Издание 2-е. М.: Гардарики, 2017. 156 с.
8. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. СПб.: Детство-Пресс, 2018. 94 с.
9. Джибладзе Г.Н. Эстетическая потребность. М.: Просвещение, 2016. 191 с.
10. Зозуля Е.В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников // Publishing House «ANALITIKA RODIS». 2014. Вып. № 1-2. С. 73–82.
11. Зуева, И.А. Танцы как вид спорта и средство физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности / И.А. Зуева, О.П. Зуева, Е.Г. Игнатенко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИПФКиС КГУФКСТ, Т.6. - Краснодар, 2003. - С.97-100.
12. Кадцина Е.Н. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии // Альманах педагога. 2016. Вып. № 2. С. 21– 42.
13. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МозаикаСинтез, 2011. 347 с.
14. Красная Е.М. Хореографическая подготовка детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования // Молодой ученый. 2017. Вып. № 7 (141). С. 197–199.
15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2015. 175 с.
16. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 231 с.
17. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 41.
18. Нилов В.И. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников. Теория и практика. М.: Московский государственный университет культуры, 2018. 121 с.
19. Официальный сайт Всероссийской Федерации Танцевального Спорта и Акробатического Рокн-Ролла - https://fdsarr.ru/ 13.04.2021.
20. Полонский В. В. Методика работы с хореографическим коллективом: учебное пособие для средних специальных и высших учебных заведений. – Смоленск, 2002. – 382 с.
21. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. 180 с.
22. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 2019. 190 с.
23. Ругина, А.А. Спортивные бальные танцы как средство формирования общей физическое подготовленности детей 8-9 лет/А.А. Ругина, В.Ю. Скоробогатова, Н.И. Романенко, О.С. Толстых – Актуальные вопросы физической культуры и спорта, 2017. – Т. 19. – С. 49.
24. Рындина О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет: дисс. … канд. пед. наук. М., 2004. - 142 с.
25. Сорокина Е.Н., Гулякин Д.В., Ронь И.Н. Методологические принципы философско-антропологического подхода в современной теории воспитания. Глобальный научный потенциал. 2019. N 12 (105). С. 155-158 .
26. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дисс. … канд. пед. наук. Тюмень, 2002. - 195 с.
27. Щедровицкнй Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкнй – М.: Шк. Культ. Полит., 1995. – 800 с.
28. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 2013. - 304 с.
29. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях / сост. Л.А. Сахарова, А.И. Шахова. М.: АРКТИ, 2016. 127 с. 22. Лихачев Б.Т. Указ. соч. С. 88.