Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика формирования зависимости от компьютерных игр
Компьютерные игры, безусловно, являются одним из самых популярных и увлекательных видов развлечений современного общества. Они привлекают внимание людей всех возрастов и социальных слоев, предлагая бесконечные возможности для творческого самовыражения, развития стратегического мышления и просто отдыха и развлечения. Компьютерные игры предлагают уникальную возможность погрузиться в иной мир, где каждый может стать героем своей истории, исследуя неизведанные земли, участвуя в сражениях или решая сложные головоломки. Однако в настоящее время у многих людей, увлекающихся компьютерными играми, наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для больных людей с различными формами зависимости.
Зависимость (аддикция) – это навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности, навязчивое состояние, при котором человек не может жить без чего-либо. Предмет зависимости становится целью жизни [15].
В синдром аддикции входят [13]:
- стремление к все более интенсивному потреблению аддиктивного стимула, аддикт никогда не может насытиться стимулом;
- снижение эффективности стимула со временем;
- бесконечная повторяемость. Аддикт готов бесконечно повторять аддиктивные циклы; поводы для конфликтов могут меняться, протекать каждый цикл может несколько по-другому, но основная структура неизменно сохраняется;
- автоматизм. Зависимый как бы зомбирован своим объектом зависимости. Он вновь и вновь прибегает к этому предмету помимо воли;
- одержимость. Внешне зависимый человек выглядит как одержимый этим чем-то, ему не до собственной жизни, он не способен противостоять;
- различная психологическая и физиологическая симптоматика.
Характерными особенностями различного типа зависимостей являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, утрата интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей [4].
Научная работа по проблеме Интернет - аддиктивного поведения началась более 20 лет назад по руководством К. Янг и А. Голдберга.
Они определяли интернет-аддикцию как непреодолимое влечение к использованию Интернета, характеризующееся пагубным влиянием на бытовую, учебную, профессиональную, семейную, финансовую сферы деятельности, а также на психологическое здоровье [25].
Кибераддикция – зависимое положение от компьютерных игр разделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
- Ролевые компьютерные игры, для которых свойственен максимальный уход от реальности.
- Неролевые компьютерные игры, для которых свойственно стремление к достижению цели - пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.
Не имеет значения, какой тип игры человек выбирает - все они идентично действуют на сознание: они предоставляют большое ощущение контроля над тем, что происходит в виртуальной реальности, устраняя потребность думать о действительно значимых вещах и принимать серьезные решения. Это порождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не напрасно. Со временем человек привыкает к жизни по правилам, однако в реальной жизненной ситуации, если необходимо что-то решать самостоятельно, он теряется.
Уход от действительности в компьютерный мир со временем порождает равнодушие к жизни, настоящие эмоции и чувства утрачивают свою интенсивность, стирается граница между чувствами. Характер взаимоотношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные признаки, формируя иллюзию удобства и стабильности. В дальнейшем область заинтересованности сужается, работоспособность опускается, обостряются проблемы коммуникации. Необходимость в компьютере либо в игровых приставках увеличивается и становится непреодолимой, соперничая с жаждой и голодом, потребностью в живом общении и отдыхе [14].
Каждая из стадий зависимости различается своими особенностями.
- Начальная стадия – у подростка имеется легкая заинтересованность в играх, отсутствие игры не делает его раздражительным.
- Вторая стадия – увлеченность игрой со временем возрастает, хочется проводить за компьютером больше времени.
- Третья стадия – подросток привязан к игре, слабо осуществляет контроль времени проведённом за ней.
- Стадия зависимости – отвлечь подростка от компьютера достаточно трудно, любые попытки провоцируют у него агрессию. Люди, столкнувшиеся с подобным явлением, заявляют, что геймер меняется вплоть до неузнаваемости за небольшой отрезок времени.
- Полное устранение от реальности и возникновение стремления находится в иллюзорном мире – последняя стадия компьютерной зависимости. На этом этапе люди готовы расходовать на игру деньги из семейного бюджета, не задумываясь о последствиях (Т.М. Резер, П.М Попов) [20].
Физические признаки зависимости от компьютерных игр представлены нарушениями со стороны: глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»); опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром); пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой).
Психические особенности зависимости от компьютерных игр, в совокупности, похожи с психическими свойствами зависимостей любого типа: «потеря контроля» над временем, проведенным за игрой, неисполнение обязательств данных самому себе или другим касаемо снижения времени, проведенного за игрой, сознательное занижение либо обман относительно времени проведенного за компьютером, потеря заинтересованности к общественной жизни и внешнему виду, обоснование личного поведения и увлечения (Н.А. Соболев, С.А. Игумнов) [22].
Причины возникновения зависимости от компьютерных игр:
- погружение в фантастический и придуманный мир, где перспектив стать успешным значительно больше;
- отстранение от суровой действительности, в которой человек никак не смог достичь нужных ему результатов;
- реализация детских желаний – приобретение геройских умений и титулов, получение защитных доспехов и новые приключения в фантастическом пространстве;
- интерактивное взаимодействие с единомышленниками;
- появление чувства необходимости и значимости в течение событий, происходящих на интернет-ресурсе;
- частичное либо полное сочетание игры с реальностью, без которой существование становится унылым и будничным;
- выплескивание отрицательной энергии в случае провала на виртуальном пространстве – вероятность ощущать облегчение и спокойствие;
- поражение в игре – это только лишь этап многоходовой истории, в которой имеется возможность начать сначала [18].
Основные причины зависимости от компьютерных игр связаны с особенностями воспитания и взаимоотношений родных и близких в семье - это может быть, как гиперопека, так и завышенные требования и, вытекающий отсюда «комплекс неудачника». Помимо этого, проблема может быть в нарушенных отношениях среди других членов семьи, сложностях в общении и взаимопонимании.
Подростки являются основной группой риска для развития зависимости от компьютерных игр. Компьютерная зависимость - не менее серьезное заболевание, чем другие, более распространенные отклонения: алкоголизм или наркомания. Тут действуют аналогичные механизмы.
Как правило, зависимый человек обладает ранимостью, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, высокой обидчивостью, невысокой стрессоустойчивостью, уходом от трудностей, предрасположенностью к депрессии, неспособностью решать конфликтные ситуации.
Подверженность подростка игровой зависимости обуславливается отличительными чертами самой компьютерной игры: стремительной сменой событий в компьютерных играх, динамичностью игры, не повторяемостью, непрерывностью процесса. Абсолютное погружение в игру создает эффект участия игрока в фантазийной реальности, который существует только для него в сложном и подвижном процессе. Собственно данная способность компьютерных игр не дает возможности человеку, страдающему игровой зависимостью прекратить процесс, для выполнения того или иного социального обязательства в реальной жизни [23].
Таким образом, ключевыми аспектами, обуславливающими компьютерную аддикцию, включая игровую зависимость, интернетзависимость, являются следующие:
- неготовность оторваться от деятельности на компьютере или от компьютерной игры, при вынужденном отвлечении - раздраженность.
- неумение распланировать завершение сеанса работы или игры с компьютером.
- использование крупных денежных средств на предоставление постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера.
- забрасывание бытовых дел, обязанностей, учебы, забывание о встречах и договоренностях в процессе работы либо игры на компьютере.
- зачастую игнорирование человеком, страдающим компьютерной зависимостью, своим здоровьем, гигиеной и отдыхом в пользу проведения большего количества времени за компьютером. Удовлетворенность нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отвлекаясь от компьютера. Злоупотребление кофе и другими подобными психостимулирующими напитками.
- чувство эмоционального роста в период деятельности за компьютером.
- обсуждение компьютерной темы абсолютно со всеми окружающими и опытными в данной сфере людьми.
Наибольшая проблема - это уход подростка в фантастический мир, смена реальной жизни на виртуальную, что приводит к уходу подростка от трудностей повседневной жизни в новую, условную действительность. Неопытность подростковой нервной системы не дает возможность эффективно противостоять погружению в воображаемый мир.
Подростки еще не обладают необходимыми психологическими механизмами защиты, и, таким образом, их нервная система подвергается жестокому давлению, что способно послужить причиной появления приступов панического ужаса, тревожности, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, назойливых неврозных состояний. Со временем у подростков, при постоянном взаимодействии с компьютером, нарушается порядок дня, что приводит к потере чувства времени, нарушениям сна.
Анализ личностных характеристик игроманских аддиктов позволяет рассматривать проявления негативной эмоциональности, интровертированности и агрессивных стратегий поведения как определенные психологические барьеры, влияющие на межличностное взаимодействие, создающие сложности в общении и затрагивающие установки, эмоционально-волевые качества и социально-психологические свойства личности [5].
Подростки с зависимостью от компьютерных игр проводят всё больше времени за экраном, что ведет к снижению успеваемости, конфликтам с учителями и одноклассниками, возникающим коммуникативным сложностям как со взрослыми, так и с ровесниками, однако исследований, раскрывающих связь таких трудностей с игровой зависимостью, пока недостаточно.
Компьютерные игры также играют важную роль в развитии социальных контактов через многопользовательские платформы, что позволяет подросткам создавать и поддерживать социальные связи как в виртуальном, так и в реальном мире. Они предоставляют возможность для подростков чувствовать себя частью чего - то значимого, что может быть особенно важно в период эмансипации и поиска собственной идентичности [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социальная психология и общество. – 2019. – Т.10. – № 2. – С. 157-174.
2. Ван Ш.Л. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т.8. – №4. – С. 73-101.
3. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4 (33). – С. 33 – 39.
4. Воронов Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 3 (50), Т. 2. – С. 167–171.
5. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис.... канд. психол. наук – Нижний Новгород, 2011 – 196 с.
6. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.
7. Жмуров Д.В. Компьютерные игры и подростковая агрессия // Домашний ПК. – 2018. – № 5. – С. 3–15.
8. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М.: Эксмо, 2004. – 64с.
9. Задворная Е.Г. Коммуникативная резистентность в межличностном общении // Вестник Минского государственного лингвистического университета. – 2021. – №4 (113). – С. 14-21.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.
11. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.
12. Комлик Л.Ю. Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников / Л.Ю. Комлик, И.Г. Колосова // Вестник ТГПУ. – 2018. – №3 (192). – С. 45-50.
13. Короленко, Ц.П. Стратегии коррекции созависимости / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2012. – 157с.
14. Котляров А.В. Другие наркотики или HomoAddictus: Человек зависимый. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
15. Матасова, И.Л. Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Том 2. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. – 138с.
16. Муравьева Ю.В. Особенности коммуникации в подростковом возрасте. – Ставрополь, 2011. – С. 21-24.
17. Никитина Л.Н. Причины и условия формирования психологической зависимости от компьютерных игр у несовершеннолетних / Л.Н. Никитина, М.И. Смирнова / Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 252-255.
18. Никишина Л.А. Межличностные отношения подростков // E-Scio. – 2021. – № 10 (61). – С. 452-457.
19. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Мир науки. – 2017. – Том 5. – С. 2-6.
20. Резер Т.М. Проблема определения кибераддикции как зависимости от компьютерных игр / Т.М. Резер, П.М Попов // Психология обучения. – 2020. – № 5. – С. 88-98.
21. Самородова П.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом / П.В. Самородова, С.В. Котовская. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 104-112.
22. Соболев Н.А. Зависимость от компьютерных игр у подростков, проблемы диагностики и коморбидности / Н.А. Соболев, С.А. Игумнов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 105-112.
23. Тельнюк Е.И. Эмоционально-личностные особенности младших подростков, играющих в компьютерные игры // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции. – Москва, 2017. – С. 10-13.
24. Шиляева И.Ф. Коммуникативные установки подростков, склонных к игровой компьютерной аддикции // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – №1-4 (62). – С. 218-224.
25. Young K.S. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological reports. – 1996. – № 79. – P. 899-902.