Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе мы часто сталкиваемся с дискурсом индивидуального подхода, принятия во внимания уникальности каждого человека. На первый план выходит ориентация на особые потребности разных групп населения как в рамках организации среды (социальной, доступной физически, образовательной и проч.), так и в рамках доступности информации, инфраструктуры, услуг, учебного материала.
Люди с различными особенностями в настоящее время все больше включаются в общество на общих основаниях, активно происходят процессы интеграции и инклюзии. Принятие новых образовательных стандартов в обучении детей с ОВЗ подталкивает образовательные организации также, вслед за социальными структурами, адаптироваться под абсолютно разные потребности учащихся. Масштабная работа по включению в образовательный процесс детей с ОВЗ и их семей лежит на дошкольном звене образования. Для того чтобы дошкольное учреждение могло выстроить адекватную работу, соответствующую потребностям конкретного ребенка и его семьи необходимы специалисты, владеющие методами психологической и педагогической диагностики. Методы психологической диагностики должны быть адекватны возрастным особенностям ребенка, а также давать информацию, на основании которой будет выстроена комплексная работа специалистов дошкольного учреждения.
Знание о методах и конкретных методиках психологической диагностики является основой для проведения психодиагностического обследования и исследования, постановки психологического диагноза, подбора качественного психодиагностического инструментария с учётом возраста и типа нарушения развития.
Стоит отметить, что в настоящее время в литературе имеет место большой объем информации о методиках и методах психологической диагностики. Для того, чтобы успешно и продуктивно использовать информацию в работе психолога необходима систематизация знаний.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости свести большое количество информации о методах психологической диагностики дошкольников в литературе в более емкий и удобный для понимания и пользования материал.
Цель курсовой работы – закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, анализ и систематизация знаний о методах психологической диагностики дошкольников;
Объект исследования - методы психологической диагностики;
Предмет исследования - методы психологической диагностики дошкольников.
Перед нашим исследованием мы ставим следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты методов психологической диагностики, концептуальные основы и основные понятия;
2. Рассмотреть подходы к классификации методов психологической диагностики;
3. Ознакомиться с направлениями психодиагностических методик;
4. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
5. Ознакомиться с некоторыми методами и методиками психологической диагностики дошкольников.
Практическую значимость нашей работы мы видим в возможности ознакомления с обобщенным материалом о методах психологической диагностики детей дошкольного возраста, а также в закреплении уже полученных знаний в данном аспекте.
Основная часть
Глава 1. Теоретические аспекты методов психологической диагностики
1.1. Концептуальные основы психодиагностического изучения. Исторический экскурс. Основные понятия психологической диагностики.
Под диагностикой понимается распознавание состояния определённого объекта или системы путём регистрации существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза и принятия решения о возможностях воздействия в желательном направлении.
Сам термин «психодиагностика» был введен Германом Роршахом в 1921 году для определения процесса обследования с помощью созданной им методики. Р. Хеймс рассматривает психодиагностику в связи со становление проективного подхода. В литературе часто встречаются трактовки, связывающие психодиагностику с измерением индивидуальных различий.[2]
Корни психологической диагностики лежат в работах философов над изучением человека еще во времена до нашей эры. Все это связано с необходимостью определять ведущие особенности человека в разных сферах жизнедеятельности: определить способности человека к занятию той или иной деятельностью, к способности к обучению.
Определение и изучение индивидуальных различий проходило длительное становление. Исходя из современных знаний попытки были дикими, странными по мнению современного человека. Например, в 413 году до н.э. армия Афин потерпела поражение на Сицилии. Большое количество солдат попало в плен. Право на освобождение давало умение повторить стихи Эврипида. Критерием для поступления в школу Пифагора были смех, походка, прохождение различных экстремальных испытаний. Следует отметить книгу Хуана Хуарта, изданную в 1575 г., которая была посвящена умственных способностей у детей. Целым отдельным блоком в истории науки стоят такие псевдонауки, как френология, физиогномика, графология, которые были нацелены на поиски различий между людьми. Они были популярны в конце XIX- начале XX века. С появлением права обязательного образования появилась и более выраженная потребность в психодиагностике для поиска причин неуспеваемости некоторых детей. Данная практика появилась в XX веке в Германии. Такие авторы как Э.Сеген, Ж. Эскироль занимались разграничением умственной отсталость и условно нормального интеллекта. Ж.Итар считается родоначальником олигофренопедагогики. В сферу его интересов попали дети с психическими нарушениями и умственно отсталые дети. Он видел необходимость в разграничении данных групп для подбора более адекватных методов обучения.[1]
Потребность в психодиагностике как измерения индивидуально-психологических особенностей личности подтолкнуло исследователей к применению математики и статистики. В 1979 году Вильгельм Вундт открывает двери первой лаборатории, посвященной экспериментальной психологии. Исследования в этой области были сфокусированы на человеческих ощущениях и реакциях. Френсис Гальтон, Джеймс МакКин Кеттелл, Альфред Бине и Теодор Симон выступили в качестве пионеров в области психологического тестирования. В 1884 году Гальтон открывает лабораторию, где занимается измерением физических и умственных характеристик человека. Кеттелл же направил свои усилия на оценку интеллекта, разрабатывая различные тесты для оценки психофизических способностей.
Тесты на интеллект, разработанные Бине и Симоном, обрели широкую известность. Эти инструменты предназначались для адаптации образовательного процесса к нуждам людей с умственными ограничениями. Несмотря на некоторые недочеты первых версий тестов, они положили начало эре психодиагностики, которая в дальнейшем станет основой для разработки тестов в целом.
В 1912 году Вильгельм Штерн, опираясь на работы Бине и Симона, предложил концепцию измерения интеллекта как относительной величины, в результате чего появилась шкала IQ. В 1921 году Герман Роршах издает свою работу "Психодиагностика", в которой представляет методику, основанную на восприятии чернильных пятен. К концу 1920-х годов количество тестов достигло приблизительно 1300, что свидетельствует о стремительном прогрессе в области тестологии. Наступил период затруднений в анализе психики, поскольку имеющиеся методы оценки предоставляли лишь частичное понимание черт характера. В 30-х годах XX века был запущен ряд новаторских тестов, среди которых: прогрессивные матрицы Равена для оценки умственных способностей, инструмент Бэбкока для анализа умственных нарушений, проективная методика Мюррея и комплексная проверка интеллекта Векслера. В эпоху 40-х, под влиянием военных нужд, были созданы групповые оценки для армии, включая отбор военно-морских офицеров и авиапилотов. В 1942 году представили обновленный вариант анализа Векслера, известный как "армейский". К 1949 году Векслер опубликовал шкалу для изучения интеллекта детей от 5 до 15 лет и шкалу для оценки развития младенцев.
В то время были введены такие инструменты, как многоаспектный опросник личности из Миннесоты, опросник Айзенка, метод Розенцвейга, техника завершения фраз Саймондса, проективный рисунок Маховера и цветовой тест Люшера. В середине 50-х появилась шкала Векслера для взрослых, а к концу десятилетия - Культурно-свободный тест интеллекта и GATB для профориентации. Также разработали инструменты для измерения тревожности и личности, включая шкалу Тейлора и "Зверинец" Заззо.
60-е годы ознаменовались дебатами вокруг тестирования и критикой проективных методов. В 1967 году была выпущена шкала Векслера для малышей и школьников, а в 1969 - шкалы развития Бейли. В это время стали применять критериальные тесты и компьютеризированные методы, а также были введены профессиональные стандарты.
70-е годы принесли продолжение критики, в то время как количество тестов увеличилось. 80-е характеризуются улучшением отношения к тестированию, несмотря на сомнения в валидности. В 1981 году вышла новая шкала Векслера, а в конце десятилетия - обновленная версия.
В России основой психодиагностики стали исследования Сеченова, Павлова и Бехтерева. Важным моментом было создание специальных учебных заведений для детей с задержкой развития, что вызвало потребность в их отборе. Особое место занимают работы Россолимо, который предложил систему "Психологические профили", предусматривающую анализ 11 психических процессов. Ф.Е. Рыбаков разработал тест для оценки уровня пространственного воображения, получивший название «Фигуры Рыбакова». А.Ф. Лазурский разработал и обосновал естественный эксперимент, включающий элементы целенаправленного наблюдения и специальные задания. Л.С. Выготский оказал значительное влияние на развитие психологии и педагогики, в частности на психодиагностику, формирование которой затронули его идеи: о сложной структуре дефекта, динамическом подходе к исследованию ребенка, зонах ближайшего и актуального развития, а также о развивающем эффекте обучения и психологическом диагнозе. В 20-30-е годы наблюдался активный рост использования тестов — своего рода «бум тестирования».[1] Педагоги, психологи и врачи уделяли большое внимание проблемам изучения детей, разрабатывая диагностические методики. Однако не все применяемые на практике психодиагностические методы были идеальны, и их использовали не всегда квалифицированные специалисты, что иногда приводило к неточным или недостоверным результатам. Существовали также социально-идеологические проблемы в диагностике интеллекта, что вызвало критику массового тестирования. 4 июля 1936 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое наложило запрет на психодиагностику в стране. Дальнейшее развитие психодиагностики началось лишь в 50-70-е годы. В 1969 году на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие в 3-х ч. / О. В. Алмазова ; Урал. гос. пед. ун-т ; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. - ч. 1 : Теоретические основы. - 152 с. 15
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351 с. 3. Введение в психодиагностику [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Психол. ин-т РАО ; под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с.
3. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1988. - 96 с. 5. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 112 с.
4. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 112 с.
5. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. : кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с
6. Введение в психодиагностику [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Психол. ин-т РАО ; под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с
7. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989. - 104 с. 7. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. : кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
8. Основы психодиагностики [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 544 с. 9. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова . – 2-е изд, перераб. и доп. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
9. . Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе [Текст] : пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н. В. Бабкина. – М. : Айриспресс, «Айрис-Дидактика», 2005. – 144 с.
10. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / автор-сост. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
11. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] : иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.; ил.
12. Дощицина, З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации [Текст] : метод. рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных метод. объединений / З. В. Дощицина. – М. : Новая школа, 1994. - 48 с.
13. Забрамная, С. Д. Наглядный материал для психологопедагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях [Текст] / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1981. – 45 с.; ил. приложение.
14. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] : материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. шк. / С. Д. Забрамная. – М. : Новая шк., 1998. – 144 с.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 112 с.
16. . Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] : 32 материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. – М. : Центр гуманитарной литературы «РОН» В. Секачёв, 2001. – 80 с.; ил.
17. Истратова, И. Н. Психодиагностика : Коллекция лучших тестов [Текст] / И. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. - Ростовна-Дону: Феникс, 2006. – 375 с.
18. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе [Текст] / сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин. – М. : ИКА «Москва», 1990. – 64 с. 11. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] : учеб. пособие. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара. : БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
19. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста [Текст] : методич. пособие / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2008. – 48 с.; ил.
20. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : методич. рекомендации / под ред. Л. М. Шипицыной. - 2-е изд., дополн. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 352 с.
21. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст] : комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.] ; под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 136 с.
22. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учеб. пособие. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 16. Романова, Е. Р. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е. Р. Романова, О. Ф. Потёмкина. – М. : Дидакт, 1992. – 256 с.
23. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике [Текст] : практическое руководство / С. Я. Рубинштейн. – М. : Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. – 224 с.; ил. приложение.
24. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 96 с