Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современного образования, в том числе, профессионального – это развитие и формирование компетентной и самостоятельной личности. Для этих целей педагоги системы СПО используют самые разнообразные педагогические технологии и процессы моделирования будущей профессиональной деятельности студентов.
Под моделированием профессиональной деятельности понимают процесс отражения в содержании профессионального обучения и непосредственно в учебной деятельности субъектов. Моделирование даёт возможность наиболее полно представлять особенности той, или иной профессиональной деятельности, которой предстоит заниматься студенту. Для этих целей педагоги используют самые разнообразные педагогические технологии, в частности, проектные, игровые, исследовательские и др., где можно моделировать весь процесс. Начиная от целеполагания и заканчивая самоанализом результатов профессиональной деятельности.
В процессе моделирования профессиональных ситуаций студент овладевает действиями и операциями, наиболее характерными для будущей профессиональной деятельности. Это позволяет ему понять содержание своих профессиональных функций и обязанностей.
В процессе моделирования используются различные методические приёмы, техники, технологии, методики, в частности, цифровые, информационно – коммуникационные и др. Обязательными к использованию в учебно – воспитательном процессе любой образовательной организации являются проектные и исследовательские технологии.
В ФГОС СПО также указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности обучающегося, развитие его инициативы и ответственности как главного условия самоактуализации личности. Ученики всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям в собственной образовательной практике.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость моделирования будущей профессиональной деятельности обучающегося СПО в учебном процессе.
Объект исследования: образовательный процесс в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: средства и способы моделирования будущей профессиональной деятельности обучающегося СПО в учебном процессе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия моделирование профессиональной деятельности в условиях ФГОС СПО.
2. Изучить особенности моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в системе среднего профессионального образования.
3. Описать организационно-педагогические условия моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в системе среднего профессионального образования.
4. Предложить методические рекомендации по моделированию будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в системе среднего профессионального образования.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация научной и специальной литературы по проблеме исследования, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа заключение, список использованных источников.
В современном образовании, в условиях требований ФГОС присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет недостаточно. Главная задача педагога сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность обучающихся [8].
Для успешного овладения студентами своей будущей профессиональной деятельностью педагог использует много различных техник и приёмов, но в первую очередь речь идёт о процессе моделирования практического компонента профессиональной деятельности в учебном процессе. Такого рода процессы в себя включают:
1. Подбор типовых профессиональных ситуационных задач.
2. Подбор учебно-производственных задач.
3. Разработка комплекса задач и заданий, которые охватывают большинство областей будущей профессиональной деятельности.
4. Выбор соответствующих актуальных технологий и методик, позволяющих реализовать процесс моделирования.
Практика показывает, что наиболее целесообразно в этом случае использовать проектные и исследовательские технологии, в том числе, деловые игры. В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Процесс формирования личностных свойств и качеств требует особого подхода. В связи с этим существует необходимость в инновационных методах обучения самостоятельной деятельности обучающихся.
Чтобы сформировать у студентов навыки самостоятельной работы, необходимо перенести акцент с традиционного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) на деятельностный и личностно ориентированный подход в обучении. Самостоятельность в учебной работе позволяет ученикам в профессиональной образовательной организации осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной и профессиональной деятельности.
Проблемами самостоятельной учебной деятельности занимались исследователи В.Д. Иванов, Т.В. Маркова и др., что позволило выявить наиболее значимые обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов [22].
Самостоятельная учебная деятельность является обязательной. Далеко не у всех одинаково протекают подобного рода процессы, и большую роль в развитии самостоятельности каждого обучающегося играют преподаватели. Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого студент должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией современного образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров. Педагоги в своей образовательной практике используют самые разнообразные приёмы, методики и технологии, но практически все они реализуются на основе цифровых и ИКТ технологий, в том числе и при самостоятельной работе студентов [19].
Под проектным обучением, или методом проектов понимаю тподход, при котором ученики обучаются решению специфичных задач и проблем в процессе самостоятельного планирования и разработки конкретных индивидуальных, или групповых решений. Такая деятельность субъекта становится учебным проектом, и в результате учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создавая при этом конечный продукт.
К целям проектной деятельности относят следующие:
-формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий учащихся;
-переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
-формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
-развитие психических процессов субъекта (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и др.);
-воспитание у учеников ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-эффективное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся.
В процессе моделирования обеспечивается главный принцип системно – деятельностного подхода – умение самостоятельно учиться. Для практико-ориентированных проектов иногда пишут целые сценарии. По длительности выполнения проекты бывают краткосрочные и долгосрочные, которые, как правило, выполняют и в урочное, и во внеурочное время. Всё начинается с взаимодействия ученика и педагога при работе над проектом. Педагог выполняет множество ролей в ходе проектной деятельности учеников, и в первую очередь - помогает.
Преподаватель непрерывно консультирует и корректирует деятельность учеников и наблюдает за тем, как в целом продвигается их работа над проектом. Совместно с учениками педагог планирует всю работу над проектом в течение всего запланированного периода времени. Он поэтапно отслеживает полученные на каждом этапе результаты и в целом координирует всю работу группы.
В связи с подобными подходами, чрезвычайно перспективной становится интеграция различных уровней образования, которая позволит обновить содержание образования с учётом современных образовательных технологий, в том числе, с учётом цифровизации образовательной среды. В перспективе всё это позволит стимулировать инновационные образовательные практики и эффективно сочетать ресурсы всех партнёров, которые будут решать конкретные профессиональные образовательные задачи в процессе моделирования. [13].
Здесь необходимо отметить, что при активном использовании цифровой среды, сложилась устойчивая практика взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования. Анализ данного вопроса позволил выделить несколько типов моделей подобного взаимодействия.
1. Модель ресурсного взаимодействия.
2. Модель проектного взаимодействия.
3. Модель профильного взаимодействия.
5. Модель экспертного взаимодействия.
К примеру, модель ресурсного взаимодействия подразумевает деятельность на базе организаций, обеспеченных ресурсами дополнительного или профессионального образования. К подобным ресурсам относится материально-техническая база, программно-планирующее обеспечение, дидактическое обеспечение и современные образовательные цифровые технологии. Результаты образования в подобных случаях оценивают не столько количественно, сколько качественно. Обращают внимание на следующие объективные показатели:
-развитие компетенций субъектов обучения;
-участие в творческих конкурсах различного территориального уровня;
-участие в конкурсном отборе при реализации целевых программ;
-высокие показатели при участии в академических и неакадемических олимпиадах субъектов обучения и др.
В подобной развивающей среде полное раскрытие потенциала субъекта. В том числе, возможна индивидуализация и персонификация любого образовательного процесса. Разнообразны инновационные формы взаимодействия, такие как бизнес - инкубаторы, или инновационные мини-предприятия, коллективно-творческие дела, тематические встречи, олимпиады, игры, конкурсы и др. При этом подразумевается широкое использование инфраструктуры или организации профессионального образования, такой как лаборатории, центры коллективного пользования и др. [24].
Акцент в этих случаях делается на сетевую социализацию и на социализирующий потенциал этой среды. Субъектами такой деятельности выступают как сетевые сообщества, так и индивидуальные пользователи, которые с одинаковым успехом могут быть использованы студентами.
Преимущество игровых и проектных технологий заключается в том, что этот метод идёт от ученических потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирующих учебную деятельность.
Чтобы сохранять познавательный интерес обучающихся и их учебную мотивацию, игровые технологии можно использовать как в рамках теоретического обучения, так и при практическом обучении. Именно игровая среда будет являться для студентов мотивирующим фактором при формировании устойчивых умений и навыков, а также, сформированных общих и профессиональных компетенций [2].
Чаще всего под компетенцией понимают сформированный устойчивый навык, а также готовность и способность к выполнению заданного вида профессиональной деятельности (ВПД), который представлен в ФГОС СПО отдельным профессиональным модулем.
Перед каждым педагогом всегда стоит задача сохранности учебной мотивации студента на более длительный промежуток времени. Игровые формы всегда отвечают этим требованиям, поскольку всегда содержат в себе элемент новизны и соревновательности.
Деловые или ролевые игры часто используют при проведении урока обобщения по окончании изучения той, или иной учебной темы. Игровые формы при этом выполняют достаточно много различных функций [10]:
Функцию проверки полученных профессиональных ЗУН;
-функцию обучения и коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
-функцию профессионального развития;
-функцию самореализации и получения практического опыта;
-функцию коррекции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая кн. - 2009. - 220 с.
4. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. –285 с.
5. Аксенов, В.В. Экономические деловые игры / В.В. Аксёнов. – Среднее профессиональное образование. 2000. - N 8. – С. 28 – 32.
6. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 204 с.
7. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова // Обзорная информация. НИИВШ. М. -2006. - Вып. З. - 42 с.
8. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 06.11.2024).
9. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 06.11.2024).
10. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 06.11.2024).
11. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 06.11.2024).
12. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 06.11.2024).
13. Иоффе, А.Н. Активная методика – залог успеха / А.Н. Иоффе // Гражданское образование. Материал международного проекта. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. – 382 с.
14. Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н. Кругликов, М. В. Оленникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 353 с.
15. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 06.11.2024).
16. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N 1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 06.11.2024).
17. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 06.11.2024).
18. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 06.11.2024).
19. Минаев, Д.В. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с.
20. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов
колледжа в современном профессиональном образовании / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». — 2011. —N2 7. — С. 2 - 8.
21. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
22. Мынбаева, А.К., Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Учебное пособие / А.К. Минбаева, З.М. Садвакасова. – Алматы. - 2009. – 344 с.
23. Национальная программа «Цифровая экономика Российской
Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 N 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 06.11.2024).
24. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 06.11.2024).
25. Сарникова, Н.П. Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО [Электронный ресурс]. – URL http://проф-обр.рф/blog/2018-11-24-1291 (дата обращения: 06.11.2024).