Фрагмент для ознакомления
2
Современное образование нацелено подготовить людей к жизни в информационном обществе. Члену этого общества предстоит быстро и эффективно ориентироваться в разнообразной информации, а также уметь критически осмыслять полученные результаты её анализа и имеющихся интерпретаций. В связи с этим школа стала социальным институтом, который решает психолого-педагогическую задачу – создания условий формирования у обучающихся умений работать с информацией. Перед учителем начальных классов стоит задача заложить основы формирования информационной культуры молодого поколения российского общества.
По мере развития информационного общества меняется и сам человек. Это предполагает критически относится к имеющемуся знанию, в том числе и психолого-педагогическому знанию о том, как человек способен обрабатывать информацию, а также как он обрабатывает информацию и получает благодаря этому новое знание. Также интерес представляет знание о формировании умений у обучающихся начальной школы обрабатывать информации в постоянно изменяющей информационной среде. Эта ситуация является причиной поддержания интереса к исследованиям прежде всего дидактических аспектов системно-деятельностного подхода. Последние связаны организацией педагогических условий, например, обучения учеников начальной школы находить необходимую информацию, хранить её и применять по мере необходимости.
В связи с описанной выше ситуацией повышается интерес к организации учебной деятельности, нацеленной на развитие мышления обучающихся, формирования у них эффективных и результативных способов обработки информации. В основе такой организации лежат принципы системно-деятельностного подхода. Этот подход не является новым для российской психологии, педагогики. Его идеи развивались многими учеными России. Например, они отразились в теориях планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, теории развивающегося обучения Л.В. Занкова, а также в теории лично-ориентированного развивающегося обучения В.И. Слободчикова.
Процесс обучения учеников начальной школы, как и процесс обучения на всех уровнях системы образования основан на представлении о необходимости структурирования гносеологического, лингвистического и логического аспекта информации. Ученые [2, 5, 10, 11, 17] отмечают, что именно гносеологический аспект информации, содержащийся в учебном предмете, является ресурсом развития умений учеников работать с информацией. Использование этого ресурса предполагает, что учитель в процессе обучения своих учеников самостоятельно перерабатывать, осмысливать учебную информацию, будет соблюдать требования логико-информационной корректности.
Описанная ситуация в науке и практике преподавания предопределила выбор объекта и предмета исследования, а также позволила сформулировать цель и задачи исследования.
Объект - процесс формирований умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
Предмет - технологии формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
Цель - теоретически обосновать и разработать рекомендации по использованию технологий формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
Задачи:
1. Определить сущность процесса формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
2. Выявить технологии формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
3. Проанализировать педагогических опыт реализации технологий формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
4. Разработать проект рекомендаций по использованию технологий формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
Поставленные задачи исследования предопределили выбор методов исследования.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, классификация.
Эмпирические методы: включённое наблюдение, анкетирование учителей начальной школы.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал лицей № 145 г. Омск).
Организация и этапы исследования - поставленные задачи определили содержание и логику исследования, которое проводилось в три этапа.
I этап - анализ отечественной научной литературы по проблеме исследования, формирование теоретико-методологической базы исследования, анализ педагогического опыта по формированию умения работать с информацией.
II этап - выявление организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию технологии формирования у обучающихся в начальной школе умения работать с информацией.
III этап - систематизация и обобщение результатов исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В ведении обосновывается актуальность исследования, обозначаются объект и предмет, формулируются цель и задачи, описываются методы и этапы работы.
В первой главе описаны теоретико-методологические основы исследования формирования умений работать с информацией у обучающихся в начальной школе. В пункте 1.1. «Сущность процесса формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы» систематизированы характеристики познавательных функций, познавательный умений и типы мышления обучающихся, а также описаны критерии и показатели сформированности межпредметных умений обучающихся начальной школы: самостоятельность, осознанность, правильность выполнения операций, рациональность выбора способа учебного действия. В пункте 1.2. «Технологии формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы» дано определение технологии обучения, описаны классификации технологии и обоснован выбор технологий формирования умений работать с информацией обучающихся начальной школы.
Во второй главе описываются эмпирические результаты исследования формирования у обучающихся начальной школы умения работать с информацией. В пункте 2.1. «Изучение педагогического опыта реализации технологий формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы» обобщены результаты исследования педагогического опыта формования данных умений. В пункте 2.2. «Рекомендации по формированию у обучающихся начальной школы умения работать с информацией» описаны рекомендации, полученные благодаря анализу полученных данных исследования.
В заключении делаются выводы по результатам проведенного исследования формирования умений работать с информацией у обучающихся начальной школы.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт для всех уровней образования предполагает, что обучающиеся на любом уровне образования в конце своего обучения приобретут метапредметные умения, благодаря которым смогут быть успешными и проявлять учебную самостоятельность. При этом успешность понимается как способность достигать поставленных целей, а также иметь достижения ценные сточки развития личности. Показателем учебной самостоятельности обучающегося выступает его способность решать учебные задачи без педагога или мера помощи со стороны педагога, к которой обращается ученик с целью выполнить учебное задание.
Работа ученика с информацией – это метапредметное умение, которое входит в систему информационных и интеллектуальных умений и представляют собой часть современного феномена «Информационная культура», а также компонент «Информационной компетентности», как утверждала И.А. Зимняя [11] и «информационной грамотности», на что обращал внимание ученый О.Н. Мяэотс [21].
Информационные умения являются характеристикой способности человека, прежде всего, самостоятельно решать следующие задачи работы с информацией: поиск, отбор, анализ, организация, систематизация и передача необходимой и достаточной информации.
Интеллектуальные умения, согласно таким ученым как П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и Н.Ф. Талызина, характеризуют способность преобразовывать информацию с помощью следующего ряда интеллектуальных операций: сравнение, сопоставление, структурирование, классификации, выделение причинно-следственных связей и т.д.
О необходимости знания педагогом дидактических условий формирования метапредметных умений работать с информацией для обучения и общего развития обучающихся высказывались такие ученые как Д.Б. Элькони, Л.В. Занков. Ученые Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менченская [10? 14]. Эти ученые указывали на возможности средств обучения изменять способы умственной деятельности, а Б.Г. Ананьев подчеркивал значимость для человека, общества развития ума человека и способности методов обучения развивать умственные действия [1].
Информационные и интеллектуальные умения интегрированы в учебном процессе. Это предполагает, что при организации учебной деятельности обучающегося педагогу необходимо учитывать, во-первых, что требования определенной функции научного знания (описательной, объяснительной или прогностической) должны соответствовать логике познавательного действия. Во-вторых, что умения работать с информацией должны быть соотнесены с познавательными функциями знания и типом мышления обучающегося. В-третьих, организация учебной деятельности, нацеленной на формирование метапредметных результатов обучения, необходимо соотносить с возрастными особенностями обучающихся.
Организация педагогом учебной деятельности по формированию метапредметных результатов обучения у учеников начальной школы предполагает создание гибкой системы отношений между познавательными функцией и действием, типом мышления, а также возрастом.
Описательная функция, цель которой дать полное и точное, достаточное и необходимое представление о фактах или объекте соответствует фактологическому типу мышления. Реализация этой функции требует от ученика использовать высказывания, термины. Последние ученику начальной школы еще предстоит изучить.
Объяснительная функция, цель которой дать обоснование, аргументировать с целью доказательства или опровержения, соответствует критическому типу мышлению. Реализация этой функции требует от ученика внимание к высказыванию других учеников, к учебной информации.
Прогностическая функция, цель которой с помощью логических средств предсказать результат, соответствует научному типу мышления. Цель организации учебной деятельности по работе с информацией педагогом – это формирование основ научного типа мышления у обучающихся начальной школы.
Систематизация характеристики познавательных функций, познавательный умений и типа мышления представлена в таблице 1.
Таблица показывает, что описательная функция требует от ученика уметь ставить цели, учитывать контекст, определять значение и смысл терминов с помощью которых описывается объект, составлять план формулировать вопрос. В свою очередь объяснительная функция актуализирует необходимость развития умений аргументировать, конструировать информацию, а прогностическая сможет быть реализована в случае, если обучающий научится реконструировать информацию.
Развитию вышеперечисленных умений способствуют учебные задания, соответствующие возрасту учеников начальной школы. Например, предлагать ученикам составить словарь, контролируя и диагносцируя их способность определить понятие или выделить важную информацию в рассказе о чем-либо, диагносцируя их умение оптимизировать информацию, составить рассказ, проверяя развитие способности структурировать информацию и т.д.
Уровень работы учеников начальной школы с информацией оценивается по двум аспектам:
1. Информационный. В этом случае фокус внимание направлен на результат учебного задания и его соответствие между познавательной функции и познавательным умением.
2. Степень самостоятельности решения учебной задачи.
Оценка уровня работы ученика начальной школы также должна учитывать психические новообразования возраста. К последним относятся целенаправленность, произвольность, саморегулятивность, четкость в дифференциации способов действий для решения поставленных задач и др.
В психологических теориях о формировании умений в процессе обучения ученые исследовали различные аспекты этого процесса. К таким аспектам относятся: нейрофизиологические образования умений (Е.И. Бойков), трансформация умений в навык и навыка в умение (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов), связь ассоциаций и умений (Ю.А. Самарин). На уровне теоретического знания умение рассматривается как готовность человека выполнить действие на основе ранее усвоенных и освоенных навыков применения знания.
На дидактическом уровне умение определяется как показатель развития личности обучающегося, а также как освоенный им способ выполнения учебного действия (Ю.К. Бабанский, А.В. Усова и др.). Также умение связывают со знаниями и навыками. В системе отношений «знание-умение-навык» именно умение и навык создают условия для овладения знаниями (И.Т. Огородников).
Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой результатам исследования умений, позволяет сделать вывод, что единого представления о природе умений не существует. При этом существует классификация умений, в которой умение обучающегося работать с информацией выделено как общеучебное умение или как межпредметное умение. Несмотря на универсальный характер умения работать с информацией, оно описывается как умение, которое имеет сложную структуру компонентов умений работать с информацией. Такими компонентами являются: поиск информации в современном информационном многообразии по заданным критериям и по предметной области; анализ информации с целью определения главного и второстепенного, причин и их следствий; интерпретация информации и рефлексия над имеющимися интерпретациями информации; изменения формата информации, т.е. «перевода» информации с графического изображения в форме модели в текст или из текста в модель, обобщение информации, а также создание информации на любом современном виде носителей информации, представления информации в форме презентаций; безопасность хранения информации, передача информации с использованием различных каналов современных видов связи.
Многие российские ученые занимались исследованием процессов формирования учебных умений школьников. Одним из теоретических результатов этих исследований была разработка подходов, теорий и концепций, нацеленных на познание определенного аспекта формирования учебных умений.
Логико-дидактический подход сфокусирован на усвоении обучающимся способа действия (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев). Теория поэтапного формирования умственных действий сделала предметом своего познания последовательность этапов, результатом которой действие становится способом мышления, т.е. происходит интериоризация действия (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). В то время как теория содержательного обобщения, предложенная В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, сконцентрирована на изучении основания системы, с помощью которой обучающейся различает частные и единичные особенности. Ряд ученых сформулировали концепции, позволяющие формировать программы исследований когнитивных способностей обучающихся, формирование их умений в том числе и межпредметных. К таким концепциям относятся концепция проблемного обучения М.И. Махмутова, концепция формирования операций мышления E.H. Кабановой-Меллер, концепция развития продуктивного мышления З.И. Калмыковой, в основе которой лежит идея, что при формировании способов мышления необходимо сочетать алгоритмические и эвристические приемы.
Анализ подходов, теорий и концепций о формировании межпредметных умений позволяет заключить, что современная наука рассматривает учебные умения как готовность выполнять действия, цель которых от восприятия задачи перейти к её логическому осмыслению и применению учебного материала для успешного решения стандартных и нестандартных учебных задач. Анализ также позволил сделать вывод, что знание педагогом структуры учебного действия, а именно его цели, мотива, ориентировочной, исполнительной и контрольной части, способствует тому, что педагог начинает учитывать особенности формирования умений, например, работать с информацией. Такими особенностями для обучающихся начальной школы являются, во-первых, целенаправленность, во-вторых, внутренняя мотивация и внешняя инструкция, в-третьих, правильное распределение упражнений во времени, в-четвертых, демонстрация обучающимся результатов их действий, в-пятых, понимание схемы действия обучающимся, в-шестых, умение считается освоенным когда обучающийся может осуществлять перенос учебного действия в новые условия учебной задачи.
Учебная деятельность, в ходе которой формируются умения работать с информацией у обучающихся начальной школы решает следующие задачи: усвоить знания, овладеть способами умственных действий, отработать приемы и способы действий. В ходе решения этих задач развивается личность ученика, формируются умения (понимать задачу и выполнять её с помощью определенных действий, контролировать и оценивать результат действий), а также учебно-познавательные мотивы.
Для оценки формирования умения работать с информации обучающихся начальной школы остается выяснить критерии, показатели, уровни сформированности данных умений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. – М.: Питер, 2010. – 282 с.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: избранные психологические. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2002. – 688 с.
4. Галактионова Т.Г. Чтение школьника как социально-педагогический феномен открытого образования // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2006. № 14 – URL – https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-shkolnikov-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen-otkrytogo-obrazovaniya-problemy (дата обращения 5 .11.2024)
5. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени доктора пед. наук (по психологии) по совокупности работ // Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Философ. фак. Отд-ние психологии. – М., 1965. – 51 с.
6. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. М.: Перспектива, 2013. 143 с.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения // Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». – М.: ОПЦ "ИНТОР", 1996. – 541 с.
8. Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. № 1. 2009. С. 67-76. – URL – https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-formirovaniya (дата обращения 5 .11.2024)
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 418 с.
10. Зверева В.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – Москва: Педагогика, 2005. – 150 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология- 3-е изд. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 47 с.
12. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. – М.: Педагогика, 1978. – 128 с.
13. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. - 206 с.
14. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.: Знание, 1981. - 96 с.
15. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
16. Кулаева Г. М., Якимов П. А. Стратегии, приёмы и инструментарий работы с учебным сплошным и не сплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе: методические рекомендации для учителей средней школы. – Оренбург: «Оренбургская книга», 2021. – 68 с.
17. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - 3-е изд.– М.: Просвещение, 1964. - 478 с.
18. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. - 364 с.
19. Менченская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр. – М.: Педагогика, 1989. – 218 с.
20. Мкртчян Л.С. Место и роль игровой технологии в обучении младших школьников // Современная высшая школ: инновационный аспект – 2012. №4. С.195 – 199. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-igrovoy-tehnologii-v-obuchenii-mladshih (дата обращения 5 .11.2024)
21. Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: метод. рекомендации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 29 с.
22. Новиков А.М. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2006. 280 с.
23. Онищук А.А. Организационно-педагогические условия управления информационными умениями младших школьников в образовательной организации // Мировая наука – №6(63). 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-upravleniya-informatsionnymi-umeniyami-mladshih-shkolnikov-v-obrazovatelnoy (дата обращения 5 .11.2024)
24. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с.
25. Психологические проблемы построения школьных учебников / под редакцией Г.Г. Граник. – М.: НИИ ОПП АПН, 1979. – 180 с.
26. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. - Гатчина: Ленингр. обл. ин-т экономики и финансов, 2003. – 318 с.
27. Сластенин В.А. Педагогика: учебник - 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
28. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 395 с.
29. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 173 с.
30. Усова А.В. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
31. Элькони Д.Б. Детская психология – М.: Академия, 2011. – 383 с.