Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Личность К. Юнга и предпосылки, оказавшие влияние на его
становление как ученого 5
1.1. Становление как психолога знаменитого ученика З. Фрейда 5
1.2. Классификация людей по психотипам 7
2. Суть типологии личностей 9
2.1. Структура человеческой психики в понимании К. Юнга 9
2.2. Типы личности на базе теории архетипов 10
3. Изучение типологических особенностей личности у молодежи
с интровертной, амбивертной и экстравертной направленностью 12
3.1. Цели и задачи исследования 12
3.2. Методика исследования 13
Выводы 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Приложение 1
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность курсового исследования на тему «Типология личностей в исследованиях К. Юнга» заключается в том, что современная психология подразделяется на большое количество направлений, благодаря научной деятельности этого ученого (транс персональная психология, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия и прочие).
На сегодняшний день Карл Юнг – один из немногих, но чрезвычайно значимых психологов, работы которого популярны и используются уже более 50 лет. Постепенно в его теории вносятся дополнения новыми учеными, но важно понимать, где и о чем говорится в первоисточнике, а также почему именно так дополняется учение К. Юнга. Так появляется возможность увидеть и понять особенности взглядов ученого на психологические нюансы личности, тем более что у него специфическая подача информации и язык изложения. Все вместе это позволит верно интерпретировать информацию и не допустить случайных и необоснованных выводов, а однозначная его теории позволит и автору данной курсовой работы выстроить свою логическую гипотезу и найти ей подтверждение (либо опровергнуть).
В целом изучение личности в психологической науке - один из самых актуальных с начала XX в., так как в психологии личностью принято считать конкретного живого человека, обладающего сознанием и самосознанием.
Психологи трактуют термин «личность» более углубленно, говоря, что это совокупность психических свойств, отношений и действий человека, сформировавшихся в ходе его развития и оказывающих огромное влияние на его поведение. Такое определение соответствует направлению психологической работы основоположника аналитической психологии Карлом Густавом Юнгом (1875 -1961), который всю жизнь исследовал проблематику сознательной части человеческой личности – «Эго», куда относил и социальные отношения, и жизнь в социуме, и степень осознанности, которые человек проходит в процессе развития своей личности. Значит, К. Г. Юнг и его типология личностей требует дальнейшего изучения в настоящее время.
Для знания и понимания людей, их системы ценностей и мотивов поведения, специалистам разных научных направлений необходимо знать суть теорий развития личности, в силу чего изучение одной из самых популярных теорий личности К.Г. Юнга сохраняет свою актуальность.
Изучением проблематики типологии личности, описанной в трудах К. Юнга, занимаются отечественные ученые: А. Г. Асмолов, С. А. Богомаз, Р. С. Немов, М. Г. Ярошевский. Есть немало публицистических материалов и статей с обоснованными точками зрения относительно теории К. Юнга, - это публикации А. С. Лукьянец, Я. В. Осипова, Н. П. Фетискина, В. Ф. Шнайдера.
Цель исследования: изучить суть, особенности и классификацию типологии личности, а также отношение общества к идеям К. Юнга.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить становление К. Юнга как ученого и создателя направления аналитической психологии;
- охарактеризовать классификации людей в зависимости от типа личности;
- выделить структуру человеческой психики в понимании К. Юнга;
- провести эмпирическое исследование типологических особенностей личности у молодежи с интровертной, амбивертной и экстравертной направленностью.
Предмет исследования: психологические идеи К. Г. Юнга
Объект исследования: основные теории о типологии личности К. Юнга.
Гипотеза: экстраверты имеют более высокие результаты при выполнении задач последовательно, интроверты – после предварительного анализа ситуации и действий, что связано с особенностями их памяти, а амбиверты – некий «пограничный» тип личности, сочетающий элементы каждого типажа.
Метод исследования: методика К. Г. Юнга ««Общепсихологическая типология личности»
Глава 1. Личность К. Юнга и предпосылки, оказавшие влияние
на его становление как ученого
1.1. Становление как психолога знаменитого ученика З. Фрейда
Карл Юнг – австрийский психолог, психиатр, один из самых знаменитых и популярных учеников Зигмунда Фрейда, который тоже глубоко изучал символы, сны и бессознательное личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Асмолов А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов // практич. пособ. – М.: Просвещение, 2022. – 344 с.
Богомаз С. А. Психологические типы К. Г. Юнга, психофизеологические типы и интертипные отношения / С. А. Богомаз // моногр. к дисс. психол. наук. – Томск, ТГУ, 2020. – 280 с.
Жуков В. Н. К. Г. Юнг: человек в контексте коллективного бессознательного // Философский дискус. – 2021. - № 9. – С.71-74.
Ковалев В. Н. Психология личности /В. Н. Ковалев // учеб. пособ. - М.: Просвещение, 2020. – 390 с.
Куттер П. В. Современный психоанализ: введение в психологию бессознательных процессов / П. В. Куттер // научн. пособ. – М.: Академия, 2019. – 292 с.
Линдсей Г. Теории личности / Г. Линдсей // пер. с англ. – М.: Литрес, 2023. – 512 с.
Лукьянец А. С. Психологические типы. Типология / А. С. Лукьянец // учеб.-практич. пособ. - М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 260 с.
Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди: пер. с англ. – СПб.: Речь, 2023. – 400 с.
Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков // учеб. пособ. – М.: Кнорус, 2023. – 560 с.
Марцинковская Т. Д. История психологии / Т. Д. Марцинковская // учеб. пособ. – М.: Эксмо-Пресс, 2023. – 388 с.
Немов Р. С. Общая психология / Р.С. Немов // учеб. пособ. – М. Юрайт, 2019. – 760 с.
Немов Р .С. Общие основы психологии / Р.С. Немов // учеб. пособ. – М.: Владос, 2020. – 468 с.
Осипов Я. В. Методологическое значение эксперимента К. Юнга в разработке А. Лурии основ реактологической теории аффективного поведения // Государство и право. Экономика. – 2020. - № 8. – С.62-71.
Старовойтенко Е. Б. Психология личности: в парадигме жизненных отношений / Е. В. Старовойтенко. – М.: Академический проект, 2023. – 400 с.
Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин // справ. пособ. – М.: Институт Психотерапии, 2023. – 408 с.
Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель / Шарп Д. // пер. с англ. В. К. Иванов. – М.: Академия, 2022. – 344 с.
Шнайдер В. Ф., Талалуева Т. А. Современные аспекты теории личности К. Г. Юнга // Международный научный журнал «Символ науки». – 2023. - №10. – С.50-56.
Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг // сборник научн. трудов. – М.: Академический проект, 2023. – 538 с.
Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и ред. А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2020. – 302 с.
Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учеб.-справ. пособ. – СПб.: Питер, 2021. – 622 с.