Фрагмент для ознакомления
2
Сегодняшний мир отмечен эволюцией от традиционных бумажных документов к более современным методам документации, что обусловлено достижениями в сфере информационных технологий и всемирного обмена данными. Прежде бумажная работа несомненно была ключом к учёту каждой стадии коммерческих транзакций, однако сейчас она часто приводит к избыточным расходам времени и денег из-за устаревших методов обработки и дистрибуции.
С развитием электронной торговли за последние годы появились инновационные технологии, которые радикально изменили основы деловой переписки и кооперации. Современные инструменты информационно-коммуникационных систем теперь позволяют бизнесменам передавать данные быстро и надёжно, что делает процедуры заключения, подтверждения и выполнения коммерческих договоров более точными и оперативными.
В связи с этим, электронная коммерция облегчает выполнение множественных бизнес-процессов и сделок через электронные коммуникационные каналы, прокладывая путь к новым горизонтам в управлении бизнесом и усовершенствовании рабочих процессов на различных уровнях. Таким способом, становится очевидным, что цифровые технологии открывают новые возможности для эффективности и динамичности в сфере предпринимательства.
Объект исследования — риски электронной коммерции. Предмет исследования — методы нейтрализации рисков электронной коммерции.
Цель данной работы – изучить риски электронной коммерции и методы их нейтрализации на международных рынках.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность электронной коммерции в системе внешнеторговых отношений.
Изучить основные риски электронной коммерции.
Рассмотреть методы нейтрализации рисков в электронной коммерции.
В качестве теоретической базы были использованы труды таких авторов как как А. Скворцов, Б. Мамлин, Д. Богданов, П. Меняйло и С. Марочкин. Также, применялись следующие методы исследования: теоретический обзор литературы, изучение концепций и практик использования электронной коммерции на международной арене в современных условиях.
Глава 1. Риски электронной коммерции на международных рынках
1.1. Электронная коммерция в системе внешнеторговых отношений
Электронная торговля, иначе e-commerce, является ключевым элементом современной экономики. В ее рамки входят все финансовые и коммерческие операции, осуществляемые посредством глобальных компьютерных сетей, а также все сопутствующие бизнес-процессы. В этот концепт интегрированы не только акты покупки и продажи товаров или услуг, но и перемещение коммерческих действий в цифровое пространство, где все трансакции происходят в электронном виде.
Являясь частью более обширного понятия электронного бизнеса, электронная коммерция определяется как практика управления коммерческой деятельностью в сети Интернет. Этот подход позволяет расширять возможности компании за счет автоматизации бизнес-процессов и повышения ее конкурентных преимуществ через внедрение информационных технологий. Использование данных технологий упрощает процесс реализации товаров и услуг, обеспечивая их доступность для потребителей в онлайн-среде.
Рисунок 1 – Преимущества электронной коммерции для общества
Цифровой коммерческий бизнес переосмысливает традиционные подходы к управлению организацией, значительно усиливая оперативность процессов и циркуляцию информации благодаря онлайн-формату. Такое развитие стимулирует глобализацию бизнес-действий компаний, уменьшение расходов по времени и ресурсам, предоставляет предприятиям возможность функционировать круглосуточно, гарантирует более скоростное предложение товаров и услуг на рынке и позволяет осуществлять конфиденциальные транзакции. В свою очередь, электронная коммерция вносит существенный вклад в понижение цен на конечную продукцию, оптимизацию процессов доставки клиентам и повышение доступности широкого спектра услуг, например, в таких сферах, как образование и медицинские сервисы.
В б множестве моделей цифрового бизнеса, модель «бизнес-к-бизнес» (B2B) признана доминирующей формой, подразумевающей взаимодействие предприятий в целях увеличения эффективности и прозрачности деловых взаимоотношений. Данная модель находит свое применение в процессах закупки материалов и деталей, в сфере предоставления аудиторских и консультативных услуг, а также в сотрудничестве с кредитными учреждениями, предлагающими услуги корпоративным клиентам.
С другой стороны, концепция B2C концентрирует внимание на прямых продажах конечному потребителю посредством веб-маркетплейсов, онлайн-аукционов, образовательных платформ и других интернет-сервисов. Эта бизнес-модель значительно облегчает процесс покупки, делая его более комфортным и доступным, предоставляя возможность выбирать и заказывать продукцию не выходя из дома.
Синергия глобальных рыночных тенденций, научно-технического прогресса и инновационных разработок кульминировала в создании новых форм электронной коммерции. Особое место среди них занимают модели B2G (бизнес-к-государству) и G2B (государство-к-бизнесу), создающие мосты между частным сектором и государственными структурами. Это достигается за счет внедрения систем электронных государственных закупок и использования информационных платформ правительственных органов.
Электронная коммерция, обойдя устоявшиеся бизнес-практики, охватывает все более широкий спектр коммерческих связей и открывает новые горизонты для усовершенствования процессов покупки и продажи. Она эффективно внедряется в разные области бизнеса, позволяя достигать оптимизации в амбициозном и динамичном мире предпринимательства.
Отражаясь на мировой торговле, электронная коммерция привносит важные преимущества: ускорение и оптимизацию транзакционных процессов, а также предоставление беспрецедентного доступа к различным международным рыночным площадкам. Несмотря на наличие определённых трудностей, связанных с этой формой торговли, положительные стороны оказывают гораздо более сильное влияние на динамику развития внешнеэкономических отношений, обеспечивая электронной коммерции статус предпочтительного инструмента в глобальной экономике.
Для эффективного устранения технических барьеров крайне важным является разработка обдуманной стратегии и стимуляция доверия клиентов к онлайн-сервисам. Такой подход способен кардинально изменить существующее положение вещей и усилить готовность электронной коммерции приспосабливаться к постоянно меняющимся экономическим условиям и запросам. В конечном итоге, сочетая в себе многообразные преимущества и стремясь уменьшить возможные негативные стороны, электронная коммерция обладает значительными перспективами для расширения своего присутствия и роста, достигая высокой отзывчивости к актуальным трендам рынка.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки электронной коммерции
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Потребитель
Производитель
- Наличие широкого ассортимента продукции.
- Позволяет выбрать более дешёвые и качественные товары.
- Круглоднчная и круглосуточная доступность,
- Соблюдение анонимности.
- Оперативность и удобство покупок через Интернет
- Сокращение издержек.
- Достижение глобального рынка,
- Возможности географического охвата.
- Отсутствие временных ограничений.
- Повышает объём средствлом для инвестирования.
- Способствует эффективности обслуживания клиентов.
- Помогает разрабатывать и принимать эффективную маркетинговую и рекламную стратегии,
- Повышение конкурентноспособности.
- Не требуется расширение штата сотрудников.
НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
- Проблемы с доставкой.
- Возникновение проблем с возвратом товаров,
- Недоверие и ограниченные в области электронных продаж.
- Отсутствие визуального и физического контакта с товаром (услугой) и с продавцом.
- Трудности при узаконивают и регулирования деятельности в сети
-Интернет.
- Недоверие покупателей.
- Не подходит для торговли быстропортяшихся товаров.
- Изменение подхода оценки стоимости бизнеса,
- Секретность и безопасность.
Три экономические зоны доминируют на мировой арене электронной коммерции. США, как основоположник этого направления, продолжают устанавливать стандарты в индустрии, в то время как страны Европейского союза упрочивают свои позиции в этом сегменте рынка. Тем временем Азиатский регион отмечается резким скачком в росте и показывает значительные возможности в плане международной торговли.
Оставаясь на вершине американского рынка, Amazon удерживает львиную долю онлайн-продаж, охватывая более половины рынка по состоянию на 2019 год. В Китае же ведущим игроком является Alibaba, которая завоевала 80% рынка в своей нише, фокусируясь на продажах товаров, не связанных с продовольствием.
Рисунок 2 – ТОП-10 стран-лидеров по емкости рынков онлайн-торговли по данным за 2022 г.
Изменения в сфере интернет-торговли обусловлены рядом важных трендов. В числе ключевых направлений - углубление персонализации общения с покупателями, формирование качественных описаний продуктов напрямую самими торговыми площадками. Разработка и совершенствование мобильных приложений стали неотъемлемой частью электронной коммерции, как и внедрение функций голосового управления и поиска. Социальные сети трансформировались в новые каналы продаж, позволяя осуществлять покупки прямо в процессе просмотра контента.
Тем временем, инновации вроде технологий дополненной реальности привносят новые возможности в опыт потребителей, наглядным примером чему являются разработки таких компаний, как IKEA и Sephora. Эти бренды предлагают покупателям уникальный сервис, позволяющий в режиме онлайн "примерить" предметы мебели в интерьер или же косметические изделия на лицо.
Важную роль играют и инновации в презентации товаров: от полноценных описаний, видеороликов и 3D-просмотров до использования дополненной реальности, что увеличивает вовлеченность и привлекательность предложений.
Российский рынок электронной коммерции также набирает обороты, заняв по состоянию на 2023 год четвертое место в мировом рейтинге по динамике роста. Общий объем инвестиций в отечественную интернет-торговлю достиг 756 миллионов долларов, с 16-процентным ростом в секторе по сравнению с предыдущим годом, что отражает важную роль электронной коммерции в экономическом развитии страны.
В контексте развития цифровой экономики Россия активно работает над усовершенствованием своего законодательства. Примером таких усилий является утверждение в 2017 году долгосрочной программы, направленной на выполнение Стратегии развития информационного общества на период до 2030 года.
Этот документ заложил фундамент для преобразований, нацеленных на улучшение регулятивной среды и адаптацию ее к быстро меняющимся условиям цифровой экономики. Бюджетные инвестиции в размере 1,5 миллиарда рублей были зарезервированы для реализации этих планов, что подчеркивает серьезность подхода к цифровой трансформации на государственном уровне.
Рисунок 3 – Рост мирового рынка электронной торговли в период 2014-2022 гг.
В секторе электронной коммерции криптовалюты становятся все более важным инструментом, способствующим дальнейшему развитию. Сегодня криптовалюты представляют собой разновидность цифровых денег, работу которых обеспечивает криптография.
Без вмешательства центрального органа они функционируют в рамках пиринговых сетей, что делает их полноправными продуктами программирования с ценой, зависящей от спроса и предложения, независимо от вклада отдельных инвесторов.
Широкое признание криптовалют в электронной коммерции потребует их законодательного и международного регулирования. Прозрачность, безопасность и упрощенный характер криптовалютной системы сулят значительные преимущества в условиях глобализации и цифровой трансформации.
Фрагмент для ознакомления
3
Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
E-Commerce in Russia Insights. East-West Digital News [Электронный ресурс]. URL: https ://www. ewdn.co m/.
Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с
Бакланова Е.М. Эволюция инструментов и методов маркетинговой коммуникации в сети Интернет // Вопросы современной науки и практики, 2020. – №2. – С. 155-159.
Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - №6, с. 23-26.
Ван Х. Состояние и перспективы развития международной электронной торговли в сегментах В2С и В2В в ближайшие годы // Студенческий. – 2018. – № 13-2 (33). – С. 75-85.
Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17–22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2019. – 592 с.
Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).
Веригина А.В., Коваль Д.В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 году. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(1). – с. 94-104.
Гаврюшин О.Ю. Новое направление развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 107 – 117.
Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. — М.: Форум, 2021. — 336 c.
Гнадченко, Д.О. Интернет как двигатель розничной торговли // Научные записки молодых исследователей – 2019 -№2-С.25-28.
Голубков, Е.П Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 4-е изд., перераб.и доп / Е.П Голубков. — М.: Финпресс, 2018. — 496 c.
Данченок Л.А., Иванова А.Г., Ласковец С.В., Невоструев П.Ю. Маркетинг: учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2016. – 250
Демин, Д. E-mail-маркетинг. Как привлечь и удержать клиентов / Д. Демин. - М.: Питер, 2015. - 208 c.
Джонсон, Стив 50 способов заставить Google любить ваш сайт / Стив Джонсон , Лайам МакГи. - М.: Эксмо, 2018. - 224 c.
Дзюбан Д. В. Правовое регулирование электронной торговли в сети «интернет» // Вопросы российской юстиции. – 2022. – № 17. – С. 262-231.
Диденко, Н.И. Международный маркетинг. учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 556 c.
Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2021. - 152 c.
Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Науковедение. – 2017. – Т. 9. – №6.
Ефимова Н.А., Тарасов А.С. Совершенствование работы интернет-магазина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 5 (72). С. 174-183.
Ешугова С.К., Хамирзова С.К. Развитие электронной коммерции в условиях цифро-визации // Новые технологии / New technologies. - 2021. - №17 (3). - С. 95-104.
Жилина И.Ю. Электронная розничная торговля в России: состояние и перспективы // Экономические и социальные проблемы России. 2018. № 1 (37). С. 39-70.
Захаров А.Н., Чехранова Т.А. Тенденции развития электронной торговли в международной практике // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 102-106.
Зуева З.В., Катровский Ю.А. Использование цифровых технологий в управлении персоналом//Бизнес-образование в экономике знаний. № 2, 2021. – с. 64-68.
Калужский М.Л. Сетевые интернет-коммуникации как инструмент маркетинга // Практический маркетинг. 2018. – № 2. – С. 32-39.
Кобозева Е.М., Солкина В.Д. Анализ состояния рынка электронной торговли в Российской Федерации // Colloquium-journal. 2019. № 13-10 (37). С. 131-133.
Косарева Ю.В. Маркетинговая стратегия – основа успешного бизнеса Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 40-1. С. 56-61.
Лузин Д.А., Шевелёва Н.П., Никонова А.С., Курушина Е.В. Показатели эффективности электронной торговли // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. - № 1 (95). - С. 5.
Миронова О.А., Богданова Р.М. SMM-продвижение, как эффективный инструмент маркетинга в условиях цифровизации экономики//Вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2020. - № 1. – с.126-132.
Михневич С. И. О некоторых тенденциях развития мировой экономики в эпоху цифровой глобализации // Торговая политика. – 2019. – № 1 (17). – С. 120.
Мугаева, Е.В. Управление предпринимательской деятельностью: Учебное пособие для студентов, обучающихся по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей 38.00.00 "Экономика и управление" / Е.В. Мугаева, А.Б. Мещерякова. - Краснодар: Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Изд-во "Новация"), 2022. - 163 с.
Налетова М. М. Электронная торговля и защита прав потребителей-участников электронной торговли // Право и практика. – 2023. – № 1. – С. 75-82.
Размер рынка электронной коммерции по странам [обновлено в 2024 г.] [Электронный ресурс]. URL: https://www.mobiloud.com/blog/ecommerce-market-size-by-country
Смирнова Л. Я. Угрозы системы экономической безопасности электронной коммерции и принципы ее построения // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – № 4. – С. 35-39.
Шайдуллина В. К. Международно-правовые аспекты ведения электронной торговли // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – С. 157-166.