Фрагмент для ознакомления
2
В значительной степени культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка очень пластична, а действия, которые связаны с умыванием, принятием одеванием, повторяются изо дня в день, неоднократно и систематически.
Для начального формирования культурно-гигиенических навыков сензитивный период приходится на младший дошкольный возраст. В этом возрасте при формировании культурно-гигиенических навыков осуществляется не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.
В дошкольном учреждении у детей воспитываются: навыки поддержания порядка в окружающем пространстве, навыки соблюдения чистоты тела, культуры еды, а также правильных взаимоотношений детей со взрослыми и друг с другом.
Анализ учебно-медицинской литературы в младшей группе ДО выявил следующее: в силу ряда факторов, в связи с происходящими социальными изменениями, ухудшается физическое и психическое здоровье. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми зачастую проводится в самой общей форме, когда воспитательный процесс не ориентирован на охрану здоровья и воспитания, не ориентирован на сознательное развитие и саморазвитие ребенка. Проблема связана с неправильным планированием образовательной и оздоровительной деятельности, отсутствием системы мероприятий, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически рассмотреть особенности воспитания культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – особенности воспитания культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к определению понятия «культурно-гигиенические навыки»;
2. Представить возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть особенности режима дня как средства воспитания культурно-гигиенических навыков;
4. Выделить методы, средства и формы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
В настоящее время в практике дошкольного образования рассматриваются различные аспекты воспитательного процесса в частности процесс воспитания основ здорового образа жизни и культуры гигиены
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией ;
- воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений ;
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений ;
- воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.) .
Воспитательный процесс в дошкольном обучении связывается со многими сторонами развития общественных отношений. Это связано с тем, что ребенок-дошкольник приобщается к различным сторонам культурной жизни, например, культура поведения, культура общения, культура гигиены. В настоящем исследовании акцентируем внимание на особенностях культуры гигиены.
В обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами — всем тем, что находится в ведении министерства культуры (или аналогичного учреждения) в любой стране. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры .
В повседневной жизни слово «культура» выражает одобрения, понимается как наличие идеала или идеального состояния, с которым мы неявно сравниваем оцениваемые факты или явления .
Таким образом, культура понимается нами как совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Это поступки и формы общения, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определённых норм и правил.
Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определённые манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе .
В отношении воспитания гигиенических навыков гигиена понимается как область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни .
Личная гигиена представляет собой комплекс правил по уходу за телом, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение работоспособности и защиту от инфекционных заболеваний. Нарушение требований личной гигиены может негативно сказаться на здоровье не только одного человека, но и больших групп людей (коллективы, семьи, члены различных сообществ) .
Проблемой изучения особенностей формирования культурно- гигиенических навыков занимались отечественные педагоги и психологи Е.А. Алябьева Р.С. Буре, Л.А. Венгер, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, Н.Н. Поддъяков и др.
По определению С. В. Петериной, культурно-гигиенические навыки – это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви .
Е.А. Алябьева определяет культурно-гигиенические навыки как «доведённое до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах» [1, c. 41].
Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева считают, что культурно-гигиенические навыки – это важная часть культуры поведения, необходимость опрятности и содержания в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений .
Ученые В.А. Деркунская, М.В. Антропов определяет следующие культурно-гигиенические навыки: умывание, чистка зубов, расчесывание волос, одевание, чистка обуви, мытье рук, лица и ног, уход за верхней одеждой, застилание постели, прием пищи, питье, туалет (использование туалетной бумаги, мытье рук после использования), поддержание порядка в личных вещах .
К культурно-гигиеническим навыкам можно отнести навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
В.И. Гаранджа к культурно-гигиеническим навыкам относит:
- навыки ухода за собой;
- навыки управления окружающей средой;
- навыки культурного приема пищи;
- навыки гигиены тела .
Таким образом, в понятие «культурно-гигиенические навыки» входят навыки личной гигиены, одежды и обуви, окружающей среды, культуры питания. Содержание данного понятия отражает культурно-гигиенические навыки: манеры поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения навыков личной гигиены, умение следить за своим внешним видом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н.А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.11.2024).
2. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 /Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: АСТ, 2012.-187с.
3. Богина Т.Л. Режим дня в детском саду /Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова.- М.: Сфера, 2013.-95с
4. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // Под. Ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Логос. 2012. - С. 86 – 97.
5. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений /Л.Н. Гризик, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Логос, 2011.-159с.
6. Гаранджа В.И. Формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников : учеб. пособие / В.И. Гаранджа. - М. : Мост, 2010. - 350 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
8. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ /В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2014.-164с.
9. Искакова Г. К. Методические рекомендации по использованию дидактических материалов в воспитательно-образовательном процессе дошкольных организаций. - Астана, 2014. - 32 с.
10. Коваль В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
11. Козлова А. М. Дошкольное образование / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. - М.: ЦГЛ, 2017.-958 c.
12. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007. -12 с.
13. Комарова Т.С. Культурно-гигиеническое воспитание в детском саду / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М .: АСТ, 2013.-183с.
14. Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 647 – 651.
15. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2016. - 904 c.
16. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. — М.: Новая школа, 2004. – 84 с.
17. Саенко А.Г. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников / А.Г. Саенко // Проблемы акмеологического «Альфа» и «Омега» : материалы межвуз. брифинга 15 марта 2015. - М. : РИЦ «Москва - Санкт-Петербург», 2015. - С. 96-102.
18. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник. — М.: Изд-во АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017.
19. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 256 c.
20. Урунтаева Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: АСТ, 2013.-172с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
22. Федеральная образовательная программа дошкольному обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения 11.10.2024).
23. Холостова Е.И. Культурно-гигиенические навыки у дошкольников / Е.И. Холостова. - М.: Бин, 2012. - 237 с.
24. Шапиро Б.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников / Б.Ю. Шапиро / под ред. В.А. Галичина. - М. : Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2015.
25. Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков /Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание. - 2012.-№ 8.-С. 15-21.
26. Яковлева С.В. Эстетическое воспитание в детском саду /С.В. Яковлева. - М.: Агар, 2013.-318с.