Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей. Формирование творческой личности ребенка – одна из наиболее важных задач современного дошкольного образования. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность, музыкальное и театрализованное творчество нашло свое отражение в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО) как задачи реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие.
Дети с хорошо развитыми творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя, проявлять инициативу, изобретательность, фантазию и воображение.
Проблема развития детского изобразительного творчества рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др.
Каждый ребенок рождается с огромными возможностями для развития своих способностей во всех видах человеческой деятельности. Но если они не развиваются, они остаются неизменными и постепенно ослабевают. Чем старше человек, тем труднее ему развивать свои способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и педагогу необходимо создавать условия для успешного развития творческих способностей дошкольников. Художественная изобразительная деятельность является одним из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В своих исследованиях ученые доказали необходимость обучения детей дошкольного возраста изобразительному искусству, важность знакомства детей как с традиционной, так и с нетрадиционной техникой рисования, способствующей творческому развитию личности ребенка. Проблемой развития творческого потенциала дошкольников посредством обучения нетрадиционным техникам рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.
Ученые, педагоги-практики доказали необходимость обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования, его эффективность в развитии творческих способностей, однако наблюдение занятий в детском саду, анализ продуктов детского творчества, опрос воспитателей свидетельствуют об ограниченном перечне используемых нетрадиционных техник, наиболее популярными среди которых являются рисование пальчиками, ладошкой, набивкой щетинной кистью и др. Мы в своей работе хотели предложить необычную нетрадиционную технику – рисование фактурных картин с помощью клеевого пистолета и красок. Эта уникальная техника рисования позволит ребенку проявить творчество и создавать оригинальные, объемные картины.
Исходя из вышесказанного, мы обозначили проблему: каковы возможности обучения созданию фактурных картин в витражной технике для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи?
Цель: разработать и апробировать методическое пособие для воспитателей, направленное на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи ««Мы рисуем витражи…!».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе обучения художественному творчеству.
2. Рассмотреть задачи, содержание и методику развития творческих способностей детей старшей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях знакомства с нетрадиционной техникой рисования фактурных картин.
3. Разработать методические рекомендации по использованию методического пособия для воспитателей, направленное на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи ««Мы рисуем витражи…!».
1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе обучения художественному творчеству
1.1 Сущность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе обучения художественному творчеству
Развитие творческих способностей у детей в настоящее время особо актуально. В первую очередь, это связано с потребностью общества в креативных людях.
Во многих источниках творчество рассматривается с различных сторон и научных концепций. В педагогической науке творчество понимается как деятельность, которая позволяет получить что-то новое, отличающееся своим содержанием с точки зрения социально-исторического развития [11, c. 41].
В психологии творчество рассматривается с двух сторон. В более узком значении творчество понимается как деятельность субъекта, позволяющая изменить продукт в его качественно и количественно новой форме. В более широком значении творчество – это практико-теоретический вид деятельности человека, который позволяет получить новое, возможно только для данного человека, в виде результатов, материальных продуктов [11, c. 42].
В психолого-педагогических исследованиях понятие о творчестве рассматривается в контексте развития личности.
А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что в сущности «творчество» можно рассматривать как продукт работы воображения человека [6, c. 52].
В.Д. Шадриков рассматривает творчество в разрезе понимания деятельности как процесса получения чего-то нового. Также исследователь отмечает, что творчество порождают присущие личности индивидуальные черты [5, c. 54].
Известный психолог В.М. Теплов рассматривает творчество как результат выражения психологических качеств личности, индивидуальный для каждого. При этом исследователь отмечает, что такие личностные качества присуще каждого человеку, но их степень выражения и адаптации к реальности и проявляется в творческих продуктах [11, с. 51].
Рассматривая творчество с позиции психолого-педагогического подхода, необходимо представить, какие стороны личности способствуют развитию творчества. Например, Д.Б. Богоявленская отмечает, что творчество определяется следующей совокупностью качеств: гибкость мышления (способность быстро переключаться с одной идеи на другую), свободу мысли (количество идей), оригинальность (способность генерировать идеи); любознательность и воображение [11, с. 50].
Творческий человек всегда готов рисковать, у него развиты разные стороны мышления (беглость, гибкость), хорошо развита интуиция, имеет богатый эстетический вкус.
Эстетичность как черта личности творческого человека встречается и в описании А.А. Мелик-Пашаева. Также исследователь добавляет наличие творческого воображения и практического опыта в выбранном для творчества поле деятельности [6, с. 63].
Наибольшее число исследований в области развития творческих способностей принадлежат работам Б.М. Теплова. В своих исследованиях автор выделяет, что способности имеют исключительно индивидуально-психологический характер. Способности являются важной отличительной чертой каждого человека. По мнению исследователя, способности нельзя отожествлять с качествами личности, а следует понимать, как побуждающие мотивы к выполнению определенного действия неким образом [10, с. 821].
Еще один исследователь способностей Б.Г. Ананьев отметил, что развитие способностей определяется уровнем развития высших психических функций. От того насколько у ребенка будет развито мышление, воображение, речь будет зависеть степень выраженности той или иной способности [10, с. 821].
Определяя содержание понятия «творческие способности» нами были рассмотрены различные определения:
- творческие способности – это умение проявлять интерес и находить решения в нестандартных ситуациях. Данное определение предложил О.И. Мотков. В нем автор акцентирует на возможности творчества как открытия чего-то нового.
- творческие способности – это некоторые индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого. Данное определение было предложено Б.М. Тепловым в диссертационном исследовании. Автор определяет творческие способности не как особые проявления интеллекта, а как возможности эффективного использования интеллектуальных способностей в создании нового.
- творческие способности – это навыки и умения личности находить новые решения и способы выполнения этой деятельности, которая позволяет получить новый оригинальный продукт (В.И. Крутецкий, И.Ф, Харламов).
Таким образом, творческие способности – это такие способности, которые позволяют ребенку создать что-то новое, привнести необычное в обыденность, что отличает ребенка от других.
На каждом возрастном этапе изобразительная деятельность становится самостоятельной, свободной и творческой. Поэтому каждый педагог должен знать эти характеристики и учитывать их при работе с детьми.
На этапе дошкольного детства происходит формирование творческих способностей. Тем самым можно сделать вывод, что психовозрастные особенности старших дошкольников являются сензитивными в развитии творческих способностей.
В книге «Детское творческое конструирование» Л.А. Парамонова выделяет три особенности детского художественного творчества.
Первая особенность заключается в том, что ребенок иногда рисует оригинальные картинки, пишет стихи, мелодии и делает множество «открытий» в процессе знакомства с окружающими предметами и сценами. Новизна изобретений и творческих продуктов субъективна. Ребенок работает самостоятельно, это первая важная особенность его творческой деятельности.
Второй признак – эмоциональный отклик, поиск, нахождение, повторение образа, найденного на картине или модели, проба других вариантов его решения, поиск и повторение способа изображения, сцены или декоративной композиции.
Третья особенность – желание ребенка экспериментировать с материалами, находить новые способы, рисовать, моделировать, комбинировать разные средства выразительности при создании изображения в приложении. Его работы носят исследовательский и демонстративный характер, а готовность использовать разнообразные материалы и визуальные техники придает ему творческий, утонченный характер [2].
Особо актуальны проблемы развития творчества у детей с речевыми патологиями развития.
Нарушение речи – это полная или частичная невозможность человека пользоваться письменной или устной обиходной речью, что ограничивает познавательную деятельность, нарушает духовный обмен и ухудшает эстетическое восприятие речи [4, с. 122].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2021. — С. 38-40.
2. Дюжакова, М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2020. — № 5. — С. 580–583.
3. Кочеткова, С.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраств / С.А. Кочеткова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием.( Тольятти, 21-22 окт. 2015 г.) / отв. ред.: А.Ю. Нагорнова. – Тольяти, 2020. - С. 31-33.
4. Кудрина, Ю.С. Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.С. Кудрина // Гаудеамус. 2020. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-voobrazheniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 07.11.2024).
5. Лошкарева, О.Н. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: Курс лекций: учебное пособие / О. Н. Лошкарева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. - 119с.
6. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.) / А.А. Мелик-Пашаев. – Дубна: Феникс+, 2020. – 245 с.
7. Овчинникова, Н. В. Художественный труд в ДОУ / Н. В. Овчинникова // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (124). — С. 716-717.
8. Пирогова, К. В. Особенности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи / К. В. Пирогова // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 135-137.
9. Пирогова, К. В. Формирование креативности и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи / К. В. Пирогова // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-25.
10. Соловьева, Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности / Т. Е. Соловьева // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (110). — С. 820-823.
11. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – С.-Пб., 2022. – 158 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 04.11.2024).
13. Федеральная образовательная программа Дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.
14. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2020. – 272 с.
15. Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка / Е. В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2020. — С. 67–70.