Фрагмент для ознакомления
2
Русский экономист А.А. Никитский, исследуя природу налога, считал его принудительным сбором с граждан, устанавливаемый для покрытия общих рас. ходов государства. Д. Львов под налогом понимал обязательные для граждан платежи известной доли своего имущества, М.Н. Соболев как принудительные сборы, взимаемые государством в силу права верховенства, Э. Селигман и Р. Струм определяют налог как принудительный сбор без всякого отношения к специальной выгоде плательщика.
В 80 - е годы ХХ в. американским экономистом Артуром Лаффером разработана бюджетная концепция, выявляющая зависимость налоговой базы от изменения ставок налогов, а также бюджетных доходов от налогового бремени. Основные положения его теории заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100 процентов; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50 процентов. Таким образом, «эффект Лаффера» состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50 процентов, и в падении поступлений – если ставка более 50 процентов. При этом в каждом случае допускаются определенные отклонения.
Анализ существующих теорий о сущности налогов, в основном, предполагает наличие двух аспектов их генезиса и сущности – экономического и правового.
Налоговая система является неотъемлемой частью экономического и финансового устройства каждой страны. В России история налоговой системы богата и разнообразна, начиная с древних времен и до современности.
История развития налогообложения в России берет свое начало в Древней Руси, когда киевские князья начали собирать дань с подвластных племён. Одной из первых форм налогообложения была «полюдье» — сбор дани с населения, который производился раз в год и включал в себя разнообразные товары и продукты. Стоит отметить тот факт, что большая часть налогооблагаемых продуктов имела обороты только в кругу богатых людей, либо купцов при ввозе товаров на территорию древнерусского государства.
В древней Руси налоги сыграли важную роль в формировании государственности и обеспечении обороноспособности страны. Одним из первых известных налогов был «вечный пост», взимавшийся с жителей городов и сел. Великокняжеская власть также взимала налоги с торговых сделок,землевладения и производства
После крещения Руси в 988 году и укрепления централизованной власти, налоговая система постепенно усложнялась. Уже в XI веке появляются письменные упоминания о налогах в собраниях княжеских законов — Русской Правде, служившей первыми сводами правовых норм. В этот период налоги часто принимали форму разных повинностей (оброк), а также натуральных выплат зерном, мясом, медом.
Проведя анализ налогов в древней Руси, удалось выявить довольной интересный факт. В те времена налоги на привезенные товары составляли более 50 % стоимости самой продукции, что приносило огромный убыток для купцов. Для того чтобы избежать данных издержек купцами применялся метод увеличения объема привезенной продукции, при этом уменьшении транспортного средства, так как налогом облагались как правило именно перевозные конструкции в соотношении к объему товара. Таким образом, купцы могли сократить выплату налога на 20 - 30 %.
С укреплением Московского государства налоговая система стала более сложной и дифференцированной. В XVI - XVII веках были введены такие налоги, как «ясельный» (на семью), «чиновный» (на служилых людей), «дворовой» (на дворянские поместья) и другие.
Сбор налогов осуществлялся через местную администрацию и центральные ведомства.
С развитием Московского княжества в XIV - XV веках налогообложение претерпевало изменения, соответствующие укреплению централизованного государства. Введенные налоги становились всё более структурированными и регламентированными. Одной из ключевых форм налогообложения в этот период являлся «ямской» налог, предназначенный для содержания почтовой и транспортной службы.
Царь Иван Грозный и его реформы в XVI веке привели к дальнейшим изменениям в налогообложении. Одной из значимых мер было введение «тяглых» податей, таких как «тяжба», накладываемая на тяглое население (тех, кто обязан был платить дань). Вместе с усилением крепостного права, налоговая система становилась ещё более жесткой и всеобъемлющей.
Период Смутного времени и воцарение династии Романовых в начале XVII века стали переломными моментами в истории налогообложения России. Власть начала проводить реформы с целью стабилизации экономики и управления государством. Одним из результатов стал введённый в 1646 году Соборное Уложение — законодательный акт, который включал положения о налогообложении и описывал виды налогов и обязанности налогоплательщиков.
Особое внимание в истории российского налогообложения занимает Петр I и его реформы конца XVII - начала XVIII века. Петр I ввел многие новаторские меры, такие как подушный налог, который заменила собой все существующие ранее налоги и сборы, взимаемые с крестьян и других сословий. Этот подушный налог стал основой налоговой системы России до конца XIX века.
В XIX веке налоговая система в России стала более сложной и многообразной. Введены были налоги на имущество, землю, сборы с торговли и другие. Значительная часть доходов государства поступала из сельского хозяйства. Бюрократический аппарат, ответственный за сбор налогов, был хорошо развит и стал инструментом централизованного контроля и финансового управления.
В 1917 году революция привела к кардинальным изменениям в политическом и экономическом устройстве страны. Введение коммунистической системы привело к радикальным реформам, включая налоговую систему. В СССР была установлена централизованная система сбора налогов и контроля над экономикой. Основным источником доходов государства стали налоги на прибыль и доходы предприятий и граждан.
После распада Советского Союза и переходом к рыночной экономике Россия столкнулась с необходимостью реформирования налоговой системы. В 1990 - х годах были введены новые налоги, такие как НДС, налог на прибыль организаций, подоходный налог и другие. Были предприняты шаги по сокращению бюрократии и повышению эффективности сбора налогов.
Налоговая система России имеет древнюю и богатую историю, отражающую развитие государства и экономики страны на протяжении веков. От древнерусских времен до современности налоги играли важную роль в финансовом обеспечении государства.
Сегодня налоговая система России продолжает развиваться, адаптируясь к изменяющимся экономическим условиям и мировым трендам
1.2 Задачи налоговой политики Российской Федерации
Налоговая система является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Она обеспечивает поступление доходов в бюджет, необходимых для финансирования государственных расходов, и оказывает значительное влияние на экономическое развитие страны.
С другой стороны, налоговая система может стать источником угроз для экономической безопасности государства. Неэффективное налоговое администрирование, высокие налоговые ставки, сложность налоговой системы могут привести к уклонению от уплаты налогов, росту теневой экономики и снижению инвестиционной привлекательности страны.
Налоговая система играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Она позволяет государству собирать доходы, необходимые для финансирования государственных расходов, включая расходы на оборону, правоохранительную деятельность, здравоохранение и образование. Кроме того, налоговая система может использоваться для стимулирования экономического роста, поддержки малого и среднего бизнеса, а также для борьбы с бедностью и неравенством.
«Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" от 13.04.2017 №208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017 г. № 20. Ст.2902». В нем определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
Задачи Стратегии:
укрепление экономического суверенитета России;
повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
обеспечение экономического роста;
поддержание научно - технического потенциала развития экономики и повышение её конкурентоспособности;
поддержание потенциала отечественного оборонно - промышленного комплекса на необходимом уровне и т.
Однако налоговая система может стать источником угроз для экономической безопасности, если она неэффективна или несправедлива. Неэффективное налоговое администрирование может привести к уклонению от уплаты налогов, что снижает доходы бюджета и увеличивает риск дефолта государства. Высокие налоговые ставки могут снизить стимулы к труду и инвестициям, что замедлит экономический рост. Сложность налоговой системы может затруднить соблюдение налогового законодательства и способствовать коррупции.
С одной стороны, налоговая политика может способствовать экономическому росту и развитию. Она может стимулировать инвестиции, инновации и предпринимательство, а также обеспечивать финансирование государственных программ и услуг. Например, снижение налогов на прибыль может стимулировать компании к расширению производства и созданию новых рабочих мест.
С другой стороны, налоговая политика может создавать препятствия для экономического роста и развития. Высокие налоги могут снижать стимулы к работе и инвестированию, а также приводить к уклонению от уплаты налогов и развитию теневой экономики. Кроме того, сложная и запутанная налоговая система может увеличивать издержки предприятий и граждан, связанные с уплатой налогов. Для достижения стабильности и развития экономики необходимо найти баланс между стимулирующей и фискальной функциями налоговой политики. Это требует тщательного анализа экономической ситуации, потребностей общества и возможностей бюджета. Важно также учитывать, что налоговая политика должна быть предсказуемой и стабильной. Частые изменения в налоговом законодательстве могут создавать неопределённость и снижать доверие инвесторов и предпринимателей. Одной из важнейших функций налогов является стимулирование инвестиционной активности и предпринимательской деятельности. Снижение налоговых ставок или предоставление налоговых льгот может стимулировать инвестиции в новые проекты, расширение производства и создание новых рабочих мест. Это, в свою очередь, способствует экономическому росту и развитию. Например, снижение налога на прибыль может побудить компании реинвестировать прибыль в развитие бизнеса, что приведёт к увеличению объёмов производства и улучшению качества продукции. Аналогично, снижение НДС может стимулировать потребление товаров и услуг, что положительно скажется на экономике в целом.
Однако высокие налоги могут оказывать негативное влияние на инвестиционный климат и предпринимательскую активность. Они увеличивают издержки компаний и снижают их прибыльность, что делает инвестиции менее привлекательными. Кроме того, сложные и запутанные налоговые правила могут увеличивать административные расходы и снижать эффективность бизнеса.
Для создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования предпринимательской активности необходимо:
Снижение административных барьеров: упростить процедуры регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации, сократить время на получение необходимых разрешений.
Обеспечение защиты прав собственности: создать эффективную систему судебной защиты прав инвесторов и предпринимателей, бороться с коррупцией и неправомерным вмешательством в деятельность бизнеса.
Развитие инфраструктуры: строить дороги, порты, аэропорты и другие объекты инфраструктуры, необходимые для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Поддержка инноваций: стимулировать исследования и разработки, создавать технопарки и инновационные кластеры, поддерживать стартапы и малый инновационный бизнес.
Налоговая политика: разработать гибкую налоговую систему, которая будет стимулировать инвестиции и предпринимательство, например, предоставлять налоговые льготы и каникулы для новых предприятий, снижать ставки налога на прибыль и НДС.
Фрагмент для ознакомления
3
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (утв. Минфином России)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396691/ дата обращения 11.11.2024)
Актуальные проблемы развития налоговой системы России: Учебник. — Москва : Издательство "Магистр", 2023. — 520 с.
Афонин С. Е. Оценка эффективности налогового стимулирования промышленного производства в России// ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. Рязань, 2023. С. 50-55
Гюльбасаров Э. А., Правовые основы налоговой реконструкции // Финансовое право. — 2022. — № 11. — С. 22-25.
Залибекова Д. З. Преимущества цифровизации в системе налогообложения// Управление социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. XVI Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, студентов и практиков, посвященной 105-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Пенза, 9 ноября 2023 г.) / под ред. В. В. Бондаренко, Е. А. Соколовой, С. А. Барбашовой, О. Н. Лескиной. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2024. С. 324-325
Калишенко А. П. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ//Студенческий форум: научный журнал. – № 12 (279). Часть 2. М., Изд. «МЦНО», 2024.С. 7-9
Кукушкин Д. С., Генезис принципа добросовестности в налоговом праве // Финансовое право. — 2022. — № 8. — С. 31-35.
Малкина М. Ю., Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. — 127 с.
Мандрощенко О. В., Прогнозирование и планирование в налогообложении. Часть 2. Прогнозирование и планирование в налогообложении Ч. 2. — Москва : Дашков и К, 2023. — 174 с.
Муллаянов Р.Р. Плотников Д.А. История развития налогообложения в России//НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ: сборник статей Международной научно-практической конференции(1 июня 2024 г., г. Екатеринбург). - Уфа: Аэтерна, 2024. С. 110-113
Сидорова Е.Ю., Налоги и налогообложение: Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. — 235 с.
Сильвестрова Т.Я., Налоги и налогообложение: Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. — 531 с.
Слободянюк Р. И. Совершенствование подоходного налогообложения в России//НАУКОСФЕРА. 2023. С. 460-465
Терентьева А. В., Сорокина Е. Е. Концепция налоговой политики по А. Лафферу// СТАРТ В НАУКЕ 2023: сборник статей II Международного научноисследовательского конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. С. 32-34
Шнайдер Ф., Энст Д. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики // Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30/rus/issue30r.pdf (11.11.2024).