Фрагмент для ознакомления
2
Теоретико-методологические основы исследования:
1.Анализ литературных источников и данных из открытых источников;
2.Анализ сайтов иностранных университетов и сравнительный анализ.
В теоретическом обзоре работы были рассмотрены основные аспекты влияния политических и экономических факторов на имидж российского образования за рубежом.
Практическое значение исследования. На основе проведенного исследования были предложены рекомендации по улучшению имиджа российского образования за рубежом.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Исматуллоева Н.А., Кондакова А.Ю., Литвинова Т.А., Платонова И.Н. и другие авторы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.Теоретико-правовые основы развития российского образования за рубежом в теории государства и права
1.1.Нормативно-правовые основы в отношении открытия представительств и филиалов российских университетов за рубежом
Проект по открытию филиалов и представительств российских университетов за рубежом позволит расширить влияние российских учебных заведений за рубежом различными способами:
-открытие филиалов за рубежом;
-поддержка российских образовательных организаций за рубежом как самостоятельных юридических лиц (славянские университеты, русские школы);
-открытие представительств, центров поддержки преподавания русского языка, курсов русского языка как иностранного и курсов русского языка как иностранного.
Очевидно, что процедура лицензирования не учитывает специфику создания и функционирования филиалов российских вузов за рубежом; законодательная база рассматривает в первую очередь только действия вузов, создающих филиалы в России.
Создание филиалов и представительств российских высших учебных заведений за рубежом осуществляется в соответствии с ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 10 ст.27 данного закона, "создание или ликвидация филиала или представительства образовательного учреждения на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого находится филиал или представительство, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 и Приказом Приказ Рособрнадзора от 22.12.2021 N 1651 иностранным филиалам российских вузов выдается общее разрешение. Наиболее перспективным проявлением проекта по созданию филиалов и представительств российских вузов за рубежом является создание филиалов российских вузов на территории дружественных стран ЕАЭС.
В соответствии с законодательством РФ вузы обязаны предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии гигиеническим требованиям зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, предполагаемых к использованию для осуществления образовательной деятельности. В зарубежных странах эти документы не всегда доступны в связи с различными процедурами санитарно-эпидемиологического контроля и разными гигиеническими нормативами, установленными национальным законодательством.
Очевидно, что процедура лицензирования не учитывает особенностей создания и функционирования российских вузов за рубежом, а законодательная база в первую очередь рассматривает только создание филиалов вузов в России.
Присутствие российских вузов за рубежом способствует увеличению экспортной выручки, в первую очередь за счет создания филиалов (большинство студентов, обучающихся в филиалах российских вузов, являются гражданами страны, в которой расположен филиал), что является одним из ключевых показателей приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Количество иностранцев, обучающихся по очной форме в российских вузах - ключевой показатель приоритетного проекта Развитие экспортного потенциала российской системы образования.
Зарубежный филиал высшего учебного заведения является дочерним предприятием высшего учебного заведения при соблюдении следующих условий
-он действует непосредственно от имени соответствующего высшего учебного заведения или совместно с зарубежным учебным заведением на равных условиях;
-выпускники соответствующего высшего учебного заведения, обучающиеся исключительно в своей стране, получают те же дипломы о высшем образовании, что и выпускники головного высшего учебного заведения;
Количество зарубежных филиалов высших учебных заведений растет во всем мире. Создание филиалов в странах дальнего зарубежья - это скорее имиджевый проект, чем коммерческий. Окупаемость инвестиций может быть оценена только в долгосрочной перспективе, кроме того, существует риск не достичь требуемого уровня доходности. Большинство университетов США, Великобритании, Франции и Австралии открыли филиалы за рубежом.
Зарубежные кампусы становятся частью региональных кластеров и инновационных стратегий развития экономики знаний ("деревни знаний" - Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах, "города образования" - Катар и Малайзия).
Основные тенденции:
-изменение модели финансирования зарубежных кампусов (все большее число зарубежных кампусов финансируется местными партнерами (правительствами или промышленными компаниями), которые предоставляют помещения и субсидируют открытие кампусов);
-увеличение числа филиалов, открываемых высшими учебными заведениями в странах, не входящих в ОЭСР.
Рассмотрим риски и проблемы открытия филиалов и представительств российских вузов за рубежом:
-российская законодательная база по открытию филиалам и представительств за рубежом устарела и не соответствует современным тенденциям в области трансграничного образования;
-отсутствие условий и опыта у российских вузов по открытию филиалов и представительств за рубежом;
-репутационные риски для вузов в части обеспечения качества образования в филиалах и представительствах.
Возможность открытия филиалов или представительств российских вузов за рубежом:
-российские вузы могут увеличить количество студентов, обучающихся в России, и внести вклад в достижение ключевого показателя "Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования ", если студенты из филиалов будут переводиться в основной кампус после двух-трех лет обучения (например, филиалы в Казахстане используют этот метод в соответствии с национальным законодательством);
-наиболее перспективным способом реализации проекта по созданию филиалов и представительств российских вузов за рубежом является создание филиалов российских вузов на территории стран ЕАЭС.
-модель создания филиалов в странах дальнего зарубежья могут реализовать университеты, имеющие собственные сильные бренды на мировом рынке образовательных услуг, занимающие устойчивое положение в международной рейтинговой системе, а также имеющие доступ к дополнительным средствам из государственного бюджета и частных источников. Создание филиалов в странах дальнего зарубежья - это имиджевый, а не коммерческий проект. Возврат инвестиций возможен только в долгосрочной перспективе, при этом существует риск, что требуемый уровень доходности не будет достигнут.
В настоящее время правовая база для создания филиалов выглядит следующим образом:
-Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (государства-участники: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан);
-Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписано 28 сентября 2001 года Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией и Республикой Таджикистан) (вступило в силу в 2002 году для всех этих государств, кроме Казахстана).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты (международно-правовые и внутригосударственные)
Конценция Организации Объединенных Наций против коррупции Принята Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 года. Ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ с заявлениями
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
Литература
Андреев, В. Н. Организационно-экономический механизм экспорта образования из России в Сирию / В. Н. Андреев, M. Алшейх // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 1. – С. 134-140.
Буянов, А. А. Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности / А. А. Буянов, И. А. Лыкова, А. А. Майер // Современное дошкольное образование. – 2023. – № 4(118). – С. 75-88.
Долгорукова, И. В. Удовлетворенность партнеров качеством социальной среды вуза / И. В. Долгорукова, Т. В. Фомичева, Т. В. Леонтьева // Социальная политика и социология. – 2020. – Т. 19, № 2(135). – С. 56-63.
Дреев, Б. Х. Кластер как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности региона в новых экономических условиях / Б. Х. Дреев // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2022. – № 4(80). – С. 105-111.
Закиров, А. Р. Анализ возможностей российского школьного образования при реализации государственной Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом / А. Р. Закиров, В. А. Нестерова // Social Phenomena and Processes. – 2023. – № 1. – С. 8-22.
Залужная, М. В. Использование имиджевых технологий китайских вузов в качестве ресурса повышения конкурентоспособности российских университетов / М. В. Залужная, Н. А. Курьянов, А. И. Гришина // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. – С. 35.
Ильичева, В. В. Технологии peer learning и edutainment в развитии профессиональных компетенций студентов медийных специальностей / В. В. Ильичева, К. Е. Кузьменкова, Е. Б. Громова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 158-170.
Исматуллоева, Н.А. существенные условия договора об оказании образовательных услуг / Н. А. Исматуллоева // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2020. – № 10-2. – С. 195-203.
Кондакова, А.Ю. Защита прав потребителей при оказании платных образовательных услуг / А. Ю. Кондакова // Студенческий. – 2022. – № 36-5(206). – С. 5-8.
Литвинова, Т.А. Потребительский аспект образовательных правоотношений / Т. А. Литвинова // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 2. – С. 12-19.
Машинец, Ю. В. Основные направления экспорта образовательных услуг для развития международного образования в РФ / Ю. В. Машинец // Вестник научных конференций. – 2023. – № 4-1(92). – С. 78-82.
Манукян, А. Р. Экспорт образования как фактор экономического роста страны / А. Р. Манукян // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 2. – С. 106-110.
Международные экономические отношения в глобальной экономике : учебник для вузов / И.Н. Платонова [и др.] ; под общей редакцией И.Н. Платоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 528 с.
Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда / А. О. Аверьянов, В. А. Гуртов, Д. Н. Семенов, В. И. Круглов // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 4. – С. 9-21.
Таланов, С. Л. Экспорт российского высшего образования как инструмент «мягкой силы» / С. Л. Таланов // Социально-политические исследования. – 2024. – № 1(22). – С. 68-83.
Ширинов, Ф. А. Влияние деятельности молодых ученых на имидж российского вуза / Ф. А. Ширинов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2023. – № 4. – С. 94-105.
Эбзеева, Ю. Н. Повышение конкурентоспособности образования России на международном уровне / Ю. Н. Эбзеева, Л. Н. Гишкаева // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 62-72.