Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Спорт и физическое воспитание на современном этапе приобрели особую социальную силу и значимость. По убеждению исследователей (А.С. Дамадаевой), они используются не только как хорошее средство для физического развития людей, укрепления и защиты их здоровья, как поле общения и реализации потребности в общественной деятельности, соответствующих формах организации и проведения досуга, но, несомненно, влияют на другие аспекты жизни человека.
Влияние стресса на психоэмоциональное состояние включает в себя переживание ощущений и эмоций извне. Поэтому в эмоциональном контексте обычно основными чувствами являются страх и тревога. Эти ощущения сопровождаются гормональным усилением организма и обычно исходят от внешней информации. Комплекс эмоций и переживаний, испытываемых человеком во время стресса, при физиологической поддержке организма влияет на когнитивные процессы, такие как память и мышление, существенно связывая их воедино.
Кроме того, различные социальные системы и явления общественной жизни также оказывают негативное влияние на сам спорт. Занятия спортом предоставляют каждому члену общества все возможности для развития, самоутверждения и самовыражения, сочувствия и участия в спортивных мероприятиях, что вызывает чувство гордости за бесконечные возможности человечества.
В России спорт рассматривается как одно из особых средств воспитания людей, гармонично сочетающее духовные принципы, нравственную чистоту и физический прогресс. Влияние физических упражнений на формирование личности неясно. Поэтому сами спортсмены ценят свои различные аспекты в спорте.
Одни люди ценят в игре радость, силу и реакцию, командный дух и волю к победе, другие видят постоянную борьбу, спортивную агрессию и т.д. Многие люди замечали, что суть физических упражнений заключается в раскрытии личных способностей: физических, умственных, творческих и психологических.
Спортивная психология - это научная область, которая рассматривает психологические закономерности спортивной деятельности; характеристики психологических процессов, психологические атрибуты, психологическое состояние спортсменов, личностные трудности и спортивное оборудование.
Конечно, если человек занимается спортом на профессиональном или любительском уровне, влияние спорта на здоровье человека может быть значительным. Однако существует очень мало исследований, связанных с изучением влияния физической активности на спортсменов, поэтому тема исследования актуальна из-за ее недостаточной изученности и важности физических упражнений в жизни подрастающего поколения.
Предмет исследования: диагностика психоэмоционального состояния спортсменов в учебном процессе.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние спортсменов.
Цель исследования: охарактеризовать теоретические аспекты психоэмоционального состояния и провести его диагностику в учебном процессе спортсменов.
Задачи исследования:
1. Изучить основные термины и содержание психоэмоционального состояния.
2. Раскрыть психологию и психоэмоциональные состояния в спорте как отрасль психологических наук.
3. Изучить особенности занятий спортом и их влияние на психологические и психоэмоциональные особенности занимающихся.
4. Привести характеристику и методы исследования.
5. Осуществить проведение исследования.
6. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: сравнительный метод, историко-теоретический метод, метод сопоставления данных, метод дедукции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсовых, научных и иных работах по схожей проблематике.
Структура. Работа включает в себя введение, основную часть (теоретическую, аналитическую часть), заключение, список источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Основные термины и содержание психоэмоционального состояния
Современная жизнь полна различных событий, которые вызывают реакции человеческого организма, такие как стресс. Стресс влияет на многие факторы в организме человека, включая физические, психологические и эмоциональные изменения. Хотя существует огромная взаимосвязь между физическим и психическим состояниями, влияние стресса на психоэмоциональное состояние личности следует рассматривать отдельно от биологической реакции на стресс [2].
Психоэмоциональное состояние личности - это индивидуальная форма психического состояния человека, при которой многие события окружающей среды приобретают важное значение. Это состояние может быть вызвано реакцией на определенные объекты: другого человека, действие ситуации. А.Г. Маклаков считает, что такая ситуация включает в себя множество психологических и эмоциональных реакций. Человек может испытывать положительные и отрицательные эмоции, следовательно, психоэмоциональное состояние может иметь негативные и позитивные аспекты.
На психоэмоциональное состояние человека влияют многие факторы, в том числе и стресс [8]. Понятие «стресс» происходит из английского языка («нагрузка, напряжение; состояние высокого напряжения»). Первоначально этот термин был введен У. Кэноном в его работе об универсальной реакции «сражайся или беги».
Стресс приводит к неспецифической реакции организма на стрессоры, физические или психологические раздражители окружающей среды. Эти факторы нарушают гомеостаз, состояние нервной системы и организма в целом. Такая реакция направлена на то, чтобы организм адаптировался к изменяющимся условиям и вырабатывал защитную реакцию [17].
Адаптация - это система организма, которая, несмотря на изменчивость внешней среды, поддерживает необходимый баланс для обеспечения процесса существования, развития и размножения. Такая реакция организма является результатом длительной эволюции.
Влияние стресса на психоэмоциональное состояние включает в себя переживание ощущений и эмоций извне. Поэтому в эмоциональном контексте обычно основными чувствами являются страх и тревога. Эти ощущения сопровождаются гормональным усилением организма и обычно исходят от внешней информации. Комплекс эмоций и переживаний, испытываемых человеком во время стресса, при физиологической поддержке организма влияет на когнитивные процессы, такие как память и мышление, существенно связывая их воедино [4].
В современной литературе стресс относится не только к неблагоприятным факторам окружающей среды, но и к субъективной реакции человека на внутренний стресс. Это состояние проявляется в эмоциях и личном опыте как процесс преодоления стрессовых ситуаций [4].
Г. Селье разработал теорию стресса и предложил концепцию адаптации, основанную на адаптивной энергии, в 1936 году и опубликовал свою первую работу. Реакция организма на воздействие окружающей среды называется «адаптационным синдромом».
Г. Селье рассматривал это явление с точки зрения физиологических, органических и химических факторов. В каждом организме есть механизм поддержания баланса всех внутренних систем, который обеспечивается устойчивым процессом.
Процесс гомеостаза имеет важное значение для организма. Любой стрессор в виде внешней стимуляции изменяет баланс, воздействуя на организм. Реакция организма - это нарушение баланса, вызванное физиологическим возбуждением, которое вызывает проявление защитных и приспособительных реакций. Реакция на стресс и адаптация к нему развиваются постепенно, проходя несколько этапов.
Время и длительность этих этапов зависят от особенностей организма, которые индивидуальны и зависят от выносливости, а также от периода и интенсивности воздействия стрессоров. Индивидуальная адаптивность, направленная на предотвращение и смягчение стресса, ограничена. Следовательно, истощение этих ресурсов может привести к болезням или смерти.
Реакция осуществляется в три этапа.
Первый этап - это тревога и мобилизация физической защиты.
Второй - этап адаптации и истощения.
Третий - истощение способности организма к адаптации.
Если первые два этапа считаются нормальными и продолжительность их жизни даже полезна, то третий этап наступает, когда защитные силы организма недостаточны и могут привести к соматическим заболеваниям. Важно учитывать интенсивность адаптационных потребностей.
Стадия тревоги - это реакция на появление стрессора. В краткосрочной перспективе уровень сопротивляемости организма снижается, и могут быть затронуты определенные функции вегетативной нервной системы. Затем организм запускает защитный процесс, отвечающий за саморегуляцию. Если эти механизмы эффективны, тревога снижается, и организм возвращается к нормальному функционированию. На этом этапе обычно возникает кратковременный стресс, который называется острой стрессовой реакцией.
10-я стадия резистентности - возникает, если состояние стресса длится длительное время и необходимо поддерживать защитные функции организма. На этой стадии, с учетом нагрузки на функциональную систему организма, происходит баланс адаптационных ресурсов [20].
Стадия истощения - возникает на фоне нарушения защитных функций организма из-за чрезмерного воздействия стрессоров. При этом истощаются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешков. И. А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. М. : ВНИИФК, 2022. 254с.
2. Алексеев А.В. Психологическая подготовка в теннисе: идеомоторная, ментальная, медитативные тренировки. Ростов-н/Д. : Феникс, 2021. 240 с.
3. Аверин В.А. Психология личности. СПб. : Питер, 2023. 309с.
4. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. 174 с.
5. Дамадаева А.С. Влияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин // Вестник спортивной науки. 2020. № 6 (6). С. 36–38.
6. Джанерьян С.Т. Психология профессионального самосознания : учебник. Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. 240 с.
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического 47 воспитания и спорта. М. : Академия, 2022. 245с.
8. Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена. М. : Советский спорт, 2021. 406с.
9. Иванов А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой. М.: Спорт и фитнес, 2020. 203с.
10. Ильин Е. П. Психология страха. СПб. : Питер, 2023. 352 с.
11. Конради О.А., Завьялова Т.П. Психическое состояние у младших школьников, занимающихся гребным слаломом// Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы III международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 марта 2014 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. – пед. ун-т». 2022. 212 с.
12. Моросанова М.И. Психология саморегуляции: монография. М. : Академия, 2021. 241с.
13. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 2022. 234с.
14. Москвина Н.В. Индивидуальные особенности волевой регуляции (на примере студентов спортивного вуза) // Спортивный психолог. 2020. № 3 (21). С. 44–49.
15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М. : Аст, Астрель, 2022. 543с.
16. Поливаев А. Г. Влияние индивидуально–психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки // Омский научный вестник. 2023. № 6 (92). С. 179–182.
17. Родионов А.В. Психология детско–юношеского спорта. М. : Физическая культура, 2022. 558с.
18. Сафонов В.К. Психология спорта – современные задачи практического обеспечения спортивной деятельности // Национальный психологический журнал. 2022. № 2 (8). С.71–74.
19. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 125с.
20. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и спортсменов: биологические и психолого–педагогические аспекты. М.: Советский спорт, 2020. С. 133–138.
21. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. 2021. – №7. – С. 188 –200.
22. Серова Л. К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие. М. : АСТ, 2023. 116 с.
23. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. А. Сластенина. М. : Школьная Пресса, 2022. – 512 с.
24. Смоленцева В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляциях в спорте. Омск: СибГУФК, 2022. 143с.
25. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Трикста, 2021. 128 с.
26. Султанов Д.Н. Мотивационные и личностные качества спортсменов в профессиональном и непрофессиональном спорте Азербайджанской республики // Спортивный психолог. 2021. № 3 (34). С.52 –60.
27. Ушаков В. Психология и коучинг в воспитании юных чемпионов. СПб. : Питер, 2022. 302 с.
28. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2020. 244с.
29. Чумаков М.Р. Эмоциональные аспекты волевой регуляции: монография. – М. : Академия, 2021. 290с.
30. Чумаков М.Р. Психология личности и ее структура. – М. : Академия, 2020. 312 с.