Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное образование реализуется на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе начальное образование. ФГОС НОО определяет, что образовательный процесс должен осуществляться на основе системно-деятельностного подхода и формировать метапредметные результаты освоения образовательной программы – универсальные учебные действия (УУД).
Среди универсальных учебных действий выделяются регулятивные действия, которые направлены на формирование у обучающихся действий целеполагания, планирования своей учебной деятельности, а также контроль, коррекцию и саморегуляцию. Младшие школьники в процессе обучения должны овладеть такими умениями, как «способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, … осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания» (п. 9 ФГОС НОО). Все эти умения входят в рефлексивные способности.
Рефлексия изучается в различных науках о сознании (философия, психология), о воспитании и обучении (педагогика); рефлексия как предмет исследования рассматривается в когнитивной психологии, психологии управления, дидактике. В педагогической науке вопрос о развитии рефлексивных способностей является одним из актуальных, так как требует поиска эффективных методов и приемов формирования рефлексии обучающихся.
Одним из методов развития рефлексивных способностей школьников является проектная деятельность. В психолого-педагогической литературе подчеркивается важность и эффективность проектной деятельности в обучении и воспитании младших школьников, в том числе в развитии универсальных учебных действий, способностей к рефлексии, самоконтролю и самооценке. Это подчеркивается в работах В.В. Гузеева, С. А. Ермолаева, П.А. Маслова, Н.В. Матяш и других.
В то же время следует отметить, что вопросы, связанные с развитием рефлексивных способностей, остаются открытыми. Недостаточно изучены методы и приемы развития рефлексии у младших школьников в проектной деятельности. Возникает необходимость в изучении и обосновании возможностей проектной деятельности в развитии рефлексивных способностей у обучающихся начальных классов.
Таким образом, проблема развития рефлексивных способностей младших школьников остается актуальной, что обусловило выбор темы исследования: «Развитие рефлексивных способностей младших школьников в проектной деятельности».
Объект исследования – развитие рефлексивных способностей младших школьников.
Предмет исследования – развитие рефлексивных способностей младших школьников в проектной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и составить комплекс заданий по развитию рефлексивных способностей младших школьников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие рефлексивных способностей младших школьников в проектной деятельности будет эффективным, если будет разработан комплекс заданий на формирование действий целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки, самоанализа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть содержание понятия «рефлексивные способности».
2. Определить особенности формирования рефлексивных способностей у младших школьников.
3. Охарактеризовать возможности проектной деятельности в развитии рефлексивных способностей младших школьников.
4. Выявить сформированность рефлексивных способностей младших школьников.
5. Составить комплекс заданий, способствующих развитию рефлексивных способностей младших школьников проектной деятельности.
Методы исследования:
– теоретические: анализ литературы по теме исследования, синтез, обобщение, классификация;
– эмпирические: педагогический эксперимент, психодиагностические методики «Диагностика сформированности действий целеполагания путем наблюдения» (А.Г. Асмолов), «Диагностика особенностей развития поискового планирования» (А.З. Зак), «Сложная фигура» (А. Рей);
– методы обработки результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ № 46. В исследовании приняли участие 26 младших школьников.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «рефлексивные способности» в психолого-педагогической литературе
Понятие «рефлексия» в научной литературе используется для обозначения комплекса умений личности познавать самого себя, осуществлять самоанализ. Рефлексия выступает предметом исследования, в первую очередь, в психологии как один из компонентов самопознания [7].
В основе рефлексии лежит понятие «рефлекс», что означает в биологии и физиологии ответную реакцию на воздействие организма определенного внешнего фактора. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. В отличие от рефлекса рефлексия является способностью, которая формируется в процессе формирования личности. Рефлексия – это осознанный процесс, который требует определенных интеллектуальных и волевых усилий. Словарь дает определение рефлексии как «обращение назад» (перевод с латинского языка) [21].
В философии понятие «рефлексия» имеет несколько значений. Обобщив их, можно определить рефлексию как отражение человеком самого себя (А.Г. Спиркин, А.И. Ракитов). В истории философии рефлексия рассматривалась как внимание к собственному мышлению, способность к самопознанию, самоанализу (Р. Декарт, труд «Мысль как объект»).
В психологии и педагогике понятие «рефлексия» имеет несколько трактовок. Несмотря на их многообразие они сводятся к пониманию рефлексии как самопонимания своих мыслей, эмоций, действий, умений осуществлять самоанализ, самооценку и самоконтроль [26].
Рассмотрим некоторые подходы к пониманию психологических механизмов рефлексии:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Авксентьева М. В. Использование технологии проектов на уроках математики / М. В. Авксентьева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 2 (19). – С. 387-390.
2.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. – Москва : Педагогика, 2018. – 100 с.
3.Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6. – С. 39-47.
4.Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебник / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2019. – 317 с.
5.Ермолаев С. А. Проектная деятельность школьников социально-экологической направленности / С. А. Ермолаев. – Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86 с.
6.Землянская Е. Н. Учебные проекты в развивающем образовании : методическое пособие / Е. Н. Землянская. – Москва : МПГУ, 2017. – 73 с.
7.Катунина Е. В. Развитие способности к рефлексивному мышлению у младших школьников с помощью техники «рефлексивных вопросов» приобучении скорочтению / Е. В. Катунина // Инновационная наука. – 2017. – № 9. – С. 70-73.
8.Леонтьева Н. В. Из опыта практического применения дидактических игр на уроках математики / Н. В. Леонтьева, Д. П. Тахирова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 7.1 (22). – С. 111-113.
9.Майорова Е. Ю. Особенности развития рефлексивных способностей младших школьников / Е. Ю. Майорова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2024. – Т. 2. № 16-3. – С. 263-267.
10.Матвеева Т. В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения / Т. В. Матвеева // Новая наука : Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 4-2 (77). – С. 65–69.
11.Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 106 с.
12.Морозова Е. Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников / Е. Л. Морозова // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. – 2012. – № S1. – С. 175-181.
13.Мусс Г. Н. Особенности организации проектной деятельности при работе с младшими школьниками / Г. Н. Мусс // Личность семья и общество. – 2014. – № 8. – С. 100-101.
14.Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию / Г. В. Ожиганова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. № 4. – С. 56-60.
15.Палешева М. А. Использование проектной деятельности на уроках в начальной школе / М. А. Палешева // Научное сообщество студентов. – 2015. – № 4. – С. 19-25.
16.Попова С. И. Развитие рефлексивной способности педагога начальной школы / С. И. Попова, П. И. Арапова // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т. 6. № 1. – С. 50-58.
17.Приходченко Е. И. Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. И. Приходченко, Е. Ю. Майорова // Научный форум. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2024. – С. 237-239.
18.Рубцов В. В. Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет / В. В. Рубцов, И. М. Улановская // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27. № 1. – С. 5-16.
19.Рубцов В. В. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6-10 лет / В. В. Рубцов, Е. И. Исаев, А. В. Конокотин // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. № 1. – С. 28-40.
20.Савченко В. М. Проектная деятельность младших школьников при изучении элементов истории математики на уроках математики в начальной школе / В. М. Савченко, Е. И. Киселева // Научная перспектива. – 2015. – № 11. – С. 75-76.
21.Семенов А. Школьный философский словарь / А. Семенов. – Санкт-Петербург : Амфора, 2003. – 446 с.
22.Сизикова Т. Э. Обзор исследований рефлексии в психологии. Педагогическая рефлексия / Т. Э. Сизикова, Т. А. Волошина, А. Ф. Повещенко // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 98-110.
23.Соколова Е. Е. Развитие математического мышления у младших школьников / Е. Е. Соколова, С. А. Косцова // Colloquium-journal. – 2019. – № 13-5 (37). – С. 78-79.
24.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 31.09.2024).
25.Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе / С. В. Филатикова // Школьная педагогика. – 2016. – № 4. – С. 58-60.
26.Шапошникова Т. Л. Развитие рефлексивных умений и способностей как критерий успешности применения веб-квеста / Т. Л. Шапошникова, А. Ю. Егорова, Т. Н. Шабанова // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2020. – № 7. – С. 184-195.