Фрагмент для ознакомления
2
Развитие персонала представляет собой сложное взаимодействие систематических подходов к обучению, стратегического развития компетенций и долгосрочного вовлечения сотрудников. Д. М. Гвишиани считает, что сама организация должна восприниматься как органическая система, в которой управление персоналом выходит за рамки механических функций и охватывает адаптивную сложность [Гвишиани, 1972, с. 45]. Развитие сотрудников должно быть стратегически интегрировано в более широкую управленческую практику. Е.П. Костенко подробно останавливается на смене парадигм в XX веке, когда классический взгляд на персонал как на единицы производства был вытеснен более человекоцентричными рамками, подчеркивающими личностный и профессиональный рост; такая эволюция знаменует собой важнейший переход к «гуманизации» управленческих практик [Костенко, 2013, с. 224]. К.И. Голубев делает акцент на согласовании индивидуального потенциала сотрудников с коллективными целями организации [Голубев, 2003, с. 78].
Теоретическая схема, предложенная А.В. Кезиным, отражает методологическую культуру, присущую современному менеджменту: технологии развития, будь то адаптивные платформы электронного обучения или модульные программы обучения, являются не просто инструментами, а продолжением управленческой философии [Кезин, 2001, с. 36]. Практика, подробно описанная П. Друкером, иллюстрирует, что развитие персонала должно рассматриваться как непрерывный процесс, который способствует формированию культуры инноваций и устойчивости [Друкер, 2001, с. 210].
Противопоставление устоявшихся методологий и современных достижений позволяет выявить такие практики, где основной акцент по-прежнему делается на оптимизации соответствия между индивидуальными способностями и результатами деятельности организации. Если будущие исследования углубятся в стратегические управленческие приложения, область неизбежно будет развиваться в направлении более целостного понимания.
Значение развития персонала в повышении общественной значимости оргназации включает в себя стратегические, операционные и культурные аспекты. Если игнорировать последствия структурированного развития сотрудников, то организация рискует оказаться в состоянии стагнации и стать уязвимой к технологическим сбоям. Так, Г.В. Замалиева и Л.Р. Уразбахтина подчеркивают, что постоянные инвестиции в человеческий капитал являются ключевым фактором, определяющим долгосрочную устойчивость организации [Замалиева, 2020, с. 42]. Эта взаимосвязь подчеркивает важнейшую гипотезу: инициативы по развитию, если они методологически интегрированы, выступают в качестве катализаторов устойчивой конкурентной базы. А.А. Синчило пишет, что развитие персонала – это не просто вспомогательная функция, а основной компонент стратегического управления, способствующий адаптивности и инновационному потенциалу фирмы [Синчило, 2020, с. 48]. Если организации будут внедрять обучение персонала, то их воздействие приведет к формированию культуры постоянного совершенствования.
Конкурентное преимущество, получаемое от программ развития, тесно связано с мотивацией и вовлеченностью сотрудников; С. Насибян отмечает, что организации, использующие индивидуальные стратегии развития, отмечают повышение эффективности работы персонала, что впоследствии укрепляет их позиции [Насибян, 2016, с. 143]. Подобные наблюдения согласуются с тезисом о том, что для оптимизации результатов системы развития должны быть интегрированы с мотивационными парадигмами. В комплексном обзоре Л.А. Пыжовой отмечается, что способность организации эффективно управлять ресурсами развития коррелирует со значительным ростом производительности труда [Пыжова, 2014, с. 566]. Обучение и развитие выступают в качестве механизмов повышения эффективности более широких систем управления, поэтому их отсутствие подрывает системную целостность [Рак, 2016, с. 18]. Итак, развитие персонала – это не отдельная тактика, а многогранная стратегия, объединяющая теоретические модели, эмпирические практики и адаптивные методики для обеспечения и поддержания общественной значимости организации.
Системный подход к развитию персонала оказывает преобразующее влияние на организационную культуру; он устанавливает рамки, в которых сходятся стратегическое соответствие, операционная эффективность и непрерывное обучение. Инициативы по развитию, структурированные в рамках системного подхода, культивируют общее видение, укрепляя внутреннее единство и способствуя устойчивости [Арутюнян, 2016, с. 197]. Л.Д. Гармидер утверждает, что хорошо организованная система повышения квалификации персонала порождает «обучающуюся организацию», где адаптивность становится определяющей чертой, а передача знаний встраивается в организационную ткань [Гармидер, 2012, с. 134]. В. М. Колпаков показывает, что внедрение системного развития персонала усиливает стратегическую преемственность, напрямую воздействуя на культуру персонала [Колпаков, 2006, с. 245].
Взаимосвязь методологий обучения и укрепления культуры обосновывает и Т. Демченко, утверждая, что интегративная система способствует согласованию сотрудников с корпоративными целями, тем самым внедряя культуру вовлеченности [Демченко, 2003]. Когда структурные элементы развития согласованы, они создают самоподдерживающийся цикл, в котором организационные ценности как преподаются, так и проживаются. И наоборот, О.В. Сухорученко отмечает, что разовый подход к развитию персонала может разрушить организационную структуру, создавая диспропорции между целевой задачей и повседневными практиками [Сухорученко, 2016].
Л.А. Пыжова подчеркивает, что системные практики развития усиливают внутреннюю мотивацию сотрудников, они воспринимают себя не просто как участников, а как вклад в большую миссию, укрепляя культуру взаимных обязательств и общего успеха [Пыжова, 2014, с. 566]. Контраст между этими выводами и выводами B.C. Половинко, который выделяет теоретические подходы к развитию без системной реализации, подчеркивает ключевой вывод: отсутствие целостной структуры приводит к формированию высокой культуры персонала [Половинко, 2002, с. 122].
Таким образом, анализ литературы показывает, что системное развитие персонала служит не только инструментом повышения потенциала, но и катализатором трансформации организации.
1.2 Основные методы и подходы к обучению и развитию сотрудников
Изучение традиционных методов обучения выявляет их сложную природу: с одной стороны, они обеспечивают систематический подход к развитию персонала, с другой – их ограничения становятся очевидными в быстро меняющейся реальности. Традиционные методы, такие как программы наставничества, остаются основополагающими, однако их жесткость часто сдерживает дальнейшее развитие. А.Я. Кибанов считает, что хотя эти методы обеспечивают последовательность и глубину передачи знаний, им не хватает оперативности, необходимой в современных условиях [Кибанов, 2005, с. 274]. Это обусловливает необходимость критического анализа их актуальности с учетом меняющихся корпоративных требований.
Современный технологический прогресс произвел революцию в методологии разработки, внедрив инструменты, повышающие как доступность, так и адаптацию. Цифровые платформы, электронные учебные модули и адаптивные системы обучения служат примером этого сдвига; их интеграция способствует более гибкому и индивидуальному подходу к развитию сотрудников. В работе А.В. Нефедовой подчеркивается, что эти цифровые решения являются не просто дополнениями, а важнейшими компонентами комплексной стратегии развития персонала, способствующими непрерывному обучению [Нефедова, 2018, с. 385]. Внедрение таких технологий превращает статичные процессы обучения в динамичные, приводя их в соответствие с современными потребностями организаций.
Объединение традиционных методов с современными инновациями создает такой подход, который обеспечивает максимальную эффективность. Гибридные модели, характеризующиеся смешанными системами обучения, которые сочетают очное обучение с цифровыми курсами, предлагают оптимальный баланс. Согласно анализу А. Галина и соавторов, эти модели используют сильные стороны очного взаимодействия, при этом используя масштабируемость и гибкость цифровых инструментов [Галина и др., 2023, с. 90]. Внедрение цифровых технологий в развитие персонала способствует не только повышению эффективности приобретения навыков, но и стратегическому согласованию на всех уровнях организации [Васильев, Донецк, 2017, с. 128]. В то же время традиционные методы рискуют устареть в отрыве от технологической модернизации, что подчеркивает необходимость интеграции для поддержания общественной значимости организации.
Таким образом, гибридный подход является примером эволюции: он отражает понимание того, что для оптимального развития персонала требуется как глубина (как в традиционных моделях), так и широта (достигаемая за счет цифрового расширения). Такой подход, как подчеркивают Т. Шендель и С.А. Яркова, позволяет организациям более точно измерять и оценивать эффективность обучения, тем самым повышая эффективность процессов принятия стратегических решений [Шендель, Яркова, 2021, с. 770]. Методологии обучения должны развиваться, интегрируя новые технологии при сохранении основных принципов, способствующих всестороннему и устойчивому развитию рабочей силы.
Психологические и социокультурные аспекты развития персонала
Роль мотивации и вовлеченности сотрудников становится неотъемлемым элементом в системе развития персонала, выступая одновременно катализатором производительности и барометром эффективности организации. Если мотивационные структуры внедрены неадекватно, то возникающая в результате этого невовлеченность может подорвать производительность и затормозить инновации – эту мысль поддерживает Е.В. Михалкина, которая подчеркивает, что механизмы вовлечения должны быть тщательно выверены, чтобы соответствовать с индивидуальными и коллективными целями [Михалкина, 2017, с. 52]. Значит, мотивация – это основополагающая опора для устойчивого роста сотрудника.
Параллельно с мотивационной динамикой большое значение имеет индивидуальная дифференциация в рамках обучения и развития. Без адаптации подходов, учитывающих индивидуальные стили обучения и когнитивное разнообразие, эффективность инициатив по развитию может снизиться. Персонализированные учебные модули значительно улучшают запоминание и применение навыков, что в конечном итоге повышает устойчивость организации [Luczak, 2021].
Корпоративные ценности и организационная культура являются базой, формируют контекст обучения и определяют степень его эффективности. Проникновение программ развития в культурную основу организации повышает сплоченность, способствуя формированию среды, в которой сотрудники усваивают общие ценности и согласуются со стратегическими задачами [Буряк, 2015, с. 242]. Это превращает обучение из транзакционного процесса в трансформационное путешествие, в котором корпоративная солидарность значительно укрепляется. Организации, где обращается внимание на культурные аспекты, способствуют более высокой скорости усвоения навыков [Тонгуш, 2017, с. 207]. Верно и обратное: развитие без культурного соответствия чревато поверхностным внедрением, усвоенные компетенции не смогут воплотиться в устойчивое повышение эффективности.
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамова О.В. Профессиональное развитие и обучение персонала организации // Хозяйство и право. – 2012. – № 9. – С. 33-45.
Антипина Ж.П. Развитие персонала как элемент корпоративной культуры образовательной организации // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 9. – С. 110-113.
Арутюнян А.С. Сущность развития персонала // Вестник университета. – № 9. – 2016. – С. 196-199.
Базаров Г.З., Беляев С.Г., Белых Л.П. Теория и практика антикризисного управления. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 469 с.
Бобков А.В. Обучение и развитие персонала. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 290 с.
Брызгалина Е.В., Алексеева Д.А., Дряева Э.Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. – 2021. –Т. 30. – № 5. – С. 161–167.
Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Обучение персонала в современной организации: ориентация на цифровизацию // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 551-566.
Брюховецкая Н.Е., Черная А.А. Формирование вовлеченности сотрудников в работу предприятий // Стратегия и механизмы регулирования промышленного развития. – Киев. – 2013. – № 5. – С. 3-21.
Буряк Н.Ю. Проблемы управления организационной культурой компании в системе культурологического знания // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 241-243.
Васильев М.И., Донец Н.Ю. Современные тенденции развития технологий управления персоналом // Вестник студенческого научного общества. – 2017. - №8-3. – С.127-128.
Верна В.В., Сорока А.В. Развитие цифровых технологий в корпоративном обучении персонала: перспективы использования образовательных экосистем // Век качества. – 2022. – № 1. – С. 238–252.
Володина Н.А. Развитие персонала как основа профессионализма коллектива. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 217 с.
Галина А., Малютина Е., Уколова Т. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала в организации // Экономика и управление. – № 1 (169). – 2023. – С. 88-93.
Гармидер Л.Д. Принципы развития кадрового потенциала предприятия // Экономическая наука и практика. – Чита: Молодой ученый, 2012. – С. 133-136.
Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Наука,1972. – 536 с.
Глухенькая Н. М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://m-profobr.com/files/2015.pdf (дата обращения: 3.11.2024).
Годин В.Н. Новые технологии обучения в подготовке специалистов: противоречия и пути развития // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №1. – С. 128-132.
Голубев К.И. История менеджмента: тенденция гуманизации. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 221 с.
Данилова М.А., Фролова Е.В. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. –СПб.: Речь, 2003. – 110 с.
Демченко Т. Управление персоналом: современные подходы // Человек и Труд. – 2003. – № 8.
Долженко Р.А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник Алтайского Государственного аграрного университета. – Барнаул. – 2014. – №9(119). – С. 157-162.
Друкер П. Практика менеджмента / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 406 с.
Евсеенкова К. Ю., Стеклова О. Е. Вовлечённость персонала как способ мотивации // Вестник УлГТУ. – № 3. – 2014. – С. 56-58.
Замалиева Г.В., Уразбахтина Л.Р. Развитие персонала как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия // Современные инновации. – № 2(36). – 2020. – С. 41-43.
Ивашкина Т.А. Возможности и проблемные аспекты использования цифровых платформ в повышении квалификации педагогов профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. –№ 2 (99). – 2023. – С.177–180.
Йоханнес Д., Верена Ц., Сюзанна Б. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей // Ярославский педагогический вестник. –2019. – № 1. – С. 56–69.
Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура. – М.: Гардарики. 2001. – 266 с.
Киящук Т.В. Наставничество как необходимое условие комплексного сопровождения личности в образовательной среде современного вуза // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – С. 89–96.
Колодезникова Ю.Ю. Цифровизация обучения персонала: новые технологии и проблемы их внедрения // Гуманитарный научный журнал. – 2023. – № 1. – Ч. 1. – С. 30–39.
Колпаков В.М. Управление развитием персонала: учеб. пособие для студентов вузов. – Киев: МАУП, 2006. – 712 с.
Коротаева Е.В. Возможности тьюторинга в процессе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-tyutoringa-vprotsesse-povysheniyakvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 06.11.2024).
Костенко Е.П. Эволюция теории и практики управления персоналом в ХХ веке // Теrrа economicus. – 2013. – Т.11. – № 4. – Ч. 2. – С. 222-227.
Куатпекова А. К. Планирование, обучение и развитие персонала // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 389–392.
Куличенко Р.М. Содержательные и технологические аспекты социальной работы с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – № 2 (10). – 2006. – С. 18–24.
Кязимов К.Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. – М.: МИК, 2015. – 240 c.
Кязимов К.Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие. – М.: Юрайт, 2019. – 202 с.
Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. – М: Пресс, 2013. – 216 с.
Махметова А.Ж.Е., Кублин И.М., Демьянченко Н.В., Зубарева Н.Н. Ключевые операционные и маркетинговые аспекты обучения персонала в цифровой среде // Экономика устойчивого развития. – 2022. – № 1(49). С. 54–58. DOI: 10.37124/20799136_2022_1_49_54. EDN NPBWSP
Минченко М.И. Технологии управления развитием персонала и методы оценки их эффективности // Экономика и социум. – 2017. – №4(35). – С.1869-1872.
Миралиев К. Систематизация концептуальных подходов к определению понятия «наставничество» // Mündəricat-content. – 2022. – № 10. – С. 98–121.
Митрофанова Е.А., Гришаева С.А. Учет специфики цифрового поколения в образовании и управлении персоналом // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2020. – № 3. – c. 21-26.
Михалкина Е.В., Михалкина Д.А. Подходы и механизм управления мотивацией и вовлеченностью работников // Государственное и муниципальное управление. – 2017. – № 4. – С. 49-56.
Нестеров В.Л. Профессиональное развитие персонала // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 10. – С. 57-59.
Нефедова А.В. Технологии управления развитием персонала // Теория и практика современной науки. – №1(31). – 2018. – С. 384-386.
Носырева И.Г. Современные формы и методы развития и обучения кадров организации // Управление развитием персонала. – 2014. – №1. – С. 8-13.
Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К. Искусство управления. – М: Агентство «ФАИР», 2014. – 272 с.
Рак В.Е. Обучение и развитие персонала, как фактор повышения эффективности системы управления персоналом // Кадровое дело. – № 12. – 2016. – С. 17-19.
Раковский С.М. Обучение и развитие персонала в компании – М.: ИНФРА-М, 2012. – 255 с.
Рафаева О.С. Коррекция корпоративной культуры // Справочник по управлению персоналом. – 2004. – № 3.
Свергун О. Вовлечённость персонала: ценное преимущество // Справочник по управлению персоналом. – 2012. – №8. – С. 59-64.
Синчило А.А. Развитие персонала как инструмент повышения конкурентоспособности организации // Волгоградский институт управления. –2015. – С. 47-50.
Сорокина Я.Е. Сущность и значение коучинга в практике управления персоналом современных организаций // Сборник научных трудов «Современные технологии управления персоналом». – Уфа: Аэтерна, 2016. – С.336-338.
Сухорученко О.В. Развитие концепции профессионального развития персонала организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/07evn513.pdf (дата обращения: 3.11.2024).
Титова Н.М. Вовлеченность как элемент мотивации в управлении персоналом // Вопросы студенческой науки. – Вып. №4 (56). – 2021. – С. 40-44.
Тонгуш В.В. Особенности влияния корпоративной культуры на развитие организации // Международный научный журнал «Инновационная наука. – №4-2. – 2017. – С. 206-208.
Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 638 с.
Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
Царенко С. Увлечение вовлечением: что нужно сделать, чтобы сотрудники работали «с огоньком»? // Кадровик.ру. – 2012. – № 6.
Шендель Т.В., Яркова С.А. Обучение персонала: формирование инструментов оценки эффективности // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15. – № 3. – С. 761-782.
Щёкин Г.В. Теория и практика управления персоналом. 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2003. – 280 с.
Akopyanc, I., 2021. Model of practical training in the university for future social sphere professionals, pp. 66-74. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74.
Dachner, A., Ellingson, J., Noe, R., & Saxton, B., 2019. The future of employee development. Human Resource Management Review. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2019.100732.
Habermann F., Küchler T., Schmidt K. E-Learning Business Models for Corporate Management Education, in: Breitner, M., Hoppe, G. (ed.): E-Learning – Einsatzkonzepte und Geschäftsmodelle, Heidelberg, 2005. Р. 73–80.
Luczak, P., 2021. Social Media as a Tool for the Development of Young Employees. https://doi.org/10.20469/ijbas.4.10004-1.
Platonova, Y., 2022. Andragogical Orientation of Social Sphere Specialist’s Educational Training in the Context of Innovative Projects Implementation. Man and Education. https://doi.org/10.54884/s181570410023162-3.
Rubtsov, V., Alekhina, S., Vihristyuk, O., Voitas, S., Zabrodin, Y., Zaretsky, V., Leonova, O., Margolis, A., Saitgalieva, G., Semya, G., Kholmogorova, A., & Sharikov, S., 2020. On the Problems of Professional Training of Social Sphere Specialists to Work with Vulnerable Categories of the Population, 17, pp. 8-34. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170201.
Sachdev, A., 2022. Employee Development: New Paradigms. NHRD Network Journal, 15, pp. 326 - 336. https://doi.org/10.1177/26314541221090687.
Stephens, K., & Dailey, S., 2015. Human Resources Development in a Technology-Infused Workplace, pp. 3694-3702. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-5888-2.CH362.
Sukhotska, I., 2022. Training of future specialists in the social sphere at higher education institutions for their professional activity in the inclusive environment. Visnyk of the Lviv University. Series Pedagogics. https://doi.org/10.30970/vpe.2022.37.11656.
Wang, C., Zhu, H., Zhu, C., Zhang, X., Chen, E., & Xiong, H., 2020. Personalized Employee Training Course Recommendation with Career Development Awareness. Proceedings of The Web Conference 2020. https://doi.org/10.1145/3366423.3380236.
Yurkiv, Y., 2023. The environmental component of the system of professional training of future social teachers and social workers to work with vulnerable categories of the population. Social pedagogy: theory and practice. https://doi.org/10.12958/1817-3764-2023-2-66-74.