Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В контексте экономического, социального и морального кризиса, потрясшего Россию во второй половине 20 века, когда начался регресс государственных и социальных институтов и, как следствие, ухудшились моральные нормы и моральные ценности общества, которые продолжают влиять на развитие страны и по сей день. сегодня необходимо с особой остротой задуматься о детях и подростках, их развитии и будущем.
Наше время характеризуется не только как время кризиса, но и как время прогресса. Научно-техническая революция позволила вывести жизнь людей на новый уровень. Конечно, сегодня почти невозможно представить, на что это было бы похоже без телефонов, компьютеров, телевизоров и т. д. Конечно, неплохо всегда быть "на связи", узнавать последние новости, общаться в чате, играть в онлайн-игры и так далее.
Но, с другой стороны, наши дети подвергаются серьезной опасности, когда их социализация, развитие, личностный и моральный рост сдерживаются "повсеместными" социальными сетями. Если ребенок настолько "заинтересовался" вами, что больше не может адаптироваться к обществу, заведите "настоящих", а не "виртуальных" друзей.
Актуальность этого исследования заключается в том, что сейчас как никогда остро необходимо вовлекать детей в различные виды деятельности, чтобы они научились свободно выражать свое мнение, имели возможность развивать свой личностный рост и творческий потенциал, чтобы у них была прочная основа для самореализации. На наш взгляд, детские и молодежные объединения очень хорошо справляются с этими задачами при условии надлежащей внутренней организации и компетентной помощи взрослых.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений.
Объектом исследования являются особенности реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений.
Предметом исследования являются детские и молодежные общественные объединения.
Цель исследования: выявить эффективные условия реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие воспитательного потенциала.
2. Описать детские и молодёжные общественные объединения на территории Российской Федерации.
3. Проанализировать воспитательные потенциалы школы и детского общественного объединения.
4. Охарактеризовать социальную диагностику социально-трудового потенциала молодежи: социологический анализ моделирования.
5. Выявить проблемы реализации воспитательных возможностей детских и молодежных общественных объединений.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКИХ И МОЛОДЁЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
1.1 Понятие воспитательного потенциала
На протяжении всей эволюции человеческой цивилизации люди заботились о воспитании и просвещении подрастающих поколений, их подготовке к жизни, их физическом и духовном развитии. Когда мы задаем и решаем образовательные вопросы, думаем о том, почему мы воспитываем и учим так, а не иначе, мы подсознательно обращаемся к социально-философской рефлексии.
Социально-философский анализ проблем современного образования и воспитания актуален и сегодня, когда постсоветское общество после периода глубоких структурных социокультурных изменений вступило в новую фазу своего развития. Естественно, это приводит нас к осознанию необходимости если не полного переосмысления, то актуализации социокультурных смыслов, стереотипов деятельности и поведения, педагогических концепций в изменившихся социально-экономических и социально-политических условиях [12].
За годы независимости и реформ существующая система образования в Казахстане значительно изменилась, и была создана система коммунистического образования, основанная на идеологических и политических императивах, таких как единство партии и народа, советский патриотизм, морально-политическое единство общества и социальные и классовые идеологические ценности прошлого основывается.
Тезис о том, что образование возникает вместе с народом, несет на себе печать его истории, помогает народу идти по пути своего исторического развития, а реформа образования должна проводиться только на научных основаниях: психология, физиология, философия, история и педагогика – по сути, это позитивный подход к концептуальным основам образованности образован. В постсоветский период, когда эволюционизм был нарушен в развитии общественных отношений, в общественном и индивидуальном сознании образовался духовный и идеологический вакуум.
Сегодня не существует программы целостной социально-педагогической работы с человеком, его воспитания в сфере образовательной, трудовой, досуговой деятельности, подготовки его к самостоятельной и активной деятельности в обществе. Существует противоречие между состоянием социально-педагогической деятельности и объективной потребностью личности и общества в ее оптимизации в современных условиях.
Модернизация общества в последние два десятилетия имеет рыночную направленность, что подтверждается целями правительства, реализуемыми на практике: либерализация, приватизация, замена бесплатных социальных услуг платными и т.д. [15].
Концепция "нового" образования как целенаправленного развития личности основана на принципе социализации (смысл которого - формирование гражданина, члена общества), принципе прагматизма (как основе образования) и принципе модернизации, то есть радикальной трансформации, с учетом принципиально новых потребностей общества (прежде всего индустриальный, а затем постиндустриальный). Острота проблем образования (особенно молодого поколения) обусловлена рядом причин, в том числе, например, неконтролируемым потоком информации в условиях глобализации социальных процессов.
Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой пропагандой распущенности, культа насилия, индивидуализма и прагматизма. Актуальность проблем образования в этом контексте также связана с тем, что зарубежные модели образования, а следовательно, и воспитания, иногда бездумно и неадекватно внедряются в образовательный процесс. При этом вместо межкультурного диалога для формирования современного мировоззрения и учета национальной культуры и менталитета навязывается европейская система ценностей и установок.
В этих условиях быстро развивающаяся социальная реальность предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к системе образования и воспитания, что определяет особую важность диалектической гибкости научных концепций для раскрытия изучаемых социокультурных явлений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 02.11.2024).
2.Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693 (дата обращения: 02.11.2024).
3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ [Электронный ресурс]/Гарант.ру. – 2014-2023. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения 02.11.2024).
4.Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/Гарант.ру. – 2014-2023. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения 02.11.2024).
5.Бестужев-Лада, И.В. Технология прогнозных разработок социальных процессов / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Поиск, 1992.
6.Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно- ориентированого воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 27–34.
7.Викторов А. Досуг – дело серьёзное//Воспитание школьников.-2012.- №5.-с.40-41.
8.Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика. – 1984. – Т. 4. – 432 с.
9.Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М. : ИНФА. – 2000. – 278 с.
10.Евладова Е. Б., Мирошкина М. Р. Конфликт поколений в современном образовании: противоречия и пути их преодоления // Воспитание школьников. 2019. № 8. С. 11–23.
11.Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Проблемы воспитания в современной философии образования : моногр. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009. – 252 с. – Т. XXXVI. – (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»).
12.Косенко Т. С., Наливайко Н. В., Панарин В. И. Диалог как условие развития традиций и новаций современного воспитания // Философия образования. – 2009. – № 3 (28). – С. 204–211.
13.Лобынцева С. В. Индивидуализация воспитания в условиях детского оздоровительно-образовательного центра: дисс. … канд. пед. наук. М., 2015. 202 с.
14.Мирошкина М. Р. Детское и молодежное движение в России: история и перспективы // Социальная педагогика в России. 2017. № 4. С. 3–10.
15.Мирошкина М.Р., Лобынцева С.В. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: научно-методические рекомендации. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. 16 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ippdrao.ru/publikacii/razvitie-vospitatelnojfunktsii-detskih-obshhestvennyh-obedinenij-v-obshheobrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 02.11.2024).
16.Мирошкина М.Р. Самоорганизация как характеристика современного детства // Школьные технологии. 2014. № 3. С. 33–43.
17.Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Диагностика способности договариваться // На путях к новой школе. 2015. № 2. С. 110–113.
18.Новикова, В.В. Детское общественное объединение как социальный и педагогический феномен / В. В. Новикова // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 137-140.
19.Нуссбаум, Марта, 1986. Хрупкость добра: удача и этика в греческой трагедии и философии, Кембридж: издательство Кембриджского университета 1986.
20.Рожков М.И. Сопровождение саморазвития детей как педагогическая проблема // Социальная педагогика в России. 2017. № 3. С. 21–26.
21.Рыбаковский Л. Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 25–29
22.Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности: коллективная монография / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», Издательский дом «Научная библиотека», 2020. 144 с.
23.Смелзер Н. Социология : пер. с англ. – М. : Феникс. – 1998. – 688с.
24.Тесленко А. Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель : моногр. – Саратов – Астана. – 2007. – 370 с.
25.Фомичева, Е. А. Таиланд: культура и политика / Е. А. Фомичева // ЮгоВосточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2017. – № 36. – С. 228-236.
26.Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография/ Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999. 256 с.
27.Христенко М. А. Духовный потенциал личности: проблемы актуализации : дис … канд. филос. наук. – Волгоград, 2003. – 137 с.
28.Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М. : ТО «Педагогический поиск». – 1997. – 78 с.
29.Юсфин С. М., Касицина Н. В. Договор как результат переговоров: шаг за шагом // На путях к новой школе. 2011. № 1. С. 92–98.