Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что обучение английскому языку в 9 классе должно быть эффективным, поскольку данный этап знаменуется окончанием важной ступени образования, после которой учащийся может остаться в школе, а может пойти учиться в колледж, если успешно сдаст ОГЭ. Программа ОГЭ по английскому языку достаточно сложная, однако, помимо этого, важно, чтобы в процессе обучения школьники взаимодействовали, для этого на уроках важно применять метод сотрудничества.
Объект исследования – метод сотрудничества.
Предмет исследования – применение метода сотрудничества на уроках английского языка в 9 классе.
Цель работы – теоретическое обоснование проблемы и разработка приемов применения метода сотрудничества на уроках английского языка в 9 классе.
В ходе исследования для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) рассмотреть групповую деятельность на уроках английского языка как психолого-педагогическую проблему;
2) охарактеризовать метод сотрудничества в педагогическом процессе и технологии его реализации;
3) дать характеристику среднего школьного возраста;
4) разработать упражнения для организации обучения иностранному языку в сотрудничестве в 9 классе по УМК «Spotlight».
Методологической основой исследования послужили работы Я.В. Башинской, Н.В. Брянцевой, Т.В. Гришиной, И.С. Курагиной, Е.Е. Самойловой, С.С. Мирошниченко и др.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
– теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ, синтез полученных знаний;
–- эмпирические: анализ УМК.
Материалом исследования послужил УМК «Spotlight» для 9-го класса общеобразовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями английского языка в 9 классе для совершенствования навыка сотрудничества в учебной деятельности.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Групповая деятельность на уроках английского языка как психолого-педагогическая проблема
Уроки английского языка являются важной основой любой общеобразовательной программы, наряду с другими учебными дисциплинами. Такие уроки всегда преподает специальный учитель, однако часто бывает так, что программы не имеют параллелей, что усложняет процесс обучения и вызывает необходимость обозначать эти параллели в рамках внеурочной деятельности [7, с. 75].
Обучение английскому языку реализуется в соответствии с существующими программами, основанными на федеральных образовательных стандартах, сформированных для различных ступеней обучения [13, с. 20].
Многие школьники имеют серьезные проблемы в изучении данных учебных дисциплин, особенно английского языка, который содержит в себе множество теоретических и практических тем, сложных для освоения в детском и подростковом возрасте [18, с. 20].
Поэтому для учителя важно создать такие педагогические условия, которые могли бы содействовать лучшему усвоению материала на уроках английского языка. В частности, к таким педагогическим условиям может быть отнесена коллективная работа, предполагающая работу школьников либо на фронтальном уровне, либо в группах [9, с. 26].
Коллективная работа школьников на уроках английского языка имеет ряд достоинств и недостатков [8, с. 40].
К достоинствам такой работы можно отнести [22, с. 50]:
1) возможность построения конструктивной коммуникации между обучающимися;
2) возможность распределения функций и задач по поиску материала и аналитической работе по теме урока;
3) отсутствие страха каждого учащегося перед учебной проблемой;
4) возможность выбрать того учащегося, который будет представлять результаты коллективной работы учителю.
К недостаткам коллективной работы на уроках английского можно отнести [14, с. 60]:
1) возможность у одного или нескольких обучающихся «отсидеться» и не участвовать в коллективной работе;
2) отсутствие возможности сформировать способность к индивидуальной работе, за которую каждый ученик несет единоличную ответственность;
3) невозможность проконтролировать вклад, который сделал каждый учащийся в коллективную работу.
Основными психолого-педагогическими проблемами организации коллективной работы обучающихся на уроках английского языка являются [9, с. 34]:
1) плохой социально-психологический климат в классе, наличие конфликтов и деструктивных отношений между обучающимися;
2) хитрость и лень некоторых учеников, умение «спрятаться за спины других»;
3) наличие различных мнений учащихся относительно одного и того же вопроса, которое может сделать коллективную работу на уроке недостаточно эффективной.
В педагогике идею коллектива развил А.С. Макаренко, в котором также представлен социально-психологический аспект.
Коллектив (по А.С. Макаренко) – это не совместная деятельность, а общественно-положительная деятельность, отвечающая потребностям общества.
А.С. Макаренко, наряду с решением педагогических задач коллектива, четко обозначил тот специфический социально-психологический аспект исследования, который впоследствии был воспринят советской психологией. Первым признаком коллектива как группы особого характера является именно его направленность, придающая особое качество людям, входящим в его состав, а именно его целеустремленность, позволяющая создать организацию с соответствующими органами управления и заданием уполномоченных лиц для выполнения определенных функций [3].
Характер отношений в коллективе имеет особое свойство: признание важнейшей роли совместной деятельности как фактора, формирующего коллектив и опосредующего всю систему взаимоотношений между его членами. Такой подход сразу предполагал необходимость развития команды, неизбежность ряда стадий, через которые она проходит, и по мере прохождения в полной мере раскрываются все названные качества.
Описывая эти этапы, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, как обеспечить движение команды через передачи. Важнейшим условием является постоянное развитие тех общественно значимых целей, ради которых создавалась команда. Это говорит о том, что должны быть намечены «перспективные линии» развития команды, выработана «диалектика требований», организованы «радости завтрашнего дня». Удачное сочетание всех этих факторов создает в коллективе атмосферу, наиболее подходящую для развития входящих в него личностей [10, с. 404].
Красной нитью во всех рассуждениях А.С. Макаренко передает мысль о том, что успешность внутренних процессов, происходящих в коллективе, может быть обеспечена только в том случае, если все нормы отношений, вся организация деятельности внутри коллектива основываются на соответствии этих образцов более широкой системе социальных отношений. развивается в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему общественных отношений, а потому успешность его действий может быть реализована только при отсутствии расхождения между целями коллектива и общества.
Эта теория более полно представлена в работах А.В. Петровского. По его мнению, группа – это совокупность трех слоев, наличие третьего слоя (патио) означает, что перед нами команда. Основная идея теории: опосредование деятельности выступает как обучающий признак командной системы [16, с. 63].
Деятельность, ради которой создавалась и осуществлялась команда, имеет положительное значение для многих людей, и не только для членов этой группы. Отношения строятся на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т.д. [12].
Коллективные отношения определяются через следующие понятия [21, с. 171]:
1) нравственность – построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность: добровольное принятие коллективом моральных и иных обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того, является ли он членом этого коллектива; требовательность к себе и к другим; объективная оценка ваших достижений;
3) открытость: способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с другими группами или новыми членами вашей команды;
4) коллективизм: постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщенности;
5) контактно-доверительные личные отношения;
6) организованность – умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей;
7) осведомленность – знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и результатов его работы;
8) оперативность – успешность решения задач.
В действительности едва ли найдутся такие маленькие группы, которые бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива. Большинство настоящих малых групп занимают среднее положение между слаборазвитой группой и высокоразвитой командой.
Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт группового развития. То, что это особое качество группы, высший уровень ее развития, обозначено термином «коллектив», является лишь данью упомянутой традиции. Хотя в нынешних условиях нашего общества понятие «коллектив», предложенное в марксистском обиходе, весьма спорно, однако не существует внятных причин для отказа от него в социальной психологии, учитывая выраженную специфику содержания данного термина [10, с. 404].
На сегодняшний день можно предположить, что большинство исследователей сходятся во мнении относительно определения основных характеристик коллектива и его структурных элементов. Если абстрагироваться от некоторого разнообразия терминологии, то можно указать на общие признаки, которые разные авторы называют обязательными признаками коллектива. Прежде всего, это объединение людей во имя достижения определенной общественно одобряемой цели (в этом смысле сплоченная, но асоциальная группа, например, группа преступников, не может называться коллективом).
Во-вторых, речь идет о наличии добровольного характера объединения, причем добровольность здесь понимается не как стихийность образования коллектива, а как такая характеристика группы, когда она определяется не просто внешними обстоятельствами, а что она стала для включенных в нее индивидов системой отношений, активно конструируемой ими на основе общей деятельности [21, с. 172].
Существенной чертой коллектива является его целостность, которая выражается в том, что коллектив всегда выступает как определенная система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций и определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив — это особая форма взаимоотношений его членов, обеспечивающая реализацию развития личности участника объединения параллельно с развитием самого коллектива [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что коллектив – это не просто общность людей, объединенная общей целью или местом работы, учебы и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авантурова, М.А., Салакина, Е.Н., Чумакова, И.С. Современные аспекты организации обучения школьников на уроках английского языка: теория и методология исследования / М.А. Авантурова, Е.Н. Салакина, И.С. Чумакова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2023. – С. 84–96. – ISBN: 978-5-6237586-9-2.
2. Агафонова, Е.А., Мячина, В.А. Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста / Е.А. Агафонова, В.А. Мячина // Образование и воспитание. – 2023. – № 1 (42). – С. 39–41. – ISBN: 978-5-8562444-5-8.
3. Аминов, Т.М., Андреева, Ю.В. Педагогическая система А.С. Макаренко: законы развития воспитательного коллектива и концепция завтрашней радости / Т.М. Аминов, Ю.В. Андреева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-a-s-makarenko-zakony-razvitiya-vospitatelnogo-kollektiva-i-kontseptsiya-zavtrashney-radosti?ysclid=m379lip74596986188 (дата обращения: 06.11.2024). – ISBN: 978-5-1589532-5-3.
4. Башинская, Я.В., Брянцева, Н.В. Технология сотрудничества в обучении иностранным языкам / Я.В. Башинская, Н.В. Брянцева // Евразийский научный журнал. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotrudnichestva-v-obuchenii-inostrannym-yazykam?ysclid=m4pnhbe8in782907619 (дата обращения: 14.12.2024). – ISBN: 978-5-4236523-8-2.
5. Бочина, М.Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10ؘ–15 лет) / М.Г. Бочина // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchenikov-srednego-shkolnogo-vozrasta-10-15-let-1?ysclid=m3ahtodqof340720462 (дата обращения: 07.11.2024). – ISBN: 978-5-1036258-3-9.
6. Гришина, Т.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка / Т.В. Гришина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/26/obuchenie-v-sotrudnichestve-na-urokakh (дата обращения: 14.12.2024). – ISBN: 978-5-1118965-2-5.
7. Как проектировать универсальные учебные действия / Под ред. А.Г. Асмолова – Москва: Просвещение, 2008. – 380 с. – ISBN: 978-5-3396521-7-1.
8. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – Москва, 1991. – 300 с. – ISBN: 978-5-3267984-4-2.
9. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / В.В. Котов. – Рязань, 1977. – 350 с. – ISBN отсутствует.
10. Куликов, Н.М., Жарова, Т.Ю., Юсупов, И.Р. Феномен «лидерства» в контексте совместной групповой деятельности / Н.М. Куликов, Т.Ю. Жарова, И.Р. Юсупов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 404–408. – ISBN: 978-5-3264598-3-7.
11. Курагина, И.С., Самойлова, Е.Е., Мирошниченко, С.С. Принципы организации сотрудничества школьников на учебных занятиях: основные формы и технологии педагогической работы / И.С. Курагина, Е.Е. Самойлова, С.С. Мирошниченко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2024. – С. 123–138. – ISBN: 978-5-1062489-1-5.
12. Мантула, Л.В., Антошкина, Е.А. Особенности развития и деятельности учебного коллектива студенческой группы / Л.В. Мантула, Е.А. Антошкина // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 16. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44731864 (дата обращения: 05.11.2024). – ISBN: 978-5-1123645-9-1.
13. Методические рекомендации по организации коллективной познавательной деятельности школьников. – Ярославль, 1990. – 64 с. – ISBN: 978-5-5978932-8-6.
14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М. Знание 1979. – 390 с. – ISBN отсутствует.
15. Недочукова, О.В. Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку / О.В. Недочукова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/12/15/lichnostno-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii (дата обращения: 14.12.2024). – ISBN: 978-5-8955678-8-9.
16. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский. – М: Просвещение, 1978. – 360 с. – ISBN отсутствует.
17. Саидова, З.Х. Обучение в сотрудничестве / З.Х. Саидова // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 701–703. – ISBN: 978-5-9905780-9-8.
18. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученического коллектива / Л.М. Фридман. – М., 1988. – 560 с. – ISBN: 978-5-0956538-3-2.
19. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М. 1988. – 288 с. – ISBN: 978-5-1053268-3-1.
20. Шапкина, Е.А., Щелина, С.О. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е.А. Шапкина, С.О. Щелина // Молодой ученый. – 2015. – № 19 (99). – С. 343–345. – ISBN: 978-5-4462358-2-3.
21. Шевченко, В.Ф. Особенности этапов развития студенческого коллектива / В.Ф. Шевченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социально-педагогические вопросы образования и воспитания». – Чебоксары, 2021. – С. 171–174. – ISBN: 978-5-1592364-4-7.
22. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя / Г.И. Щукина. – М: Просвещение,1979. – 360 с. – ISBN отсутствует.
23. Якимович, И.Г. Технология обучения в сотрудничестве на практических занятиях в ВУЗе / И.Г. Якимович // Вопросы методики преподавания в ВУЗе. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obucheniya-v-sotrudnichestve-na-prakticheskih-zanyatiyah-v-vuze?ysclid=m3ad82bqq378442001 (дата обращения: 08.11.2024). – ISBN: 978-5-7892136-5-1.