Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение ………………………………………………………………..………. 3
Глава 1. Теоретические основы специфики деятельности педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства ……. 6
1.1 Педагогические условия организации занятий кружка в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….. 6
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ……………………. 10
Глава 2. Анализ специфики деятельности педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства ……………………… 14
2.1 Опыт педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства ………………………………………………………. 14
2.2 Методы творческого развития на занятиях кружка изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста …………………………………. 17
Заключение …………………………………………………………………… 23
Список литературы …………………………………………………………... 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация системы дополнительного образования в ДОУ имеет большое значение для развития дошкольника, что может обеспечить переход интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется основной целью современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
На основании пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании": Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и предоставлять дополнительные образовательные услуги вне основных образовательных программ, определяющих его статус.
Целью дополнительного образования является внедрение новых вариативных форм дошкольного образования для повышения качества образовательного процесса и удовлетворения потребностей общества.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное образование определяется как "вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, физическом и / или профессиональном совершенствовании и не сопровождающийся повышение уровня образования" [21].
В соответствии со ст. 75 " Дополнительное образование детей и взрослых "ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ" Об образовании в Российской Федерации " родители имеют возможность выбирать бесплатные образовательные услуги, и это текущее направление развития дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт их организации, проводится системный мониторинг. Он по праву считается важнейшей составляющей образовательного пространства, востребован в обществе как образование, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка, максимально открытое и свободное от стандартного подхода: его содержание, методы и формы работы с детьми актуализированы постоянно.
Дополнительное образование, в отличие от образовательного процесса, не регулируется стандартами, а определяется социальным порядком детей, родителей и других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка в соответствии с его потребностями. Дополнительное образование также является средством мотивации развития личности к знаниям и творчеству в процессе самых разных видов деятельности в различных областях образования.
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышает его жизненную конкурентоспособность и создает условия для формирования каждым ребенком собственных представлений о себе и окружающем мире. Все вышеизложенное делает тему курсовой работы актуальной.
Цель исследования – изучение и проведение анализа специфики деятельности педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства.
Объект исследования – процесс деятельности педагога дополнительного образования.
Предмет исследования – специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства.
Задачи:
1. Рассмотреть педагогические условия организации занятий кружка в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ опыта педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства.
4. Описать методы творческого развития на занятиях кружка изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.
5. Разработать программу творческого развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы специфики деятельности педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства
1.1 Педагогические условия организации занятий кружка в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста
Дополнительное образование – это вид образования, направленный на всестороннее развитие дошкольника: интеллектуальное, духовное, нравственное, художественное, физическое и т.д. В ДОУ дополнительного образования у детей больше возможностей для самоопределения в жизни.
Дополнительное образование в ДОУ вводится с целью расширения общих и углубленных знаний дошкольников в соответствии с их индивидуальными интересами и склонностями, развития творческих способностей и организации досуга [5].
Кружок – система дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к различным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.
В кружках обычно параллельно собираются дети одного возраста. В некоторых кругах (художественных, спортивных) объединение осуществляется в соответствии с интересами, участвуют учащиеся разных групп.
Работа кружка отличается от образовательного процесса разнообразием форм и методов его организации. В ДОУ проводится кружковая работа с элементами игры и соревнования, чтобы дети могли узнавать что-то новое с помощью игры и не чувствовать себя подавленными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
7.Анцупова, Ю. В. Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования / Ю. В. Анцупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 509-510.
8.Арапова, П. И. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников / П. И. Арапова, Д. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 299-302.
9.Аужанова, Н. Б. Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях / Н. Б. Аужанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 346-349.
10.Вишня, А. С. Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема / А. С. Вишня. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1186-1188.
11.Гиреева, Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников / Л. М. Гиреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 175-178.
12.Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
13.Григорьева, Т. А. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста / Т. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 325-327.
14.Золотарева, А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в России // Ярославский педагогический вестник — 2013 № 1 — Том II (Психолого-педагогические науки). – С.194–199.
15.Кошелева, Л. Ю. Играем, изображаем, фантазируем. Программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Ч 2. — Абакан: ООО Книжное издательство «Бригантина», 2009. — 112 стр.
16.Кошелева, Л. Ю. «Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО / Л. Ю. Кошелева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 39-43.
17.Кулешова, Н. В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Н. В. Кулешова, М. С. Цапенко, М. В. Джафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 663-665.
18.Мулюкина, Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования / Е. И. Мулюкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 196-198.
19.Петрова, Л. М. Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства / Л. М. Петрова, Л. М. Бодрова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 24-26.
20.Терехова, Н. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения дошкольников к национальной культуре / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 34-36.
21.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/