Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Соединенное Королевство или Великобритания имеет уникальную политическую систему, сочетая элементы монархии и демократии, что позволяет глубже понять взаимодействие традиций и современных политических процессов. Не случайно, в свое время Уильям Райкер отмечал, что «местное самоуправление и личная свобода могут сосуществовать с высокоцентрализованным унитарным правлением в Великобритании».
Несмотря на то, что Великобритания является унитарным государством, в этой стране отношения между центром и регионами все отчетливее напоминают федерализм. Между тем, понимание структуры власти, включая роль парламента, правительства и местного самоуправления, помогает осознать механизмы принятия решений и ответственности в Великобритании. Это может служить образцом для других стран, стремящихся к демократическим реформам.
Великобритания активно участвует в международной политике, и знание ее внутреннего устройства помогает интерпретировать ее позиции на глобальной арене. Особенно это актуально в свете недавних событий, таких как Брексит, который повлиял на отношения между центром и регионами.
В настоящее время в связи с изменениями, которым подвергаются унитарные государства, такие как Великобритания, ввиду серьезных процессов децентрализации, данная тема представляет особый интерес.
Целью исследования является анализ особенностей формы правления и государственно-территориального устройства Великобритании.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
- рассмотреть форму правления Великобритании;
- выявить государственно-территориальное устройство Великобритании;
- дать характеристику правовому положению автономий Великобритании;
- выделить общее и особенное между автономиями Великобритании и субъектами России.
Объектом исследования является политическая система Великобритании.
Предметом исследования является правовой статус британских автономий.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию формы правления и территориального устройства Великобритании
1.1. Характеристики формы правления Великобритании
Великобритания является старейшей парламентской монархией. Это многовековая форма правления в Великобритании прошла эволюцию от абсолютной до конституционной и смогла сохраниться несмотря на различные исторические события . При этом в силу исторических традиций монарх рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной ветвей власти. В соответствии с британской конституционной доктриной, власть в государстве исходит не от народа, а от монарха, являющегося главой государства.
Британскую политическую систему возглавляет монарх, но, по сути, полномочия монарха как главы государства - в настоящее время короля Карла III - носят церемониальный характер. Наиболее важной практической властью является выбор члена парламента для формирования правительства, но монарх придерживается соглашения о том, что такая возможность предоставляется лидеру политической партии, имеющей наибольшее количество мест в Палате общин, или у которого больше всего шансов получить большинство голосов при вотуме доверия в Палате общин.
Хотя все остальные полномочия монархии в основном носят церемониальный характер, представители королевской семьи оказывают некоторое тонкое и скрытое влияние на законодательный процесс. Особенно это имело место быть, когда королева Елизавета II была у власти. Именно тогда укоренилась традиция консультироваться с ней по поводу законодательства, которое может затронуть личные интересы членов королевской семьи.
Традиционно выбор монарха определялся на основе принципов наследственности и первородства, что означает, что старший ребенок монарха мужского пола был следующим в очереди на престол. Согласно положениям Акта об урегулировании 1701 года, монарх и его супруга не могли быть католиками, поскольку монарх Великобритании также является главой Англиканской церкви. Для приведения Акта 1701 года в соответствие с современными общественными нормами равенства полов и свободы вероисповедания вопрос о реформе престолонаследия был вынесен в Великобритании на обсуждение.
Для окончательного одобрения нового закона требовалось получение согласия всех 16 государств — членов Содружества наций, где британский монарх формально является главой государства.
28 октября 2011 года на саммите Содружества главы государств и правительств организации одобрили изменения в правилах наследования британского трона. Новые правила отменяют традицию британской монархии — мужское престолонаследие. Теперь наследником будет считаться первый, родившийся у монаршей четы ребенок вне зависимости от пола. Также аннулирован принцип, согласно которому будущий британский монарх не мог сочетаться браком с католиками.
В апреле 2013 года в Великобритании Акт о престолонаследии, приводящий в действие реформы, был принят в качестве закона.
В классической политической теории, основоположником которой является французский политик и мыслитель эпохи просвещения Ш.Л. Монтескьё, существуют три ветви власти в государстве: исполнительная власть - министры, которые управляют страной и предлагают новые законы; законодательная власть - выборный орган, который принимает новые законы; судебная власть - судьи и суды, которые следят за тем, чтобы все соблюдали законы. При этом в Великобритании все министры в правительстве являются членами законодательного органа.
В Великобритании премьер-министр возглавляет правительство при поддержке Кабинета министров. Премьер-министр является главой правительства и в конечном счете несет ответственность за всю политику и решения. Также премьер-министр: осуществляет надзор за работой государственной службы и правительственных учреждений, назначает членов правительства и является главной фигурой в Палате общин.
Британский кабинет состоит из высокопоставленных членов правительства. Каждую неделю во время работы парламента члены кабинета (государственные секретари из всех департаментов и некоторые другие министры) встречаются для обсуждения наиболее важных вопросов, стоящих перед правительством.
Британский парламент, как и в большинстве крупных стран, двухпалатный, то есть состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Однопалатные законодательные органы, как правило, встречаются в небольших странах, таких как Дания, Швеция, Финляндия, Греция, Израиль и Новая Зеландия, хотя Китай и Иран - две более крупные страны с единой законодательной палатой.
Палата общин является нижней палатой парламента и состоит из депутатов, которые избираются на всеобщих выборах. Главная функция Палаты общин — разработка и обсуждение законов. Депутаты в этой палате имеют возможность представлять интересы населения, задавать вопросы правительству и участвовать в комиссиях, занимающихся различными аспектами государственной политики. Правительство формируется партией или коалицией, имеющей большинство мест в Палате общин.
Палата лордов является верхней палатой парламента и состоит из назначенных членов, включая лордов духовных и лордов светских, а также наследственных пэров. Основная функция Палаты лордов — пересмотр и дополнение законопроектов, предложенных Палатой общин. Хотя она не может отменить решения нижней палаты, ее обсуждения и поправки помогают улучшить качество законов. Палата лордов также играет важную роль в рассмотрении вопросов, требующих более глубокого анализа, таких как социальные и экономические изменения.
В Великобритании действует двухпартийная система, т.е. основная борьба за представительство в Парламенте и в местных органах власти ведется между двумя основными политическими партиями – Консервативная и Лейбористская партии. Именно эти две партии попеременно чередуются у власти в течении многих десятилетий .
Можно выделить некоторые отличительные особенности британской парламентской системы. Во-первых, большая часть работы парламента осуществляется в комитетах, а не в зале заседаний. В Палате общин есть два типа комитетов: 1) это отдельные комитеты, которые назначаются на срок действия парламента, «следят» за работой определенного правительственного ведомства, проводят расследования, получают письменные и устные доказательства и публикуют отчеты. Членство в них состоит только из членов фракции и пропорционально отражает соотношение партий в Палате общин; 2) общие комитеты (ранее известные как Постоянные комитеты). Это временные органы, большинство из которых являются общественными комитетами по законопроектам, созданными для детального изучения конкретного законопроекта и рассмотрения поправок к законопроекту. В состав комитета входят представители правительства и оппозиции, выступающие по существу законопроекта, а общее число членов пропорционально отражает соотношение партий в Палате общин.
В Палате лордов есть только избранные комитеты (ей не нужны постоянные комитеты, поскольку детали законопроектов рассматриваются в зале заседаний палаты). Существует также несколько совместных комитетов Палаты общин и Палаты лордов.
В британской политической системе почти все законодательные акты предлагаются правительством, и большая их часть вытекает из обещаний, данных в манифесте соответствующей политической партии на последних выборах. В начале каждой ежегодной сессии парламента Король в своей речи,