Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматриваются концепции механизмов психологической защиты, особое внимание обращено на теории Э. Фромма и З. Фрейда, поскольку именно представители психоанализа внесли огромный вклад в осмысление природы и сущности защитных механизмов психики. Актуальность темы обусловлена сложностью, многоаспектность и дискуссионностью понятия защитных механизмов психики как категории научного психологического рассмотрения.
Эта тема изучалась такими учеными, как З. Фрейд, Э. Фромм, С. Зелинский и т.д.
Объект исследования – защитные механизмы психики.
Предмет исследования – виды и особенности психологических механизмов защиты личности.
Цель работы – изучить механизмы психологической защиты личности.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть психологические механизмы защиты личности.
2.Изучить особенности адаптивного потенциала защитных механизмов личности.
3.Провести экспериментальное исследование.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1.Аналитический
2.Метод синтеза
3. Сопоставительный анализ
4.Метод систематизации.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Первая глава посвящена общей характеристика защитных механизмов психики, кроме того, акцент делается на рассмотрении механизмов психологической защиты как в аспекте их адаптивного потенциала. Более детально изучены психоаналитические теории защитных механизмов психики, на примере концепций представителей психоаналитического направления осуществляется сопоставление, выделено общее и особенное.
Вторая глава носит практический характер.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Теоретическая значимость исследования обусловлена комплексным подходом к систематизации теорий защитных механизмов психики. Практическая значимость связана с возможностью использования результатов при изучении защитных механизмов психики.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1.Что такое защитные механизмы психики
Понятие «психологическая защита» ввели представители психоаналитического направления. Они рассматривали данное понятие в качестве способности к тому, чтобы предотвращать грозные клинические последствия конфликта между сознательным и бессознательным. В современных психодинамических теориях достаточно много отличий, тем не менее, все они основаны на идеях классического психоанализа 3. Фрейда [14].
В ранней концептуальной схеме Фрейда (сознательное — подсознательное — бессознательное) психологическая защита выступает в качестве средства разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. По Фрейду, защитные механизмы являются врожденными, запускаются в случае экстремальной ситуации, ими выполняется функция преодоления посредством снятия внутреннего конфликта.
В дальнейшем данная первоначальная концепция была изменена посредством внесения существенных коррективов: психологическая защита понимается уже не в качестве врожденного, а приобретаемого в процессе индивидуального развития структурного компонента психики; речь также идет об акцентуации направленности психологической защиты, прежде всего, на конфликты социогенного характера; механизмы и варианты психологической защиты рассматриваются в качестве продуктов развития и научения; набор защитных механизмов, в отличие от стереотипных схем З. Фрейда («Оно» — «Я» — «Сверх Я»), определяется в качестве глубоко индивидуальной характеристики личности, обусловливающей общий уровень адаптированности [13].
В постсоветской психологической литературе активно изучаются различные факторы, которые влияют на психологические защиты. Изучаются защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; кроме естественного репертуара защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и др.) отдельными исследователями предлагаются иные механизмы психологической защиты. Мы видим огромное многообразие терминов. Разные авторы отмечают, что описанный конструкт выступает в качестве системообразующих механизмов регуляции, направленных на сведение к минимуму отрицательных эмоций, сопряженных с внутренними противоречиями, тревожными состояниями и состояниями дисфории, которые могут возникнуть в связи с этими противоречиями.
Обратим внимание на некоторые из наиболее известных определений психологической защиты. Например:
- психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы;
- частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни;
- механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом;
- динамика системы установок личности в случае конфликта установок;
- способы репрезентации искаженного смысла.
Мы можем обнаружить некоторый ряд одинаковых положений, характерных для каждого определения. Одинаковым будет ситуация противоречия, травмы, стресса, а также задача — уменьшение напряжения эмоциональной сферы, которая связана с противоречием, и профилактика нарушения деятельности, сознания и психики в целом.
Человеку с раннего детства приходится переживать различные кризисы, конфликты между внешними (социальными) силами и внутренними (бессознательными), где он (личность) стремится к нахождению определенного баланса.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агапов, П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа / Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/erih-fromm-o-chelovecheskoy-agressivnosti-i-destruktivnosti-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-analiza?ysclid=lcrls008qm774481654 (дата обращения 22.11.2024)
2.Бродецкий, А.Е. Этико-антропологический контекст религиозности и ее ценностные векторы в интерпретации Э. Фромма /Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiko-antropologicheskiy-kontekst-religioznosti-i-ee-tsennostnye-vektory-v-interpretatsii-e-fromma (дата обращения 22.11.2024)
3.Василюк, Ф.Е. Психология переживания. – М.: Эксмо, 2019.
4.Вильчинская, Л.З. Массовое сознание в философии Э. Фромма. Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-soznanie-v-filosofii-e-fromma (дата обращения 22.11.2024)
5.Гуревич, П. С. Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм : учебник для вузов / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 533 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18161-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534436 (дата обращения: 22.11.2024).
6.Демина, Г.Д., Ральникова, И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – М., 2000. Текст: электронный. – URL: http://www.i-u.ru (дата обращения 22.11.2024)
7. Зелинский, С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. Сублиминальные механизмы манипулятивного воздействия на психику индивида и масс с целью программирования на совершение заданных действий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zelinski1-00.htm (дата обращения 22.11.2024)
8.Климков, О.С. Религия в зеркале психоанализа // Психолог. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 105-129.
9.Кочюнас, Р. Психологическое консультирование : учебное пособие / Р. Кочюнас. — 10-е изд. — М. : Академический Проект, 2020.
10.Рабаданова, Р.С. К 110-летию Эриха Фромма гуманистические идеи Э. Фромма. Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-110-letiyu-eriha-fromma-gumanisticheskie-idei-e-fromma?ysclid=lcrl1oa13s871822539 (дата обращения 22.11.2024)
11.Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08007-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514734 (дата обращения: 22.11.2024).
12.Фокина, Т.В. «Экономическая проблема мазохизма» (1924). Текст: электронный. – URL: https://www.b17.ru/article/141596/?ysclid=lazhycx8p9356581663 (дата обращения 22.11.2024)
13.Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы / З. Фрейд ; переводчик Л. Голлербах. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 165 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06132-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/540640 (дата обращения: 22.11.2024).
14.Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд ; переводчик О. Л. Медем. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 144 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-20311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/557936 (дата обращения: 22.11.2024).
15.Фромм, Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
16.Фромм, Э. Бегство от свободы. Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt (дата обращения 22.11.2024)
17.Фромм, Э. Искусство любить. Текст: электронный. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=9199&p=1 (дата обращения 22.11.2024)
18.Фромм, Э. Иметь или быть. Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt (дата обращения 22.11.2024)
19.Фромм, Э. Душа человека. Текст: электронный. – URL: http://litread.me/pages/432424/443000-444000?page=10 (дата обращения 22.11.2024)
20.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : АСТ, 1998.
21.Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм // Психоанализ и этика. — М.: АСТ, 1998.
22.Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – M. : Политиздат, 1990. - С. 143-221.
23.Cortina, M. The Greatness and Limitations of Erich Fromm’s Humanism // Contemporary Psychoanalysis. - 2015. - Vol. 51, № 3. - P. 388-422.