Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современной школы – это воспитание и развитие школьников. Специалисты, из тех, кто работает с вопросами школьного математического образования, обращают особое внимание на усовершенствование задачного и практического материала, поскольку, представленные в современных учебных пособиях задачи, как правило, требуют алгоритмического способа решения.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в современном образовании играют большую роль. Цифровые и информационно-коммуникационные технологии непрерывно развиваются, в связи с чем возрастает роль информационной грамотности всех субъектов образования. В математике, которую учащиеся изучают в средней школе такого рода процессы также играют большую роль.
Очевидно, что ЦОР имеют значительные преимущества перед традиционными методами обучения школьников. Соответственно, важной задачей каждого педагога является необходимость формирования у школьников, в том числе, в основной школе, информационную компетентность и грамотное использование средств цифровой коммуникации. Способность владения ключевыми компетенциями, в перечень которых входят информационные компетенции позволяет школьникам самостоятельно анализировать и обрабатывать полученную информацию.
Сегодня нельзя пока говорить о полном дидактическом и методическом обеспечении ЦОР учеников основной школы по математике, в связи с чем можно обозначить проблему необходимости разработки практических материалов для учителей и школьников по математике, в условиях наличия ЦОР.
В настоящее время, повышается интерес учителей, авторов учебников к задачам определенного жанра, в специальной литературе обозначенных различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные и др. Использование на уроках математики специальных задач, которые разработаны на основе ЦОР направлены на развитие логического мышления школьников и расширение их математического кругозора. На практике отмечено, что часто не только ученики, но и учителя сталкиваются со сложностями при работе с материалом, отличным от шаблонных традиционных задач.
Существует проблема практического использования алгебраических задач в учебном процессе и недостаточной подготовленностью дидактической базы образовательного процесса на основе ЦОР и виртуальных лабораторий. Проблема также возникает при поиске средств развития мыслительных способностей учеников, связанных с их исследовательской и поисковой самостоятельной учебной деятельностью.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования применения виртуальных лабораторий при обучении школьников 8-9 классов решению систем уравнений на уроках алгебры.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроках математики при использовании виртуальных лабораторий.
Предмет исследования: цифровые образовательные ресурсы, используемые на уроках математики при обучении школьников 8-9 классов решению систем уравнений на уроках алгебры.
Задачи:
1. Провести анализ понятий виртуальные лаборатории и цифровые образовательные ресурсы в условиях реализации ФГОС ООО.
2. Изучить особенности применения виртуальных лабораторий при обучении школьников на уроках алгебры в основной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия применения виртуальных лабораторий при обучении школьников 8-9 классов решению систем уравнений на уроках алгебры.
4. Предложить методические рекомендации для учителей по применению виртуальных лабораторий при обучении школьников 8-9 классов решению систем уравнений на уроках алгебры.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применения цифровых образовательных ресурсов в учебно – воспитательном процессе на уроках математики.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения виртуальных лабораторий при обучении школьников 8-9 классов решению систем уравнений на уроках алгебры
1.1. Анализ понятий виртуальные лаборатории и цифровые образовательные ресурсы в условиях реализации ФГОС ООО
Современная образовательная среда, согласно требованиям ФГОС ООО, реализуется в условиях системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Это говорит о необходимости педагогов обеспечивать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый субъект образования учился в силу своих способностей и возможностей. При этом, каждый учитель сегодня является проектировщиком образовательного процесса, а не транслятором знаний.
Педагог помогает школьникам работать с большими потоками информации, помогает отличать важную информацию от второстепенной и при необходимости является консультантом в области своей предметной деятельности. Каждый педагог учит школьников работать с ЦОР, независимо от того, какой предмет он преподаёт.
Традиционные методы обучения, в частности, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация сегодня трансформируются в аудио- видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции и др. [20].
Исследователи и учёные А.В Липатов, О.В. Бородина и др. исследовали целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Практически все они отмечали многочисленные преимущества использование ЦОР и средств мультимедиа перед традиционными методами обучения.
В современных социально-экономических условиях цифровизация происходит повсеместно, что также говорит о необходимости владения информационной компетентностью не только педагогами, но и всеми категориями обучающихся, независимо от их возраста. При этом важно отметить, что именно цифровизация современного образования является его основой и фундаментом.
ЦОР также, как и традиционные методы обучения направлены на реализацию триединой образовательной цели, обучения, воспитания и развития школьников. Сегодня ЦОР обеспечивает всю сферу образования методологией и современными педагогическими технологиями, которые непосредственно связаны с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
К основным предпосылкам организации перехода к цифровой среде можно отнести следующее:
-развитие инфраструктуры доступа к Интернет;
- развитие ИТ- отрасли;
-развитие национальной системы электронного управления.
При этом, основными критериями эффективности образовательного процесса могут выступать его качество и обучение учеников в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий и ЦОР. В условиях формирования цифрового образования всё большее применение находят интегрированные информационные системы. Они представляют собой идеологию планирования и управления учебным процессом с помощью автоматизации и оптимизации информационных систем на основе единой базы данных [14].
Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в образовательной организации служат следующие:
- создание единой базы данных для всех задач и уровней управления;
- программное и информационное обеспечение;
-внедрение единого электронного учебно-планирующего, методического и контрольно-оценочного документооборота на всех уровнях средней школы;
-применение сетевых и информационно-коммуникационных технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.
ИКТ представляют собой интегрированное понятие. Здесь имеется в виду описание различных способов, методов, алгоритмов и устройств обработки информации. Это есть основа развития ЦОР. Очевидно, что внедрение элементов ЦОР лишь поспособствует повышению эффективности управления образовательным процессом в каждой организации. Для каждой образовательной организации на первый план сегодня выходят задачи развития информационно-образовательной среды и расширения возможностей региональных и международных коммуникаций для обмена знаниями между субъектами.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации любого учебного процесса [8].
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимают весь образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Это все те учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В общем случае к ЦОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитофона или CD - плеера. Эффективные образовательные ЦОР воспроизводятся на компьютере. К видам ЦОР, в зависимости от назначения и объема учебного содержания относят:
1. Электронный учебно – методический комплекс
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 04.11.2024).
2. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.11.2024).
3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2004. – 135 с.
4. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 2011. - № 3. – С. 18-21.
5. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 04.11.2024).
6. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 04.11.2024).
7. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.11.2024).
8. Информатизация общего среднего образования / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
9. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002. - 186 с.
10. Концепция информатизации образования / Информатика и образование. - 2018. - №1., 98-101 с.
11. Кондюрина, И.М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И. М. Кондюрина, П. А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения: 04.11.2024).
12. Мельников, С.В. Новые образовательные технологии в условиях компетентностного подхода / С.В. Мельников // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. – М.: РГСУ, 2014. - N 4. – С.68-70.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников педвузов и системы повышения квалификации педкадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
14. Нижнева, Н.Н. Креативная компонента образовательной парадигмы [Текст] / Н.Н. Нижнева // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XI Междунар. науч. практ. конф., Минск, 22 ноября 2017 г./Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. - В 7 томах. – Том 7. – Мн.: БГУ. 2018. с. 44-54.
15. Прутченков, А. Социальное партнерство как основа взаимодействия. [Электронный ресурс] // А. Прутченков. Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/12/19/485 (дата обращения: 04.11.2024).
16. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
17. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ (дата обращения: 04.11.2024).
18. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
19. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.11.2024).
20. Ушинский, К.Д. О развитии личности ребёнка / https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-razvitii-lichnosti-rebenka-po-materialam-vystupleniy (дата обращения: 04.11.2024).
21. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2015. - С. 48-50.
22. Шамис, В.А. Активные методы обучения / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – N 14. – С. 19 - 23.
23. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
24. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
25. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.11.2024).