Фрагмент для ознакомления
2
Развитие познавательного интереса обучающихся является одним из важнейших направлений образовательного процесса, в который входит не только получение знаний, освоение учебного предмета, но и стимулирование потребности младших школьников в познании, в удовлетворении их потребности в познавательной активности, формирование у них ребенка, восприимчивости к новому.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость развития познавательного интереса у младших школьников, формирования способности учиться. Важным условием успешного обучения является учет познавательных интересов обучающихся и их формирование на уроках в процессе обучения [18].
Рассмотри сущность понятий «познание», «интерес», «познавательный интерес».
Познание – это категория философии, которая рассматривается как получение знания о чем-либо, о какой-нибудь сфере действительности. В развитие науки о познании – гносеологии – внесли значительный вклад античные философы. Например, Сократ считал, что получению знаний способствует метод беседы. В работах Аристотеля, Платона категория знания, познания занимали значительное место. Также интерес к познанию сохранился у философов Нового времени (И. Кант, У. Дункан и другие). В дальнейшем понимание познания, заложенное в философии, использовалось в других науках, в первую очередь в педагогике и психологии [2].
В психологии познание включено в отдельное направление – когнитивизм. В рамках данного направления изучалась проблема восприятия и обработки информации, накопления полученных представлений, особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Заложенные в психологии идеи когнитивного развития личности используются в педагогике для выявления психологических механизмов и закономерностей процесса познания, обучения и воспитания.
Значительный вклад в изучение проблемы познания внес Л.С. Выготский. В его теории культурно-исторического развития психики обозначен деятельностный подход в формировании личности, в познавательном развитии. Для каждого возрастного этапа онтогенеза характерен определенный наиболее благоприятный для психического развития вид деятельности, который называется ведущим. В рамках ведущей деятельности создаются оптимальные условия для формирования когнитивных функций и познания [3].
Познавательное развитие, с точки зрения деятельностного подхода, происходит в условиях какой-либо деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Познавательная деятельность способствует накоплению представлений, формированию знаний и умений в определенной сфере действительности. Познание включает в себя восприятие, накопление, переработку и применение информации [15].
Процесс познания определяется мотивами, интересами личности. Интерес рассматривается в психолого-педагогической литературе как одно из условий познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания. В психологии в изучение интереса внесли вклад Б.Г. Ананьев, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие. Исследователями предлагаются разные подходы к пониманию интереса и его структурных компонентов.
Интерес – это избирательная направленность личности на наиболее значимые для него объекты или явления. М.С. Аристова считает, что интерес – это важный компонент познавательной деятельности. Интерес направляет процесс познания на те объекты или явления, которые являются приоритетными. Благодаря интересу, человек определяет те сферы, которые являются для него значимыми [1].
В.Б. Лебединцев считает, что интерес вызывает только то, что является особенным, вызывающим положительные эмоции и избирательное отношение к тем или иным объектам и явления окружающей действительности [8].
Б.Г. Ананьев подчеркивает, что психологическую основу интереса составляет волевая сторона психики. Для проявления интереса необходимы волевые усилия личности, проявление определенных умственных действий [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова, М.С. Фронтальная работа как форма организации обучения [Текст] / М.С. Аристова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T43. – С. 94–101.
2. Буч, Э.И. Фронтальная работа как форма организации обучения [Текст] / Э.И. Буч // Молодежь XXI века. – Новосибирск, 2019. – С. 48–50.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
4. Герасименко, А.А. Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников / А.А. Герасименко, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века. – 2012. – № 11. – С. 59–64.
5. Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «окружающий мир» [Текст] / Т.Н. Демидко // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 70–71.
6. Дорофеева, Е.В. Сочетание фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной форм работы [Текст] / Е.В. Дорофеева // Успехи современной науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 40–43.
7. Лебединцев, В.Б. Обучение как многоуровневое явление [Текст] / В.Б. Лебединцев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – № 1 (37). – С. 81–93.
8. Лебединцев, В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Б. Лебединцев. – Москва : Илекса, 2016. – 208 с.
9. Лещева, О.П. Основные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке / О.П. Лещева // Географические науки и образование. – Астрахань, 2019. – С. 50–53.
10. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. – 2013. – № 2 (2). – С. 46–102.
11. Макутова, Е.В. Групповые формы работы как средство формирования учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.В. Макутова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-1. – С. 143–147.
12. Малиновская, Т.Н. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения на занятиях по иностранному языку в юридическом вузе [Текст] / Т.Н. Малиновская // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2019. – № 19-2. – С. 76–78.
13. Нарыкова, Г.В. Особенности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Г.В. Нарыкова. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/196026.htm.
14. Нечта, О.А. Использование различных форм организации обучения в педагогическом процессе [Текст] / О.А. Нечта // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. – Симферополь, 2018. – С. 288–293.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2019. – 223 с.
16. Туламатова, Ф. Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания [Электронный ресурс] / Ф. Туламатова. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konferencija-man.html
17. Тушнолобов, П.И. Проблема форм организации обучения в дидактике [Текст] / П.И. Тушнолобов // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2016. – № 2. – С. 85–86.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [Текст]. – Москва : Просвещение, 2020. – 31 с.
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – Москва : Эксмо, 2020. – 787 с.