Фрагмент для ознакомления
2
В условиях глобализации и активного международного товарооборота таможенные декларации играют ключевую роль в обеспечении законности перемещения товаров через таможенную границу. Совершенствование системы таможенного декларирования способствует упрощению внешнеэкономической деятельности, снижению административных барьеров и повышению прозрачности таможенных процедур. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения правового регулирования, порядка подачи и классификации деклараций в свете изменений таможенного законодательства, внедрения электронных технологий и интеграции в международные стандарты.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении правовых и практических аспектов таможенных деклараций, их видов, порядка применения и перспективного развития, направленных на повышение эффективности таможенного контроля и упрощение процедур декларирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать правовую характеристику таможенных деклараций;
рассмотреть основные виды таможенных деклараций, их особенности и применение;
проанализировать законодательную базу и правоприменительную практику в части декларирования;
исследовать основные проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенном декларировании;
разработать рекомендации по совершенствованию системы таможенного декларирования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров при перемещении через таможенную границу, предметом - виды таможенных деклараций, их правовое регулирование, порядок подачи и применения, а также влияние современных технологий на эти процессы.
В ходе исследования используются общенаучные методы - анализ, синтез, систематизация, обобщение, специальные методы - юридико-догматический, сравнительно-правовой, исторический и формально-логический анализ, эмпирические методы - изучение и анализ практики применения таможенных деклараций в Российской Федерации.
Тема таможенных деклараций широко освещена в правовой литературе и нормативных актах. Среди значимых источников выделяются Таможенный кодекс ЕАЭС, нормативные документы Федеральной таможенной службы (ФТС), научные труды отечественных авторов (например, С.Г. Козырева, В.В. Морозова), а также международные стандарты в области таможенного регулирования. Тем не менее, отдельные вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий и адаптацией к новым вызовам, требуют дополнительного исследования.
Если говорить о практической значимости исследования, следует отметить, что его результаты могут быть использованы, в том числе, для повышения эффективности правового регулирования таможенных процедур, усовершенствования практической деятельности таможенных органов, в ходе обучения и подготовки специалистов в области таможенного дела, а также для разработки рекомендаций по модернизации системы таможенного декларирования.
Таким образом, исследование в данной области будет способствовать решению как теоретических, так и практических задач в сфере таможенного дела.
Таможенная декларация представляет собой юридический документ, содержащий сведения о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, их классификации, стоимости, происхождении, условиях поставки и целях перемещения, оформляется и представляется в соответствии с установленными законодательными нормами.
Таможенная декларация обладает следующими основными характеристиками.
Во – первых, ее юридическая значимость, поскольку таможенная декларация является основанием для возникновения, изменения или прекращения обязательств между декларантом и таможенными органами.
Во – вторых, таможенная декларация является одним из инструментом налогового контроля – в таможенной декларации фиксируются данные, используемые для исчисления таможенных пошлин, налогов и других платежей.
В – третьих, на основе данных, содержащихся в таможенных декларациях возможно получить наиболее точные статистические данные о внешнеэкономической деятельности.
В – четвертых, представленные в декларации сведения используются в качестве доказательств, имеющих юридическую силу в случае возникновения правовых споров (Постановление Арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2023 г. по делу № А32-29819/2021). Или например, Пятый Арбитражный Суд признал декларанта виновным в совершении административного правонарушения, в том числе, по причине того, что сведения, указанные в декларации товара откорректированы таможенным органом, вес задекларированного товара изменился, соответственно, представленная декларация уже не является документом, подтверждающим а убытие товара в ранее заявленном количестве ввиду несоблюдения декларантом особенностей установленного порядка периодического таможенного декларирования, а доказательств подачи иной декларации, в материалы дела не представлены (Постановление Пятого Арбитражного Суда от 6 февраля 2024 г. № 05АП-6881/2023, Приложение В).
При этом, таможенная декларация выполняет несколько ключевых функций.
В частности, информационную, поскольку содержит сведения и является источником информации о перемещаемых товарах.
Контрольная функция таможенной декларации состоит в том, что ее наличие позволяет таможенным органам проверить соблюдение сторонами установленных требований действующего законодательства.
Фискальная функция заключается в том, что наличие таможенной декларации позволяет обеспечить исчисление и уплату установленных налогов и сборов.
Таможенная декларация также формализует правоотношения между государством и участниками внешнеэкономической деятельности.
Сущность таможенной декларации состоит в том, что на декларанта возложена обязанность представить декларацию, как на лицо, перемещающего товар через границу. При этом, таможенная декларация используется как официальный источник для подтверждения данных о товарах.
Необходимо отметить, что современное законодательство постепенно переводит процесс декларирования в цифровую формат, повышая тем самым эффективность контроля и снижая административные издержки.
Порядок заполнения, подачи таможенной декларации определяются, в том числе, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС); Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; приказами и инструкциями Федеральной таможенной службы России .
Таким образом, таможенная декларация представляет собой важный инструмент таможенного регулирования, обладающий юридической силой, функциями контроля и фискальной значимости, обеспечивающий соблюдение законодательства в области международной торговли.
1.2. Виды таможенных деклараций в современном законодательстве
Грузовая таможенная декларация - основной вид документа для декларирования товаров, перевозимых через таможенную границу.
В ней содержится информация о грузе, в частности, его наименование, стоимость, страна происхождения, таможенный код. Используется для оформления экспортных, импортных и транзитных операций.
Порядок заполнения, подачи определяется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Транзитная таможенная декларация еще один из основных видов таможенных деклараций, который используется для товаров, пересекающих территорию страны без их выпуска в свободное обращение. В числе ее особенностей необходимо указать на то, что транзитная декларация содержит маршрут следования и информацию о грузе, подтверждающую его сохранность. Целью ее подачи является обеспечение соблюдения условий транзита, предотвращение незаконной торговли.
Пассажирская таможенная декларация используется физическими лицами при перемещении товаров через границу, предназначенных для личного пользования. Например, декларирование валюты, ювелирных изделий, электроники. Подается в упрощенной форме, не требует детального описания груза.
Таможенная декларация транспортного средства используется при ввозе или вывозе автомобилей и других транспортных средств. В числе особенностей – содержит описание технических характеристик и стоимость транспортного средства.
Среди специальных таможенных деклараций необходимо, в первую очередь, выделить так называемые электронные декларации, подаваемые с использованием электронных систем и сервисов таможенных органов. Их преимущество заключается, прежде всего, в сокращении временных затрат необходимых для обработки полученной информации, снижении бумажного документооборота.
Форма, порядок заполнения и подачи утверждены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, а также локальными актами Федеральной таможенной службы России.
Предварительные таможенные декларации еще один из видов специальных таможенных деклараций, подаются они до фактического прибытия товаров на таможенную территорию. Их цель состоит в том, чтобы ускорить процедуру оформления, подготовки к проверкам. В основном используется в тех случаях, когда осуществляется перевозка скоропортящихся товаров или грузов с высоким товарооборотом.
Упрощенные декларации также являются одним из видов специальных таможенных деклараций, которые содержат минимальный объем информации. Используются участниками внешнеэкономической деятельности, включенными в специальный реестр уполномоченных операторов. В данном случае существенно снижаются затраты на декларирование, в том числе временные.
Необходимо отметить, что наличие декларации для таможенного регулирования является обязательным и необходимым условием, поскольку таким образом обеспечивается контроль за движением товаров через границу. При этом, таможенная декларация позволяет существенно упростить процесс взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, повысить степень прозрачности и соблюсти законность во внешнеэкономической деятельности .
Таможенные декларации и их специальные виды адаптированы к современным требованиям цифровизации и глобализации, что делает их ключевым элементом в системе таможенного администрирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. – М.: Евразийская экономическая комиссия, 2018.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 3 августа 2018 г.
№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2367 «Об утверждении правил подачи таможенных деклараций».
4. О применении ставки НДС 0% в отношении товаров, задекларированных и вывезенных в таможенной процедуре экспорта по таможенной декларации, которая в последующем признана неподанной (Письмо Минфина России от 10.04.2024 № 03-07-08/33200)//«Официальные документы» (приложение к «Учет. Налоги. Право»), 2024, № 22 "Нормативные акты для бухгалтера", 2024, № 12
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России (ФТС России) – https://www.customs.gov.ru.
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» (изменения, внесенные Решением Совета ЕЭК от 18.10.2024 № 104, вступают в силу по истечении 10 календарных дней с даты официального опубликования);
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.07.2021 № 89 «О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), и межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям этого технического регламента»
8. Комментарий к Таможенному кодексу ЕАЭС / под ред. А.М. Коваленко. – М.: Проспект, 2021.
9. Назаренко, Е.В. «Современные аспекты подачи таможенных деклараций в Российской Федерации» // Таможенное дело, 2023, № 4. – С. 12–17.
10. Головин, В.И., Щербаков, А.Н. «Электронное декларирование: проблемы и перспективы» // Журнал внешнеэкономической деятельности, 2022, № 5. – С. 45–52.
11. Справочник по таможенным операциям и процедурам / под ред. С.В. Петрова. – СПб.: Питер, 2020.
12. Гаврилов, Д.А. «Роль автоматизированных систем в оптимизации таможенного декларирования» // Право и экономика, 2023, № 2. – С. 30–34.
13. Андреев В.К. Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта / В.К. Андреев // Журнал российского права. 2020. № 3. С. 58 - 68.
14. Долотов Р.О. Перспективы повышения эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы / Р.О. Долотов, Д.В. Крылова // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 163 - 173.
15. Искусственный интеллект в профилактике правовых рисков и противодействии коррупции: доклад НИУ ВШЭ: к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2022 г. / Е.А. Артеменко, А.М. Волкова, Р.О. Долотов [и др.]; научный редактор Д.В. Крылова. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022. 46 с.
16. Крылова Д.В. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта / Д.В. Крылова, А.А. Максименко // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 241 - 255.
17. Прах А. Искусственное против неприемлемого: в Совете Федерации обсудили цифровые методы борьбы с коррупцией / А. Прах // Коммерсантъ. 2023. 11 октября.
18. Хруставчук Н.С. Искусственный интеллект в деятельности таможенных органов России и опыт зарубежных стран / Н.С. Хруставчук // Вестник науки. 2023. № 11 (68). С. 679 - 686.
19. Щербакова Ю. Половина россиян верят, что искусственный интеллект поможет победить коррупцию / Ю. Щербакова // Комсомольская правда. 2022. 26 апреля.
20. Арабян М.С. Совершенствование таможенного администрирования в России: основные пути и прогнозируемые результаты / М.С. Арабян, Э.М. Дугужева // Таможенное дело. 2020. № 3. С. 7 - 12.
21. Ворона А.А. Таможенное администрирование как важнейший фактор перехода к цифровой таможне / А.А. Ворона, В.Ю. Дианова // Таможенное дело. 2021. № 3. С. 15 - 21.
22. Куденко А. Автоматическая диспетчеризация или тихая революция в оформлении / А. Куденко // Таможенная лига. URL: https://tamliga.ru/blog/dispetcherizatciya_declaratciy/ (дата обращения: 21.11.2021).
23. Левинская Е.В. Цифровые технологии взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Е.В. Левинская, А.М. Сафронова, А.Н. Трегубов // Таможенное дело. 2021. № 1. С. 22 - 24.
24. Логинова А.С. Центры электронного декларирования: проблемы и решения / А.С. Логинова, А.А. Горошков // Таможенное дело. 2021. № 2. С. 19 - 22.
25. Мютте Г. Е., Кондрашова В. А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4 (68). С 24–27
26. Ворона А. А., Яковлев К. В. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе // Ученые записки Санкт-Петербургского
им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 17–21.
27. Лысенко, Е. А. Государственная услуга в сфере таможенного регулирования / Е. А. Лысенко. – Текст: непосредственный // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. – №4. – С. 108–113.
28. Дианова, В. Ю. Внедрение цифровых технологий в деятельность центров электронного декларирования как фактор повышения качества услуг, предоставляемых таможенными органами / В. Ю. Дианова. – Текст: непосредственный // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – №1(50). – С. 95–101.
29. Матвеева, О. П. Повышениекачества таможенного декларирования таможенной стоимости на основе применения базисных условий поставки товара / О. П. Матвеева. – Текст: непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – №6(85). – С. 66–75.
30. Веселов А.В., «Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.01.2024 № 305-ЭС23-17695 по делу № А40-134433/2022 «Когда вас не могут трижды оштрафовать по одной и той же таможенной декларации»// «Нормативные акты для бухгалтера», 2024, № 5)