Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Банки появились на основе товарного и денежного оборота, что способствовало упорядочиванию и оптимизации денежного обращения. Первоначальная банковская деятельность была связана с хранением денег и осуществлением переводов в рамках внутренних и внешних торговых операций. Банкиры занимались обменом валют различных государств. В современном мире банковское дело претерпело значительные изменения как в технологии, так и в масштабе. Современные банки функционируют в условиях динамичного бизнеса как на глобальном, так и на российском рынках. Развитие банковской системы России прошло через ключевые этапы роста и упадка, присущие рыночной экономике.
Центральный банк представляет собой важнейший элемент любой банковской системы. Сосредоточение капиталов и формирование национальных денежных систем способствовали созданию центрального банка. Также на становление двухуровневой банковской структуры повлияло возникновение центральных банков.
В последние годы активно обсуждаются вопросы экономической политики не только среди профессиональных экономистов, но и в широкой общественности. Финансовые кризисы вынудили пересмотреть традиционные подходы к экономической науке и ее практическому применению, что привело к новым размышлениям о роли центральных банков в управлении финансовой системой и экономикой в целом.
Современные центральные банки играют ключевую роль в поддержании финансовой стабильности и мониторинге инфляции. Они используют инструменты денежно-кредитной политики, такие как изменение процентных ставок и операции на открытом рынке, чтобы регулировать денежное предложение и управлять экономическим ростом. В условиях глобализации и финансовой интеграции, центральные банки сталкиваются с новыми вызовами, включая международные финансовые потоки и колебания валютных курсов, которые могут оказывать значительное влияние на национальные экономики.
Одним из важнейших аспектов деятельности центральных банков является их способность проводить адаптивную политику. В ответ на экономические шоки, такие как финансовые кризисы или пандемии, они могут применять нетрадиционные меры, включая количественное смягчение и программы по поддержке ликвидности. Это позволяет не только стабилизировать финансовые рынки, но и стимулировать реальный сектор экономики.
В России, начиная с 1991 года, центральный банк прошел через ряд реформ, направленных на укрепление финансовой системы и расширение своих функций. С каждым кризисом возрастает внимание к его роли как регулятора и защитника финансовых интересов граждан. Таким образом, центральные банки становятся не только инструментами экономической политики, но и стратегическими партнерами, обеспечивающими доверие к финансовым институтам.
Целью данной работы является исследование деятельности Банка России.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть основные цели и функции Центрального банка РФ;
-определить роль Банка России в проведении денежно-кредитной политике государства;
- проанализировать итоги денежно-кредитной политики;
-рассмотреть недостатки и пути совершенствования денежно-кредитной политики Банка России.
Объектом исследования является банковская система РФ.
Предметом исследования — Центральный банк Российской Федерации.
Методами исследования курсовой работы являются: анализ, сравнение, измерение и обобщение данных.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1 БАНК РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Основные цели и функции Банка России
Статья 75 Конституции Российской Федерации определяет особый правовой статус Центрального банка Российской Федерации, закрепляя за ним исключительное право на денежную эмиссию (часть 1) и основную задачу — защиту стабильности рубля (часть 2). Статус, цели, функции и полномочия Банка России также определяются Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими законами [1].
Согласно статье 3 указанного Федерального закона, цели деятельности Банка России включают: защиту и обеспечение стабильности рубля; развитие и укрепление банковской системы страны; поддержку стабильности и прогресса национальной платежной системы; развитие финансового рынка; и обеспечение его стабильности [2].
Основополагающим аспектом правового статуса Центрального банка РФ является принцип самостоятельности – ключевое условие для его функционирования как уникального государственного института, наделенного исключительными полномочиями по выпуску наличной валюты и регулированию денежного оборота. Несмотря на то что такая структура не относится к традиционным государственным органам власти, её деятельность сопряжена с использованием механизмов государственного принуждения из-за ее критической роли для экономического суверенитета.
Центральный банк осуществляет свою работу независимо от федеральных и местных органов управления, что закреплено в законодательном поле. В рамках нормотворческих полномочий он единолично устанавливает обязательные нормативные акты не только для государственных институтов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), но и для частных лиц по вопросам своей компетенции.
Хотя Конституция РФ ограничивает Банк России в законодательных инициативах (статья 104), он активно влияет на законопроцесс через разработку собственных нормативов и экспертизу проектов федеральных законов. Это позволяет ему участвовать в формировании правовой базы страны.
В качестве юридического лица с уставным капиталом, находящимся в собственности государства, Центральный банк обладает финансовой самостоятельностью. Управление активами и золотовалютными резервами осуществляется исключительно Банком на основе законодательных предписаний. Законодательство запрещает изъятие его активов без согласия.
Таким образом, принцип независимости не только определяет уникальное положение Центрального банка в правовой системе России, но и обеспечивает эффективное управление денежной политикой страны с учетом интересов всех участников экономической жизни[13, с. 346].
В законодательстве РФ чётко определено: отношения между Государством и Банком не влекут взаимную ответственность за обязательства друг друга, если это прямо не установлено в правовых актах. В работе Банк находится под строгим надзором Государственной Думы, которая назначает высших управленцев (председателя и членов Совета директоров) и принимает решения о стратегических направлениях денежно-кредитной политики и аудите финансовой деятельности.
В компетенции Банка находятся:
- Регулирование профессиональной сферы на финансовых рынках, в соответствии с федеральными нормами.
- Мониторинг операций по платежным системам согласно законодательству страны.
- Процедуры регистрации выпускаемых и обращающихся ценных бумаг, включая их проспекты и отчетность о размещениях.
Банк обеспечивает:
-Проверку соблюдения эмитентами требований российского законодательства в области акционерного права и рынка ценных бумаг.
- Регулирование корпоративной жизни акционерных обществ, включая контроль за их деятельностью.
В рамках своих полномочий Центральный банк самостоятельно или по поручению правительства осуществляет все необходимые виды операций и сделок для выполнения его ключевых функций [26, с. 320].
Центральный банк осуществляет регулирование валюты на территории России в рамках законодательных норм.
Разрабатывает и определяет механизмы расчетов как с глобальными институтами, иностранными государствами, так и корпорациями различных форм собственности (юридические лица) и физическими субъектами.
Подтверждает стандарты бухгалтерского учета для Центрального банка РФ, кредитных учреждений всех типов, бюро кредитных историй, а также рейтинговых агентств; разрабатывает структуры планов счетов с детализацией методик их применения.
Публикует актуальные курсы иностранной валюты относительно российского рубля.
Включается в процесс формирования прогнозных оценок платежного баланса страны, а также активно участвует в его составлении и анализе.
Создаёт методологию национального счета Российской Федерации по финансам и обеспечивает сбор данных для этой системы учета.
Курирует подготовку ключевых показателей: платежного баланса РФ, международной инвестиционной позиции страны, статистики внешней торговли услугами, долговых обязательств перед иностранными партнерами, резервов и прямых зарубежных инвестиций в Россию [6, с. 262].
Для формирования платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции, статистики внешней торговли услугами, внешнего долга и международных резервов, а также для учёта прямых инвестиций как в Российскую Федерацию, так и вывозимых за её пределы, разрабатывается и утверждается собственная статистическая методология, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок представления первичных данных респондентами по этим формам.
Ведётся анализ и прогнозирование экономической ситуации в стране, при этом публикуются соответствующие отчёты и статистические сведения.
Кроме того, Банк России производит выплаты вкладчикам в признанных банкротами банках, которые не входят в систему обязательного страхования вкладов, согласно установленным федеральным законом порядкам.
Банк также выступает депозитарием средств Международного валютного фонда в рублях, выполняя операции, предусмотренные соглашениями с фондом [16, с. 40].
Осуществляется контроль за соблюдением законов против неправомерного использования инсайдерской информации и манипуляций на рынке.
Также проводится защита прав акционеров, инвесторов, страхователей и вкладчиков на финансовых рынках.
Организует предоставление услуг по передаче электронных сообщений, связанных с финансовыми операциями.
В сотрудничестве с Правительством Российской Федерации реализует инициативы, направленные на повышение уровня финансовой грамотности среди населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
В партнерстве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и осуществляет политику, направленную на обеспечение доступности финансовых услуг для граждан и малых и средних предприятий в России [8, с. 144]. Проводит оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, осуществляемых кредитными организациями и их клиентами — юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных учреждений и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполняет иные задачи в соответствии с федеральными законами.
1.2. Роль Банка России в проведении денежно-кредитной политики государства
В настоящее время, в финансово-экономической научной литературе существует множество точек зрения и подходов к толкованию понятия "денежно-кредитная политика" в зарубежной и отечественной науке. Относительно этого вопроса были проведены исследования с применением научно-методических подходов.
Исследователь В.В. Круглов считает, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс форм и механизмов государственного вмешательства в предложение денег с целью поддержания баланса между предложением и спросом на деньги [23, с. 7].
Ученый М.В. Абрамиян подчеркивает, что денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, связанных с обращением денег и кредитными отношениями, осуществляемых государством с целью регулирования экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и сбалансирования платежного баланса.
Взгляды зарубежных ученых Э. Дж. Долана на денежно-кредитную политику связаны с ее рассмотрением как государственной политики, оказывающей влияние на количество денег в обращении.
Учитывая различные типы политики по нескольким критериям, были выделены особенности денежно-кредитной политики, которые представлены в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституции Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127405/, (дата обращения 14.01.2023).
2.Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127405/, (дата обращения 14.01.2023).
3.Баева Е.А. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности - Тамбов, 2019. - С. 12-23.
4. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: СПАРК, 2021. – 297 с.
5 Голикова Ю. С. Денежно-кредитная политика Центрального банка // Деньги и кредит. – 2022 - N 8 - С. 26- 31
6. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 412 с.
7. Жильникова Е.В. Центральный банк Российской Федерации как особый субъект права: автореф. дис. ... к. юр. н. - Казань, 2019. – 179 с.
8. Клочков Д.А. Правовая природа Центрального банка России // Инновационная наука: межд. науч. журнал. - 2020. - № 02-2. - С. 114.
9.Лаврушин О. И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. – 2022. - N 5. - С. 2-5.
10.Лебедев Е. А. Развитие денежно-кредитной системы в современных условиях : учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2020. - 48 с.
11.Лунтовский Г. И. Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит. – 2019. - N 3. - С. 3-10.
12.Матюхин Г. Г. Центральный банк: проблемы операций на открытом рынке // Банковское дело. – 2021. - N 9. - С. 21-24.
13.Нарышкин, Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (258). - С. 346-348.
14.Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 304 c.
15.Павловский Е.А. Центральный банк: особенности правового статуса // Право и экономика. - 2021. - № 6. - С. 25-29.
16.Пестова А.А. Режимы денежно-кредитной политики Банка России // Вопросы экономики. - 2019. - N 4. - С.38-60.
17.Пименова О.В. К вопросу о статусе Центрального банка как элемента финансовой системы // Аллея науки. - 2021. - № 10. - С. 27-31.
18.Порублева М. А. Совершенствование денежно-кредитной политики Банка России // Банковские услуги. - 2021. - N 6. - С. 2-12.
19.Разу М.Л. Банковское дело. Современная система кредитования. - М.: КноРус, 2019. - 360 c.
20.Рудяков В.А. Политика Банка России в условиях кризиса: предубеждения или добросовестные заблуждения? // Пространственная экономика. - 2022. - N 1. - C.99-114.
21.Селезенев И. А. Особенности правового статуса центрального банка России // Актуальные исследования. - 2020. - №12 (15). - С. 56-58.
22.Синяков А. Политика Центрального банка в условиях платежного баланса и структурных сдвигов // Вопросы экономики. - 2020. - N 9. - С.5-39.
23.Сухов М.И. Современная банковская система России: некоторые актуальные аспекты // Деньги и кредит. - 2019. - N 3. - С.3-6.
24.Токаев, М. М. Центральный банк РФ как специализированный орган государства в области регулирования финансовой системы России // Молодой ученый. - 2021. - № 41 (383). - С. 261-263.
25.Чибриков Г. Г. Политика центральных банков в условиях кризиса // Банковское дело. - 2020. - N 2. - С. 6-9.
26.Шеремета С.В. Центральный банк РФ: его функции и политика // Современные научные исследования. - 2022. - № 3 (3). - С. 315-326.
27. Годовой отчет Банка России - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/about_br/publ/god/, (дата обращения 14.01.2023).